Экологический путеводитель-игра для декады биологии и экологии (7-й класс)

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 7


Цель: формировать у учащихся познавательный интерес к животным, закрепить экологические знания о живой природе, воспитывать бережное отношение к природе.

Оформление: изображение растений, животных в лесу.

Сценка

Действующие лица: лесничий, эрудит, спортсмен, мухомор, манул, шмель, летучая мышь, змея, лилия – саранка.

Спортсмен (громко): Как мы теперь выберемся из этого непроходимого леса?

Эрудит: Не волнуйся, с нами мой дядя, лесничий.

Лесничий: В лесу нужно вести себя тихо и осторожно, чтобы не помешать лесным жителям и не попасть в беду.

Спортсмен (кричит): Какую еще беду? Почему я должен говорить тихо?
«Вылетает» летучая мышь.

Спортсмен: Ой! Она сейчас вцепится в волосы и будет сосать кровь.

Эрудит: Что ты! Это полезные животные, их около 1000 видов, а в Красной книге 5 видов. И лишь некоторые питаются кровью животных, соком растений, плодами, в основном рукокрылые – насекомоядные и приносят огромную пользу, истребляя большое количество насекомых – вредителей лесного и сельского хозяйства.

Спортсмен: А змеи здесь есть?

Лесничий: В лесах Томской области есть ужи и гадюки.

Спортсмен: А вдруг она на меня нападет и укусит?

Лесничий: Гадюки сами не нападают, если на них не наступить по неосторожности.

Эрудит: В Африке есть племена, которые делают небольшие ранки и втирают в них сок растений вместе с ядом разных змей. И после этого змеи им не страшны.

Спортсмен: Ой, я на что-то мягкое наступил. (пинает мухомор)

Лесничий: Зря ты это сделал. В лесу ничего лишнего нет. Мухоморы нужны некоторым животным как лекарство, например, лосям и оленям. Человек настойкой из мухоморов лечит заболевания суставов и ногтевой грибок.

Вылетает шмель.

Спортсмен: Вот уж это жужжащее насекомое никому не нужно!

Эрудит: Ты не прав. Это шмель, если за ними последить, то можно увидеть, что они перелетают с цветка на цветок не как попало, а летят к растениям определенного вида – то к клеверу, то к горицвету, то к шалфею. Шмели опыляют эти растения, поэтому без них эти виды растений просто бы исчезли.

Спортсмен: Смотрите, какой красивый сибирский кот, неужели потерялся?

Лесничий: Странно, это манул – дикая кошка, но водится он на юге Сибири. Манул – хищник, питается в основном грызунами. Он не такой безобидный, как кажется, может сильно поцарапать.

Эрудит: Я знаю, что название «манул» - монгольское. Манул занесен в Красную книгу.

Спортсмен: Что это?

Эрудит: Лилия – саранка. У нее съедобные вкусные луковицы.

Спортсмен: Я хочу попробовать.

Эрудит: Нельзя. Луковицы – органы вегетативного размножения, а саранок и так мало, мы же не умираем с голоду.

Эрудит: Вот мы и вышли из лесу. Вы заметили, что все организмы, которые мы встретили, в основном из Красной книги, это грустно.

Спортсмен: Зачем грустить? Главное – нужно знать, как вести себя в лесу, узнавать как можно больше о животных и растениях.

Лесничий: Хорошо, что ты сделал правильные выводы в конце нашего путешествия. Человек должен быть ближе к природе, любить ее, а значит и знать.

Эрудит: Ребята, мы хотим проверить ваши знания о природе и предлагаем интересные конкурсы на звание лучшего эколога.

Спортсмен: Соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями. Итак, пусть борьба кипит сильней, и наша дружба крепнет с ней!

Звучит музыка Космоса.

I Вступление

Ведущий 1.

Я иду по лесам, раздвигая зеленые ветки,
Я иду по лугам, раздвигая цветущие травы,
Я иду по земле, раздвигая прозрачный воздух,
Я такой же как дерево, как облако, как вода…
В. Солодухин

Ведущий 2.

До теперешней нашей Земли, до ее снегов, метелей
Бронтозавры не доползли, птеродактили не долетели
Это личная их беда, за нее никто не в ответе.
Заблудились пошли не туда, смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит, ветвь направо и ветвь налево.
«Человек разумный» сидит на вершине этого древа.
А над ним проносится век, повороты, круговороты,
Да неужто и человек – тупиковая ветвь природы?
Ведущий-1: объяснение правил игры и представление команд.

II Конкурс «Ну и задачки?»

  1. Ученые подсчитали, что на Земле каждую минуту вырубают примерно 20 га леса. Сколько за 10 минут, за час, за год? (200 га, 1200 га, 7300 га)
  2. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250 лет. Сколько лет потребуется для образования 20 см? (5000 лет)
  3. Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил? (16,5 лет)

III Блиц – конкурс (ведущий 2)

Назовите одним словом:

А) царство животных - … фауна.

Б) царство растений - … флора.

В) углекислый газ, хлорофилл, свет, вода - … Фотосинтез.

Г) симбиоз, грибы, водоросль - … Лишайник.

Д) воздушная оболочка Земли - … Биосфера.

Е) взаимовыгодное сожительство двух или нескольких организмов - … симбиоз.

Какое растение является символом России? (лиственница)

IV «Легкие» планеты (ведущий 1)

  1. Какое дерево называют музыкальным? (клен)
  2. Самое распространенное дерево в России? (лиственница)
  3. У какого растения самый большой цветок? (раффлезия)
  4. Какое дерево самое долгоживущее? (сосна остистая)
  5. У какого растения самые длинные корни? (инжир)
  6. Какое дерево самое высокое? (секвойя)
  7. Какое дерево самое толстое? (баобаб)
  8. Назовите самое длинное растение (лиана-ротанг)
  9. Назовите самую высокую траву (бамбук)
  10. Какие садовые цветы едят? (календула, роза, хризантема, топинамбур)
  11. У какого дерева самая тяжелая древесина? (железное дерево)
  12. У какого дерева самая легкая древесина? (бальсовое дерево)
  13. Какой лес считают легкими планеты? (Сибирь)
  14. Назовите самое морозоустойчивое дерево (лиственница даурская)
  15. Какой цветок называется как конфета? (ирис)
  16. Какое дерево цветет последним в году? (липа)
  17. У какого хвойного дерева опадает хвоя? (лиственница)

V Конкурс «Братья наши меньшие» (ведущий 1)

  1. Назовите самых больших и сильных птиц. (орел, беркут-бородач, бел.журавль, лебедь-кликун)
  2. Назовите самых лучших мастеров пения в лесу, в поле, в роще. (дрозд, жаворонок, соловей)
  3. Кто летает быстрее всех? (стрижи)
  4. Для чего улиткам рожки? (осязание, вкус)
  5. У каких животных больше всего зубов? (моллюски-терки 750 тыс.зубов)
  6. У какого животного самые большие глаза? (гигантский кальмар)
  7. На какие группы делятся организмы по способу питания? (автотрофы, миксотрофы, гетеротрофы)
  8. Какая рыба вьет гнездо? (колюшка)
  9. Какие классы моллюсков прячутся в свой домик? (брюхоногие, двустворчатые)
  10. Какой класс моллюсков не имеет головы? (двустворчатые)
  11. Какие животные поднимают тяжести намного больше своего веса? (пчела, муравей)

VI Конкурс пантомима! (ведущий 2)

(Слон, змея, аист, белка). Изобразить задуманное животное (другие команды отгадывают).

VII (Ведущий 1) Написать и озвучить поведение в лесу (во время подготовки шутки с болельщиками).

VIII Живые барометры (народные приметы) (ведущий 1)

  1. Птицы сидят, нахохлившись – к непогоде.
  2. Дятел выстукивает «дробь» – к перемене погоды.
  3. Стрижи активно летают - к ясному дню.
  4. Стрижи летают низко – к дождю.
  5. Петухи поют вечером - к перемене погоды.
  6. Вечером громко квакают лягушки – к хорошей погоде.
  7. Лягушки вылезают на берег – к дождю.
  8. Кошка спит, спрятав нос – к холоду.
  9. Собака катается по земле - к холоду или дождю.
  10. Если вороны и галки сидят на нижних ветках деревьев – будет ветрено.

IX № 6 (ведущий 2)

«Составить название рыб»

Тапвол (плотва)

Алгбеу (белуга)

Дукса (судак)

Знаас (сазан)

Секрат (треска)

Арьсак (карась)

Егмас (семга)

Бовал (вобла)

Торес (осетр)

Млина (налим)

X № 7 (ведущий 1)

«Составить название животных»

Я, шаг, лук (лягушка)

Кол, ива, стог (головастик)

Ваш, как (квакша)

Рана, сад, мал (саламандра)

XI Конкурс «Человек будущего» (ведущий 2)

Показать маску человека будущего и прокомментировать

XII Обращение к человечеству (ведущий 1) по охране природы плакат с комментариями и призывом.

XIII (Ведущий 2) Шуточная разминка № 1

Птица – кашевар (сорока)

Солнечный макияж (загар)

Хитрый гриб (лисичка)

Бабочка из шкафа (моль)

Рост змеи (длина)

Обувь с ресничками (инфузория-туфелька)

Мумия абрикоса (курага)

Нежный хищник (ласка)

Глупый репей (лопух)

Прибор, через который амеба разглядывает людей (микроскоп)

ЗАГАДКИ

  1. Кто на свете ходит в каменной рубахе? (черепаха)
  2. Опасный морской хищник. (акула)
  3. Крылья есть, не летает, ног нет, а не догонишь. (рыба)
  4. С буквой «с» живу в пруду, все рыболовы меня знают. С буквой «ф» за красоту меня жар-птицей называют. (сазан-фазан)
  5. Сероспинный, красногрудый, в зимних рощах обитает, с первым снегом прилетает. (снегирь)

Список используемой литературы:

  1. Т. Н. Бондаренкова, И. В. Ткаченко «Загадки природы и человека», Ярославль, «Академия развития» 2008 г.
  2. Н. Л. Галева «Современный кабинет биологии», Москва, «5 за знания» 2005 г.
  3. Ред. – сост. Л. И. Жук «Часы веселых затей», Минск, «Красико – Принт» 2000 г.
  4. Т. И. Жукова «Часы занимательной зоологии», Москва, «Просвещение» 1989 г.
  5. В. В. Нестеров «Зоовикторина», Москва, «Просвещение» 1989 г.
  6. И. П. Сосновский «Редкие и исчезающие животные», Москва, «Энергоатомиздат» 1987 г.