Почвенные ресурсы России

Разделы: География


Цели:

1) изучить закономерности использования почв человеком, дать знания учащимся о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв;

2) познакомить с понятиями земные ресурсы, мелиорация, рекультивация;

3) воспитывать бережное отношение к почве и почвенным ресурсам.

Оборудование: почвенная карта, карта почвенных ресурсов, презентация к уроку “Почвенные ресурсы. Мелиорация”.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Подготовка учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний: “Географическая разминка”.

- Что такое почва?

- Основное свойство почвы?

- Почвообразующие факторы?

- Какие почвы формируются под лесами? (Подзолистые, серые лес)

- В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса? (В степях)

- Какие почвы самые плодородные? (Черноземы)

- В какой зоне происходит накопление солей? Почему? (Полупустынь)

- Органическое вещество почвы? (Гумус)

- Какие почвы преобладает в нашей местности? (Подзолистые, серый лес)

Обратите внимание на карту.

- Какая это карта? (Почвенная)

- Какую информацию дает нам почвенная карта?

Тестовая работа.

- Какой закономерности распространяется почва по территории России? (Почему?)

- Кого называют отцов почвоведения? (Докугаев)

III. Изучение новой темы.

Хорошо. Обратите, пожалуйста, на экран. Как вы понимаете это выражение и докажите. На сколько правильно это выражение.

“Земля – один из главных ресурсов природы, источник жизни. Недаром говорят: “Труд – отец богатства, а земля – мать его”. Почва покрывает поверхность суши почти сплошным тонким слоем. И этот верхний слой в обыденной жизни часто называют просто “землей”. Слово “земля” и “почва” употребляется как синонимы. Нередко отождествляют земельные и почвенные ресурсы. Но это не всегда одно и то же.

Земельные ресурсы – это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, леса и пастбища.

Почвенные ресурсы – это часть земельных ресурсов, используемая в сельскохозяйственном и лесном хозяйстве.

Презентация. Использование почвенных курсов.

Как используются почвенные ресурсы:

- Почвы тундры? (Оленьи пастбища)

- Почвы полупустыни? (Пастбища верблюдов и овец)

- Почвы степей? (Сельскохозяйственные культуры)

Структура земельного фонда планеты не остается неизменной. На неё постоянно воздействуют два процесса, имеющие противоположный характер.

В результате деятельности людей происходит ухудшение, истощение земель. Происходит это прежде всего из-за эрозии. Естественные враги почвы это водная и ветровая эрозия.

Причины развития эрозии почв

Какие мероприятия проводятся против эрозии:

- обработка поперек склонов (чтобы стоковые, талые воды не размывали плодородную часть почвы);

- террасирование (устройство систем ступенчатых террас, предохраняющих склонов от размыва поверхностными водами).

- безотвальная обработка почвы (при такой обработке стебли растения остается на поверхности, предохраняя почву от развевания ветром во время пыльных бурь;

- полезащитные полосы (древесные растения, кустарники защищают поля тоже во время пыльных бурь).

- мероприятия по повышению плодородия почв.

Орошение (где недостаточность или скудная влажность).

к < 1

к1 = 0,3

Осушение. (где избыточное увлажнение к > 1)

Внесение удобрений органических (навоз, торф).

Известкование (где кислые почвы).

Минеральные удобрения (пестицид).

Севооборот (1 год клевер, пшеницу, овес, картофель).

Снегозадержание.

Обработка почвы (новые современные техники).

Выкорчевывание кустарников (для расширения пахотных земель)

Работа по карте.

Какие виды мелиорации преобладают в регионах России?

Осушение. - Где?

Северо-запад.

Русские равнины.

- Противоэрозионные мероприятии – Подмосковье. Северный Кавказ.

Средняя полоса. Юг. Западный и Восточный Сибири.

Почему? (Рельеф неровный, возвышенный, отсутствует лесозащитных полос, нерегулируемый вырос скота, отсутствие противоэрозионный агротехники)

Орошение. – Юг Русской равнины, юг Урала. Особенно Астрахань, Калмыкия. Скудное увлажнение к = 0,1или 0,3

Известкование – зона тайги, некоторые районы смешанных лесов (кислые почвы).

Сообщение:

О экологическом состоянии почв.

Влажность. Рациональное использование почв.

Влияние хозяйственной деятельности.

Выводы.

Новые слова.

Закрепление.

Домашнее задание: § 17. Написать обращение к Правительству о сохранении почвенных ресурсов.