Урок развития речи по теме "Этикетные диалоги" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • сформировать представление об этикетном диалоге;
  • создать условия для проявления познавательной активности учащихся;
  • воспитывать  потребность в соблюдении правил поведения в обществе.     

Задачи:

  • выделить отличительные признаки этикетного диалога;
  • научиться различать этикетные и не этикетные диалоги.

Наглядные пособия и опоры:

  • плакат с изображением литературного героя из произведения Л. Лагина  «Старик Хоттабыч»,
  • карточки  с этикетными и не этикетными приветствиями,
  • карточки с заданиями для работы в группах,
  • разноцветные жетоны для  оценивания учащихся.

 Ход урока

Вступительное слово учителя (диалог с учениками)

– Доброе утро, ребята!  Вижу, что у вас хорошее настроение. Я права?

(Ответы  учеников).

– Я очень рада видеть вас. Надеюсь, юные друзья, что наша встреча будет интересной и полезной. А вы что думаете об этом?

(Ответы учеников)

Работа  по новой теме

Учитель:

– С чего мы начали урок?

С помощью наводящих вопросов, которые зависят от ответов учеников, от речевой ситуации, педагог получает желаемый ответ: УРОК НАЧАЛСЯ С ДИАЛОГА.

Речь сегодня пойдет о диалоге, рассуждая об этикете, мы будем учиться различать этикетные и не этикетные диалоги, а затем  составлять этикетные диалоги.

Надеюсь, что в конце нашего урока вы сможете ответить на проблемный вопрос: помогают ли этикетные диалоги в общении между людьми?

За работу на уроке  ученики будут получать жетоны   (красный – «5», зеленый – «4», синий – «3»).

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

Беседа учителя о понятии «этикет»  по вопросам:

– Где вы встречались со словом «этикет»?

– Что называется этикетом?

– Должны ли мы соблюдать этикет?

Выясняется происхождение слова «этикет» и уточняется его значение,  для этого открывается запись на доске

Этикет (французское  etiguette – ярлык,  этикетка) – правила поведения в обществе, манеры, одежда, формы обращения и приветствий.

Учитель:

– Итак, этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться, значит правильно вести диалог.

Беседа по вопросам:

– Что же такое диалог?                                                

– Чем отличается диалог от монолога?                 

– Как правильно оформить диалог на письме?         

– Из чего он состоит?  

– Сколько реплик может быть в диалоге?

– Всегда ли реплика сопровождается словами автора?

Затем предлагается работа с деформированной схемой диалога (запись схемы на доске).

– Р? –  а.             

Р          а.             

А:

Р.

– Р  –    .

Задание. Расставить недостающие знаки препинания, обосновать свой выбор.

Ученик, выполняющий задание у доски, объясняет постановку знаков препинания.

Учитель:

– С чего чаще всего начинается любой диалог? С этого  и я начала разговор с вами.

(С приветствия)

На доске расположены карточки  с этикетными и не этикетными приветствиями.

Здра_ствуйте                                       зд_рово                       добрый веч_р

пр_вет                                                  добр_е утро                наше вам с кист_чкой

рад вас пр_ветствовать                      пр_ветик

Задания.

  1. Убрать не этикетные приветствия.
  2. Вставить  в словах пропущенные буквы.
  3. Прокомментировать пропущенные орфограммы.        

Учащиеся записывают эти слова в тетрадях, вставляя пропущенные буквы.

Несколько учеников по очереди работают со словами у доски.

Учитель задает вопрос:

– Какое самое распространенное приветствие? (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

Послушайте, что об этом говорит Владимир Алексеевич Солоухин в своем стихотворении, которое так и называется «Здравствуйте».

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения В.А. Солоухина «Здравствуйте»

     Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
     Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Учитель:

– Вы изучаете английский язык и знаете, как звучит это приветствие  на английском языке (Hello!). 21 ноября  исполняется 35-ая годовщина «Хэлло Дэй». В этот день люди во всем мире, желающие отметить этот праздник, говорят приветливое «здравствуйте» десяти незнакомым людям. Почему же это слово получило такое уважение? Вот что думает об этом В. А. Солоухин.

Учитель продолжает чтение стихотворения «Здравствуйте»    

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья   прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель:

Если вы захотите поговорить с другом, как сможете привлечь его внимание?

(ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБРАЩЕНИЕ)

– Вы помните, с какими словами я обратилась к вам в начале урока?

(РЕБЯТА,  ЮНЫЕ ДРУЗЬЯ!)

– Нужно ли при обращении использовать этикетные слова?

Педагог  предлагает прослушать диалог двух одноклассников – Вольки и Гоги – из книги Л.Лагина «Старик Хоттабыч» и определить, является ли диалог этикетным, обратить внимание на обращения.  Заранее подготовленные ученики читают диалог на фоне плаката с изображением Хоттабыча.

… Только Волька оказался во дворе своего нового дома, как его окликнул до противности знакомый голос:

– Эй, псих! Что это за старикашка, с которым ты сегодня уходил из школы?

– Не старикашка, а старик. Это папин знакомый … из Ташкента.

– А вот ке-э-эк пойду к твоему папке да ке-э – эк расскажу про твои художества на экзамене!

– Ох, давно ты у меня, Пилюлюшка, леща не зарабатывал! Да я тебя, ябеду проклятую, сейчас в порошок изотру!

– Э-э! Это ты брось! Скажи, пожалуйста, уже и пошутить нельзя!

Самый настоящий псих!

Дети высказывают свои мнения.

Учитель предлагает группе учащихся (№ 1) исправить этот диалог на этикетный.

Остальных учащихся класса делит на две группы, давая каждой  группе индивидуальное задание.

Задание для 2 группы. Выберите фразы,  соответствующие правилам поведения во время беседы.

Задание для 3 группы. Выберите из предложенных фраз те, которые не соответствуют правилам поведения во время беседы.

Каждая фраза на отдельной карточке:

  • Говорите спокойно.
  • Говорите очень быстро, ведь вы можете куда-нибудь опоздать.
  • Если у вас плохое настроение, можно и нагрубить.
  • Не размахивайте излишне руками.
  • Подбирайте слова, чтобы не обидеть собеседника.   
  • Не обязательно слушать собеседника, если вам не интересно.
  • Говорите отчетливо, не спешите.
  • Умейте слушать другого.
  • Во время разговора вы можете кричать.
  • Разговаривая, машите руками, чтобы вас лучше поняли.
  • Если вам очень хочется что-то сказать, можете прервать собеседника.
  • Во время разговора не прерывайте собеседника.

Дети работают в группах.

Проверка выполненных заданий  в группах.

Группа № 1 зачитывает исправленный,  т.е. этикетный, диалог.

Группа № 2 озвучивает правила поведения, соответствующие этикету. 

Группа № 3 называет фразы, которые они посчитали не соответствующими этикету.

Минутка отдыха

Учащимся предлагается встать и выйти из-за парт.

Услышав фразу, соответствующую этикету, ребята должны хлопнуть в ладоши.

Если выражение не соответствует этикету – потопать ногами.

Учитель произносит фразы:

– будьте любезны,                  – добрый вечер,

– благодарю вас,                     – отстань от меня,

– эй,  иди сюда,                       – надоело мне тебя слушать,

– уйди с дороги,                      – извини меня,

– пожалуйста,                          – прошу прощения.

Учитель.

– Сейчас очень распространенными стали диалоги по телефону. Нужно ли соблюдать этикет  во время телефонного разговора? (Ответы учеников).

Во время разговора  следует поздороваться, представиться и  не забывать о «вежливых» словах.

Сегодня мы вспоминали разные правила поведения в обществе (этикет). Послушайте стихотворение  «Пожалуйста, потише»  из передачи «Радионяня» и скажите, какое еще правило необходимо соблюдать во время  телефонного разговора, если вас окружают посторонние люди?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

– В музее, кинотеатре и трамвае
О том, о сем друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что, как в лесу дремучем, мы кричим.
О том, что мы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А между прочим, дождика все нет.
– Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише! Тсс! Тсс!
– В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас не привела,-
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.

После прослушивания ученики формулируют еще одно правило поведения при разговоре.

Учитель делает вывод:

Нельзя забывать о том, что рядом с нами находятся люди, которым совсем не интересно слушать про наши  личные дела.

Ролевая игра «Этикет».

Предлагаемые обстоятельства.

  1. Уступая место пожилому человеку, вы скажете …
  2. Вы получили подарок, который вам не совсем понравился, но при этом говорите …
  3. Вы случайно толкнули прохожего и скажете при этом …

Заключительная часть урока

Учитель предлагает учащимся вернуться к проблемному вопросу, и ответить на него.

Объяснение домашнего задания.

Упражнение № 239. Опишите изображенное на рисунке. Дайте детям имена. Включите в ваше описание диалог, употребляя вежливую форму обращения.

Выставление оценок с учетом полученных жетонов (красный – 5, зеленый – 4, синий – 3).