Урок русского языка (УМК "Гармония"). Тема "Применяем знания, совершенствуем умения"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: закрепление освоенного способа решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Взгляд ваш мою душу согревает
А энергия мне силы придает
Смех меня весельем заражает
Дружба детская меня не придает.

– Я рада вновь быть с вами.

– Урок русского языка. У нас гости. Будем гостеприимны.

2. Сообщение темы урока.

– Над чем работаем на уроке русского языка?

(Узнаем, как правильно пишутся безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени.)

– Что для этого необходимо выполнять?

(Соблюдение памятки на стр.139 , на доске опора.)

– Правильные действия – правильная буква.

Цель нашего урока: правильно применять знания, совершенствовать свои умения в написании безударных окончаний глаголов. (Тема выделена на доске.)

3. Закрепление.

А) – Как всегда с нами наш друг Джек.

– Прочитайте его рассуждения, все ли здесь так.

(Под опорой :

Н.ф. – клеять + – 1 спр. 3 л. мн.ч. – ют клеют

(Дети исправляют ошибки:

Клеить – 2 спр. 3 л. Мн.ч. – ят клеят.)

– Что посоветуете Джеку?

(Правильно определять н.ф., если трудно смотреть в словаре, обратиться к взрослым.)

Б) Написание безударных окончаний глаголов.

Перфокарты. (1-я группа)

– Проверьте и вы свои умения в написании безударных окончаний глаголов. Будьте внимательны, соблюдайте все этапы работы по памятке.

  1. (они) прилета.т -ют
  2. (мы)подкармлива. м -ем
  3. (ты) развешива.шь -ешь
  4. ( мы)угоща.м -ем
  5. (мы)дела.м -ем
  6. (они) слета.тся -ют
  7. (мы) раду. мся -ем
  8. (вы) подход.те -ите

2-я группа. Творческая работа. Составить рассказ на тему “Как школьники заботятся о птицах”. (6–8 предложений.)

План:

  1. Голодно птицам зимой.
  2. Забота о птицах.
  3. Крылатые гости.

Слова для справок для работы с перфокартами.

3-я группа. Работа со словами по таблице, используя памятку.

В) Работа с пословицами.

– Части пословиц перепутались в каждой паре.

Что (по)се.ш., как-нибудь и выйд. т.

Как-нибудь дела.ш., то работа спори[ца].

Когда ж.ве[ца] вес.ло, так и (по)жн.ш. .

– Наведите порядок, решите орфографические задачи.

– Работать будете в паре. Вспомним правила работы в паре:

  1. Слушаем внимательно товарища, уважаем его мнение.
  2. Будьте воспитанным собеседником.
  3. Обсуждая, не мешаем соседям.

– Если возникнут трудности – сигнал. Работа завершена – сигнал.

(Карточки с условными сигналами)

(1-я пара у доски для проверки.)

(В этот момент проверяю перфокарты, творческие работы.)

– Проверяем какие пословицы у вас получились. (На доске)

– О чем говорится в этих пословицах? (О работе)

– Как-нибудь делаешь как-нибудь и выйдет. Как понимаете данную пословицу?

– Но мы то будем делать не как-нибудь, а отлично, применяя свои знания.

– Значения всех ли слов понятны? (Спорится)

– Куда можно обратиться за подсказкой? (Толковый словарь Ожегова С.И.)

– Надеюсь, что ваша работа в паре спорилась, и завершите ее успешно. Запишите пословицы в тетрадь, согласно памятке 1,4.

(1: подготовить текст для списывания, указывая опасные места;

4: решать орфографические задачи, используя памятки.)

(Те, кто был у доски, списывают в тетрадь с доски.)

Итоги перфокарт, творческих работ.

Вывод: хорошо применяли свои знания.

Проверка орфографической работы с пословицами.

– Какая орфограмма объединила глаголы: делаешь, посеешь, пожнешь? (шь)

– Что еще их объединило? (1 спряжение, окончание -ешь)

– Как решили с сочетанием [ца]? (тся без ь, т.к. 3 лицо)

– Какую орфограмму решали в наречии? (Безударная гласная в корне)

– О какой орфограмме не вспомнила? (Написание приставок)

Г) Задание: анализ глагола спорится как части речи.

(С комментированием у доски.)

Д) Загадка.

По лужку он важно бродит
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Физкультминутка. (Использование грамзаписи песни “Два веселых гуся”.)

– Сообщение о гусе. (Подготовленный ученик.)

(Материал из энциклопедии “Что такое? Кто такой?”, толковый словарь Ожегова С.И., школьный фразеологический словарь.)

– Из истории нашего края.

– Что означает слово Хопер? Русское слово “Хопер” означает (по словарю В.И. Даля) “притон диких гусей”.

– Узнаем, что думает А.Куприн о гусях. Тетрадь, страница 49, № 456.

– Читаем. ! – предупреждает о какой-то неточности, “заблудившемся” предложении.

Работа с упражнением по заданиям в тетради.

– Комментирование орфограмм.

– Списать, согласно памятки 1,4, первое и второе исправленное предложения.

– Мы с вами обязательно прочитаем замечательное произведение Евгения Носова “Белый гусь”, где еще убедимся, что гусь умное, заботливое животное.

4. Итог.

– Над чем работали на уроке русского языка?

(Применяли знания в написании безударных окончаний глаголов, совершенствовали свои умения.)

(Узнали много интересного о гусях.)

– Урок был познавательным?

– Понравился? Какое задание больше всего?

– работали не как-нибудь, а отлично, так и получилось!

5. Дома.

Предлагаю познакомиться с раздумьями А. Куприна об отношении к лошадям.

Тетрадь, страница 48, № 455.

Разбор заданий: ! – неточности, 3 задание.

Оценки.

– Спасибо всем за урок!