Коммуникативные качества речи

Разделы: Русский язык


Общедидактическая цель:

Изучить материал и первично закрепить новые знания.

Триединая дидактическая цель:

образовательная:

- создание условий для приобретения новых знаний по теме “Коммуникативные качества речи”;

- побуждение учащихся к активному осмыслению материала;

- формирование познавательной самостоятельности и развитие творческой активности.

развивающая:

- создать условия для развития логического мышления, внимания, памяти, самостоятельности;

- способствовать развитию коммуникативных навыков (чтения, слушания, говорения, письма) и рефлексивных навыков;

- развитие навыков получения и переработки информации через применение информационно-комьютерные технологии.

воспитательная:

- создать условия для воспитания интереса и уважения к родному языку; культуры общения, чувства ответственности за результаты своего труда; чувства товарищества;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру.

Содержание учебного материала отбиралось в соответствии с целями урока (работа над понятием, развитие общеучебных умений и навыков), личности качеств учащихся, их возрастных и психологических особенностей.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, групповая

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (лекция одноклассников);

- репродуктивный (самостоятельная работа – выполнение теста);

- исследовательский (работа с текстом);

- проблемного изложения (проблемный вопрос на итоговом этапе урока).

Формы реализации методов: лекция, тест, сочинение-миниатюра.

Средства обучения:

- технические: компьютер, экран, медиапроектор;

- наглядность: презентация “Рецепты хорошей речи”, буклет;

- дидактический материал: тесты, текст.

Оптимальная система контроля:

Контроль со стороны учителя, самоконтроль и взаимоконтроль.

Проект урока

1. Организационный момент.

Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Дидактическая задача: обеспечение мотивации и принятия учащимся цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. А) фронтальный опрос по ранее изученному материалу; б) осознание темы урока, формулирование целей.

3. Первичное усвоение учебного материала.

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

Лекция на тему “Древние рецепты хорошей речи”. Лекция подготовлена учащимися по материалам учебника и дополнительным материалам. (См. презентацию к уроку). Всего четыре лектора, учащиеся рассказывают об одном из качеств речи. Каждый участник урока оценивает речь лекторов по критериям: правильность, ясность, красота, уместность.

4. Осознание и осмысление учебного материала.

Дидактическая задача: установление правильности и осознанности нового учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.

Тестовое задание. Задание учащимся предложено по материалам ЕГЭ. (См. презентацию к уроку)

5. Закрепление знаний.

Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в стандартной и изменённой ситуации.

Анализ текста.

6. Обобщение и систематизация знаний, подведение итогов занятия.

Дидактическая задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

7. Рефлексия.

Дидактический материал к уроку.

Таблица “Оцени лектора”

Лектор/ качества речи Правильность Ясность Красота Уместность
Иванов А.        

Тестовое задание.

1 вариант.

1. В каких словах первый слог ударный?

а) жалюзи б) свёкла в) столяр г) кухонный

2. Укажите примеры без словообразовательных ошибок.

а) отменение закона б) упорность в достижении целей в) учтительное отношение

г) осуждение чинопочитания

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения

Анализируя стихотворение,

а) я получил отличную отметку б) мне поставили отлично в) у меня возник вопрос

г) указываются выразительные средства.

Текст.

Как допускается порча хорошего настроения.

Осуществив возращение домой со школы, я проделал определённую работу по сниманию куртки, шапки, кроссовок, переодеванию в домашнюю одежду и усаживанию за компьютер.

Мама в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметания пола и мойку посуды. По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего поведения, предъявлялись претензии по поводу моего бесконечного сидения за компьютером и безответственного отношения к учёбе. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент времени своего законного права на заслуженный отдых после уроков. Однако мама не сделала соостветствующих выводов, не прекратила своих нарекающих высказываний, в которых отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как – то : совести, стыда, ответственности.

После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений, мы приступили к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утрачившего свои вкусовые качества.

Вот как у нас в семье порой ещё допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.

Буклет “Древние рецепты хорошей речи”

Правильность:

- это так традиционно сложилось, потому что разумно;

- разумное и традиционное постоянно взаимодействуют, ища компромисса друг с другом;

правильно – это соответственно норме.

Рецепт 1.

Говорить и писать правильно – значит говорить и писать так, чтобы тебя поняли.

Ясность:

- ясность речи обычно замутняют многословие и недоговорённость;

- “болтает” человек, когда не знает, что именно хочет сказать, “льёт воду”;

-неясность речи ведёт к появлению слов “паразитов”

Рецепт 2.

Ясная речь – это такая речь, в которой то, что вы сказали, соответствует тому, что вы хотели сказать или написать.

Красота:

- как в обществе, так и в языке есть свои представления о “прекрасном” и “безобразном”;

- сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают”цветы красноречия”.

Рецепт 3.

Писать и говорить красиво – значит писать так, чтобы написанное тобой соответствовало принятым в современном обществе представлениям о красоте.

Уместность:

- упорядоченность речи;

- соблюдение грамматических норм русского языка;

- планирование устной и письменной работы.

Рецепт 4.

У каждого слова своё место в речи.

Полезные советы.

  • Избегай многословия.
  • Всегда знай, какова цель твоей речи.
  • Говори кратко, просто, понятно, точно.
  • Избегай речевого однообразия.
  • Умей находить общий язык с любым собеседником.

“Краткость – сестра таланта”. А.П.Чехов.

“Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть”. М.Горький.

Язык – душа народа, в нём сказывается его порода. Пословица.