Музыкально-литературная композиция "Весенний хоровод"

Разделы: Музыка


Предварительная работа.

  • На предыдущих уроках учащиеся знакомятся с разнообразием жанров русской народной песни.
  • Знакомятся с творчеством композиторов, использовавших в своей музыке лучшие образцы русского народного песенного фольклора.
  • Работают над домашним заданием: самостоятельно находят пословицы о временах года.
  • На дополнительных занятиях овладевают техникой игры на трещотках, ложках.

Оборудование:

  • Магнитофон.
  • Музыкальные инструменты: трещотки, ложки.
  • Фонохрестоматия к урокам музыки (4 класс).

Цели урока:

  • закрепить умение различать интонационные способности русской народной музыки;
  • развивать творческие способности детей, умение распевать народные тексты;
  • прививать любовь к Родине, к русской природе.

ХОД УРОКА

Дети входят в класс, исполняя весеннюю закличку:

- Кулик весна!

- На чем пришла?

- На кнутике.

- На хомутике.

Покинь сани, возьми воз мы поедем во Ростов
Весне поклониться, из родничка напиться!

  1. Сегодня здесь весну встречаем
  2. И с поклоном приглашаем
    Всех кто любит веселиться
    И смеяться и резвиться!

  3. Собрались мы позабавиться да потешиться
    Пошутить да посмеяться!
    Смех вам да веселье!

Учитель: Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости дорогие! Сегодня наша встреча посвящена русскому народному творчеству (заклички, хоровод, песни, музыка). Благодаря музыке мы побываем на Руси в далеком прошлом, когда наши предки – славяне – были язычниками и поклонялись природе – солнцу, ветру, лесам, полям, камням, Матери – земле. (На доске появляется иллюстрация большого яркого солнца)

Славяне считали, что природа населена добрыми и злыми духами. Духов необходимо умилостивить, чтобы они не мешали человеку в труде. Все верования славян сопровождались закличками и заговорами, пением, плясками, хороводами.

Закличка, которую мы исполнили, тоже была частью народного праздника. Но какого?

Дети: Встреча весны.

Учитель: Весна! Благодатная, долгожданная! Много песен, стихов, поговорок сложено в народе об этом времени года. А вы знаете их?

  • Март зиму кончает, весну начинает.
  • Март неверен: то плачет, то смеется.
  • Вешнее солнышко землю воскрешает.
  • Март и снегом сеет, и солнцем греет.

Учитель: кроме пословиц есть и загадки.

  • Была белая да седая, пришла зеленая, молодая. (Весна)
  • Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет (Весна)
  • Черный, проворный, кричит: “Крак!” - всем червякам враг. (Грач)

- Ребята, какие птицы возвращаются первыми из теплых краев? (Грачи)

Правильно, с их прилетом начинается весна! Вы знаете, на какие месяцы делится весна, а вот что каждый месяц означает?

  1. В народе весна делится на весну – света (март – протальник), весну – воды (апрель-снегогон) и весну – зеленой травы (май – травень).
  2. Март – первый месяц весны. Еще лежит снег, но солнышко пригревает ласковей.
  3. Недаром говорят: “Весна – зажги снега!” зазывали весну, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, чтобы снег в полях растаял, чтобы хлеба взошли.

Учитель: слово “март” пришло к нам из Византии. Март, мартус – первый месяц весны, назван так по имени Бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда. Наши предки называли этот месяц – “сухый” (сухий) – в это время года мало осадков, сухо в лесу.

“Протальником” звали из-за быстрого таяния снегов и появления проталин. В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени еще зима, а на солнышке – капель, лужи. Ярче свет, выше солнце, длиннее дни в первом весеннем месяце. И в этой нарастающей светлыни дня слух все чаще улавливает разноголосые “птичьи разговоры”.

Март – время прилета птиц. После долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали теплую весну – красну!

В стародавние времена, когда человек одушевлял не только все живое вокруг, но и времена года, зародился обычай звать, кликать весну.

Давайте и мы весну зазывать. Какие добрые слова о весне знаете?

Исполнение заклички (дети показывают движения в хороводе).

Иди, весна!
Иди, красна!
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Большой урожай в наш край!
Весна, весна красная!
Приди весна с радостью
С великой милостью!
Со льном высоким!
С корнем глубоким!
С дождями сильными!
С хлебами обильными!

Учитель: Ребята, а вы обратили внимание, что весну мы закликали – ходили по кругу. Почему?

Ребенок: Круг символ солнца, крестьянин видел в нем магические свойства, способные ускорить пробуждение природы, рост растений, увеличить приплод.

Учитель:

Улетели все метели убежали холода,
Светит солнышко сильнее, нету снега, нету льда.
Громко птицы распевают - все весну красну встречают!

Фонограмма. Выход ласточки.

Учитель:

Ласточка, ты, где была?
Что за весть принесла?

Ласточка:

За морем бывала
Весну зазывала
Несу, несу вам весну – красну!

Подлетает к двери, машет крыльями. Входит весна. Дети встали, подыгрывают на инструментах, декламируют.

Дети:

Идет матушка весна
Отворяет ворота
Первый март пришел
Всех детей провел
А за ним апрель
Отворил окно и дверь
А уж как пришел май
Сколько хочешь, гуляй!

Весна:

Вы ребята не скучайте
Весну красную встречайте
Снег да холод прогоню
Тепло с юга принесу
Побегут кругом ручьи
Брызнут солнышка лучи
Ярче вы лучи, сияйте
И земельку согревайте
Зеленейте стебельки
Расцветайте все цветки
Из-за моря вереницей
Поскорей вернитесь птицы!

Ласточка:

Что за славный денек
Собирайся народ в хоровод!
Станем кругом ходить, да весну веселить
Хоровод заведем, дружно все запоем!

Исполнение русской народной песни: “Вот уж зимушка проходит”.

Весна:

Вы меня повеселил, позабавили
Да и я не останусь в долгу
Гостя веселого вам позову
В моем лесу живет дедушка Эхо
С ним разговаривать просто потеха
Давайте крикнем все: “Ау – у - у!”
В ответ услышим …

Эхо: У – у – у!

Весна: Cкажем все “Иди сюда!” Отвечает Эхо:

Эхо: А – А – А!

Весна: крикнем дедушке: “Ты где?” отвечает он:

Эхо: Бе – бе – е!

Весна:

Хватит дедушка шалить
Только бы тебе шутить
Иди сюда, мы ждем тебя!

Появляется Эхо.

Эхо:

Я в лесу живу
Целый день кричу
Отвечаю тут и там
Самым разным голосам
Только я хочу сказать
Что люблю и поиграть,
Пошутить, побаловать!

Учитель: Дедушка, а с нашими ребятами поиграешь?

Эхо: Поиграю.

Тут мои лесные зверюшки
Прислали свои игрушки
Набрал я их целый мешок
Ну-ка, помоги мне дружок.

Вот белочки мне орешки дали
Чтобы здесь с ними вы поиграли.

Игра “Кто быстрее соберет орехи”.

- Следующая игра посложнее. Эти грибы мне ежи принесли.

Игра “Кто больше грибов соберет”.

Весна предлагает Эхо посидеть, отдохнуть.

- Пока Эхо отдыхает – девицы-красавицы пляску затевают.

Хоровод “Березка”.

Ребенок:

Я – удалый молодец
На ложках играю
Парней созываю
Братцы выходите
Девчат повеселите!

Играют на ложках.

Весна:

Залетися плетень, заплетись!
Ты завейся труба золотая!

Учитель: А сейчас мы проведем игру “Плетень”.

Русская народная игра “Плетень”

Учитель: Весну красную мы встретили, да как праздник наш прошел не заматили.

Эхо: Спасибо вам, ребятушки!

Ласточка: Что в гости нас пригласили!

Весна: Но нам пора –

Все: До свидания детвора!

Уходят.

Учитель: Наша встреча проходит в день особенный. Сегодня 21 марта, а это значит – день весеннего равноденствия. Когда день с ночью меняется. Полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь. В этот день по традиции отмечали новый год – к весне поворот. Утром по-старинному русскому обычаю хозяйки напекут из теста жаворонков, смазывают их головки медом и одаривают детей. Ребятишки посадят их на высокие шесты и побегут за околицу звать птиц:

“Ой, кулики-жаворонушки
Прилетите к нам водонушки
Принесите нам весну – красну
Весну – красну – лето теплое!”

Итак, наша встреча подходит к концу. Вы все ребята очень старались. Каждый музыкальный номер отличался чем-то особенным, но много в них было общего. Все номера были связаны с одним временем года и народным обрядом. Надеюсь, что наш общий праздник ускорит приход весны! А мы еще раз приобщились к культуре, традициям нашего народа!