Методическая разработка урока "Аппликация. Витражи на ткани и стекле"

Разделы: Технология


Цель: Освоение техники витражной аппликации.

Задачи урока:

  • Повторить технику выполнения аппликации.
  • Ознакомиться с технологией витража на стекле.
  • Изготовить витражную аппликацию.
  • Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Наглядные пособия: образцы аппликаций, фотографии, образцы швов, технологическая карта, электронная презентация.

Материалы и оборудование: швейная машина, утюг, гладильная доска; ножницы, иголки, булавки; лоскут, ткань, флизелин, нитки, копировальная бумага, проутюжельник; мультимедийный комплекс.

Межпредметные связи:

  • сопутствующие – изобразительное искусство, история, ОБЖ;
  • опережающие – химия.

Подготовка к уроку

Для этого урока подготовлена электронная презентация. В ее слайды включены основные определения, таблицы, схемы, фотографии и рисунки для иллюстрации рассказа.

Для организации работы обучающихся подготовлены бланки: “Карта учета” для самооценки своей работы во время урока (Таблица № 1). Предложены эскизы витражной аппликации, технологические карты.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка организации рабочего места.

Сообщение темы занятия и задачи, которые обучающиеся должны решить на нем.

Предложить провести самооценку своей работы во время урока, при помощи карты учета. Назначить котроллеров, которые проведут анализ выполненных работ, назовут типичные ошибки, выберут лучшие работы для выставки.

Таблица № 1

Карта учета

Фамилия
имя

Самооценка

Оценка
контролер учитель

За каждый правильный ответ ученица ставит себе в карту учета знаний и умений “+”. В конце урока будут подведены итоги и выставлены оценки.

II. Повторение пройденного материала

Блиц опрос + Презентация (приложение 1).

Для активизации внимания обучающихся на слайде чередуются: определение и образцы аппликаций, виды крепления ткани и виды обработки.

Фронтальный опрос.

Классу задаются вопросы, предполагающие краткие ответы:

Слайд 1. Что называется аппликацией? Где применяется аппликация?

Слайд 2. Какие материалы и используются для выполнения аппликации?

Слайд 3, 4, 5, 6, 7. Какие виды крепления аппликации вы знаете?

Слайд 8. Какие виды аппликации по сложности выполнения вы знаете?

III. Сообщение познавательных сведений

Вводная беседа.

Аппликации могут быть как простыми, так и сложными, состоящими из нескольких или множества элементов. Но в любом случае элементы должны быть стилизованными, без лишних деталей с четким правильным контуром, если подчеркнуть контур узора с помощью косой бейки (канта), мы придадим аппликации сходство с витражом.

Что такое витраж мы узнаем из презентации работы “Витраж “Нежность” выполненный ученицей нашей школы Комшуковой Марией.

Презентация “Витраж “Нежность” (Приложение 2).

Слайд 1. Определение.

Слайд 2,3. История.

Слайд 4. Алгоритм изготовления современного витража.

Слайд 5, 6, 7, 8. Этапы работы.

Слайд 9. Результат (Приложение 3).

Так выполняется витраж на стекле, а сегодня обучающимся предлагается выполнить витражную аппликацию на ткани.

IV. Практическая работа

Инструктаж по безопасности труда.

Требования безопасности перед началом работы

  1. Надеть спец одежду, волосы убрать под косынку, вымыть руки.
  2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок.
  3. Убедиться в исправности электрической швейной машины и электроутюга.

Правила безопасности труда во время работы:

  • Хранить иголки и булавки в определенном месте.
  • Не пользоваться ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иглы и булавки в рот.
  • Ткань прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
  • Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать ручками вперед.
  • Не наклоняться близко к движущимся частям машинки.
  • Не держать пальцы рук около лапки швейной машины.
  • Перед стачиванием изделия на швейной машине убедится в отсутствии булавок или иголок на линии шва.
  • Включать и выключать утюг сухими руками, следить за нормальной работой утюга, отключать от сети за вилку.

Физкультминутка.

Гимнастика для глаз

Исходное положение, сидя на стуле.

  1. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна) 8–10 раз.
  2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно 8–10 раз.
  3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении 4–6 раз.
  4. Выполнить частые моргания в течение 15–30 секунд.

Практическая работа. Изготовление витражной аппликации.

Работа в группах по технологической карте и готовому эскизу (приложение 4).

Таблица

В процессе работы целевой обход:

  • Контроль правильности выполнения работы.
  • Контроль соблюдения правил безопасности работы.
  • Помощь учащимся, испытывающим затруднения.
  • Контроль объема и качество выполненной работы.

V. Подведение итогов урока

Выставка и защита работ обучающихся.

Самооценка по картам учета.

Выставление оценок и их аргументация.

Закрепление материала. Рефлексия:

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Почему эту аппликацию называют витражной?
  • Легко ли вам далось освоение витражной техники?
  • Какая из выставленных работ вам понравилась больше всего и почему?

VI. Заключительное слово учителя

Витражная техника аппликации, которую обучающиеся осваивали сегодня на уроке, достаточно сложна и требует аккуратности и терпения при работе, но большинство с этой задачей справились. Подтверждением этих слов могут служить изделия, представленные на этой выставке. В лучших работах умело подобрана цветовая гамма, швы выполнены аккуратно. Изучение специальной литературы, терпение, труд помогут достичь хороших результатов. Ежегодно в 4 четверти учебного года выполняется творческое проектирование, где учащиеся могут выбрать темой проекта витраж и витражную аппликацию.

Домашнее задание: Завершить работу, подобрать эскизы для витражной аппликации в индивидуальных работах.

Рекомендуемая литература

  1. Барлыкина Л.П., Соколова СЕ. Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс. - М: “5 за знания”, 2006. - 208 с. ISBN 5-98923-017-6.
  2. Гончаров Б.А., Елисеева Е.В.Под редакцией Симоненко В.Д. Технологи 8 класс. Учебник для учащихся 8 класса. - М: Издательский центр “Вентана Граф”, 2005. ISBN 5-9252-0172-8.
  3. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 480 с. ISBN 5-7695-0687-3.
  4. Павлова О.В. Технология. 8 класс (девушки): поурочные планы по учебнику под редакцией Симоненко В.Д. - Волгоград: “Учитель”, 2008. - 301 с. ISBN 978-5-7057-1406-3.