Национально-региональный компонент на уроках математики + урок математики по теме "Сложение и вычитание трехзначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цель: учить использовать алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел, используя запись в столбик.

Задачи.

  1. Научить использовать алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел, используя запись в столбик.
  2. Развитие логического мышления, воображения и памяти.
  3. Воспитание любви к хакасской земле.

Приложение

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение цели урока.

Работа над пройденным материалом (задания даются по рядам)

  • 1-й ряд
  • 2-й ряд
  • 3-й ряд
  • Блиц-опрос.

I. Организационный момент, сообщение цели урока.

II. Работа над пройденным материалом (задания даются по рядам).

1-й ряд

Блиц-опрос

Ученики сидя на своих местах заканчивают определение.

  1. Отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности – это … (радиус).
  2. Линия, которая является границей круга – это … (окружность).
  3. Точка, вокруг которой чертят окружность – это … (центр окружности).
  4. 100 кв. см = … кв. дм
  5. Числа, которые делятся на 2 без остатка – это … (четные числа).
  6. Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого надо … (большее число разделить на меньшее).
  7. 100 кг = … ц
  8. Умножив длину на ширину можно узнать … (площадь прямоугольника).
  9. 1 м = … см
  10. Сколько рублей в 962 копейках ?

2-й ряд

1. На доске начерчена окружность.

Один ученик у доски должен начертить в окружности столько радиусов, сколько букв в названии районного центра Ширинского района (Шира), а остальные ученики 2 ряда выполняют тоже самое задание в тетрадях.

2. Заполни пропуски:

135 мин. = … ч. … мин.

(Дополнительная информация: за данное время можно доехать на машине от г.Абакана до поселка Шира)

1 час 15 мин. = … мин.

(Дополнительная информация: за данное время можно доехать на машине от г.Абакана до поселка Знаменка)

3-й ряд

1. На доске начерчена окружность.

Один ученик у доски должен начертить в окружности столько не радиусов, сколько букв в названии районного центра Бейского района (Бея), а остальные ученики 3 ряда выполняют тоже самое задание в тетрадях.

2. Заполни пропуски:

90 мин. = … ч. … мин.

(Дополнительная информация: за данное время можно доехать на машине от г.Абакана до поселка Бея)

1 час 10 мин. = … мин.

(Дополнительная информация: за данное время можно доехать на машине от г.Абакана до г.Саяногорска)

После выполнения заданий учениками 2 и 3 ряда, они проверяются учениками 1-го ряда.

III. Работа по теме урока.

1. Коллективная работа.

Записать и решить пример по следующим данным:

а) Длина реки Чёрный Июс – 202 км, реки Абакан – 514 км. На сколько километров река Абакан длиннее реки Чёрный Июс?

б) В Республике Хакасия 500 озер и 190 рек. Сколько всего водоемов в республике?

в) Возраст Сибирской пихты – 200 лет, а лиственницы 700 лет. На сколько лет лиственница живет дольше, чем Сибирская пихта?

г) Длина железных дорог 270 км, а сухопутных 623 км. Какова протяженность всех дорог?

д) От г.Абакана до г.Красноярска 585 км, а до г.Кызыла 450 км. На сколько расстояние от г.Абакана до г.Красноярска больше, чем до г.Кызыла?

Чем похожи разности и суммы? (Сложение и вычитание без перехода через разряд).

2. Задания по уровням.

1-й уровень

Изменить числа так, чтобы переход через разряд был и в десятках, и в единицах.

2-й уровень

Изменить числа так, чтобы переход через разряд был в единицах.

3-й уровень

Преобразованные примеры учащиеся решают вместе с учителем.

Физкультминутка

(По классу развешаны рисунки, которые дети ищут глазами)

  1. Найдите дерево – гордость сибирской тайги. (Кедр.)
  2. Кто в хакасской сказке к лягушке в гости ходил? (Муравей.)
  3. Кто он, хозяин нашей тайги? (Медведь.)
  4. Январь у хакасов называется месяцем … . (Бурундука.)
  5. Кто грызет, как будто в спешке, у дупла свои орешки? (Белка.)

IV. Работа над геометрическим материалом. (Работа в парах).

Ученикам раздаются листочки в клеточку для графического диктанта.

Один ученик чертит, а другой оказывает посильную помощь.

Учитель диктует.

Текст задания:

Сверху вниз пропустите четыре клетки и поставьте точку. От полученной точки вправо три сантиметра прочертите линию. Вверх один сантиметр, вправо два сантиметра, вниз один сантиметр, вправо три сантиметра, вниз три сантиметра, влево восемь сантиметров, вверх три сантиметра.

Найдите площадь фигуры разными способами?

1-й способ: 3 * 3 + 2 * 4 + 3 * 3 = 26 см2

2-й способ: 2 * 1 + 3 * 8 = 26 см2
3-й способ: 4 * 8 – 3 * 1 - 3 * 1 = 26 см2

V. Работа над задачами

Устно.

а) В Красную книгу Республики Хакасия включено 4 вида рыб и 80 птиц. Во сколько раз птиц больше, чем рыб?

80 : 4 = в 20 (раз).

б) В 2000 году Абаканскому зоопарку было 25 лет. Сколько лет зоопарку исполнилось в 2009 году?

2009 – 2000 + 25 = 34 (года).

в) С одной овцы состригают 3 килограмма шерсти. Сколько килограмм состригут с 10 овец?

3 * 10 = 30 (кг)

г) В Абаканском зоопарке всего 320 животных. В 2009 году было привезено еще 8 животных. Сколько всего стало животных в зоопарке?

320 + 8 = 328 (ж)

д) Ученики 3 “А” класса принесли 65 килограммов овощей и 28 килограммов фруктов. Сколько всего килограммов овощей и фруктов принесли ученики 3 “А” класса. (За активное участие учащимся 3 “А” класса в акции “Помощь Абаканскому зоопарку” была объявлена благодарность от директора зоопарка Василия Ивановича Малышко.).

65 + 28 = 93 (кг)

2. Прочитайте задачу. В чем ее особенность?

Для животных Абаканского зоопарка в 2007 году накосили на зиму – 42 тонны сена, а в 2008 году на 18 тонн больше, чем в 2009 году. Сколько тонн сена накосили за все эти три года?

а) Ты можешь ответить на вопрос этой задачи? Если можешь, реши её. Если нет, почему?

б) Ты заметил, что в задаче не достает данных? Такие задачи как называются? (Задача с недостающими данными.)

в) Дополни условие задачи так, чтобы её можно было решить, и запиши решение.

г) Не добавляя данных, попробуй изменить условие задачи так, чтобы её тоже стало возможно решить. Запиши решение новой задачи.

Итог урока: Что было самым трудным для вас на уроке?

Моя Хакасия

И в самом обычном наряде
Хакасию любим до слез,
И как молодит её герб наш красивый
С жарками и волнами грез.

К лицу ее снег наш алмазный,
Ромашки и песни хайджи,
Ведь в них воспевается мудрость
И доблесть хакасской души.

Традицией стало прекрасной
Дружить всем народам земли!
Хакасией я восхищаюсь,
Людьми, что друг с другом дружны.
Ученица 2-го класса Попельницкая Марина,
СОШ № 28