Урок-путешествие по русскому языку "Повторение изученного об имени существительном" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Программа: “Школа России”.

Учебник: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова “Русский язык, 4 класс”.

Цели:

  1. Повторить теоретические сведения об имени существительном.
  2. Познакомить с новогодними обычаями разных стран мира.
  3. Совершенствовать умения доказывать принадлежность слова к имени существительному, грамотно писать существительные, определять род, склонение, падеж имен существительных, определять род несклоняемых существительных, производить грамматические разборы имен существительных.
  4. Развивать логическое мышление, память, монологическую речь учащихся.
  5. Расширить кругозор ребят.
  6. Воспитывать любознательность, уважение к традициям и культуре других стран.

Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская работа-презентация (Приложение).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Упражнение 138. Слайд 1.
  • Прочитайте строчки из стихотворения.
  • Какое это предложение по составу? (Распространенное, сложное.)
  • Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении. Почему поставили запятую?

III. Чистописание.

Откройте чистописание на странице 10. Слайд 2.

  • Какое время года изображено на картинке? (Зима.)
  • С какого звука начинается это слово? (Звук З.)
  • Какой буквой обозначается? (Буквой З.)
  • Сегодня на уроке вспомним правописание букв З и С.
  • Что обозначают эти буквы? (Парные звонкие и глухие согласные.)
  • Пропишите первую строчку.
  • Найдите и прочитайте на этой странице предложения.
  • Какие это предложения по составу? Докажите. (Распространенные и нераспространенные.)
  • Спишите распространенное предложение. Выделите грамматическую основу.
  • Какое предложение выписали?
  • Выпишите словосочетание и определите падеж имени существительного.
  • Работает…

Убрали чистописание, открыли рабочую тетрадь.

IV. Словарная работа.

  • Назовите первый месяц зимы. (Декабрь.) Слайд 3.
  • Что это за слово? (Словарное.)
  • Проговорим это слово орфографически. Я пишу слово на доске.
  • Запишите и поработайте карандашом. Назовите ударный слог. Какую безударную гласную подчеркнули?
  • Это слово заимствованное. Оно произошло от латинского числительного “децембер”, означающего “десятый”.
  • Почему в нашем календаре название последнего, двенадцатого месяца, произошло от слова “десятый”? (Календарь к нам пришел из древнего Рима, а там новый год начинался 1 марта, поэтому декабрь был десятым месяцем в году.) В Японии и сегодня отмечают Новый год 1 марта.
  • Составьте предложение с этим словом.
  • Давайте запишем предложение: Декабрь – месяц приятных забот. Выделите грамматическую основу. Что интересного заметили в этом предложении? (Подлежащее и сказуемое выражены существительными.)
  • Декабрь – месяц приятных хлопот. Что это за хлопоты?

V. Постановка целей. Слайд 4.

Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие, на котором мы побываем в разных странах Европы. Узнаем, как встречают Новый год разные народы, а заодно повторим все, что изучили об имени существительном. Слайд 5. В путь!

VI. Повторение изученного материала.

  • Начнем мы путешествие с России. Слайд 6. (Подготовленный ученик делает сообщение.) На Руси до 15 века Новый год начинался в марте, когда провожали зиму и встречали весну. Это совпадало с праздником Масленицы. Люди верили, что наступающая весна прогонит все несчастья, неудачи, невзгоды. Радовались концу зимней непогоды. А с 15 века при Великом князе всея Руси Василии Дмитриевиче новолетье было перенесено на 1 сентября.
  • А кто из вас знает, когда на Руси начало нового года стали отмечать 1 января? (Петр Первый своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года.) Слайд 7.

1. Работа с учебником. Страница 133 упр.136. (комментированное письмо – 2 предложения)

  • Прочитайте текст.
  • Какой это тип текста? (повествование)
  • Работа у доски. Запишем два предложения с комментированием, объясняя правописание пропущенных орфограмм.
  • После каждого предложения: определите, каким по цели высказывания, интонации и составу является предложение.
    а) повествовательное, восклицательное, распространенное. Что еще можете сказать об этом предложении? Чем соединены однородные подлежащие?
    б) повествовательное, восклицательное, распространенное. Объясните расстановку знаков препинания.

2. Слайд 8. Теперь перенесемся в Италию. (Сообщение.)

В Италии в новогоднюю ночь принято избавляться от старых вещей. Разбитую посуду и надоевшую мебель выбрасывают прямо в окно, потому что верят, что это принесет богатство. А итальянские дети внимательно следят за печной трубой. Через нее в дом должна проникнуть волшебница Бефана и положить в их башмачки подарки, а непослушным детям достаются угольки.

  • Какое существительное в последнем предложении называет человека по роду деятельности? (Волшебница.) Какого рода это существительное?
  • У вас на партах лежат листочки со словами. Ваше задание: первый ряд выписывает слова только мужского рода, второй ряд – женского рода, а третий ряд – среднего рода. Это задание у доски выполняют …

Доска.

Мужской род Женский род Средний род
Подарок Посуда добро
Дом труба Волшебство
Башмачок  ночь Богатство
уголь  мебель Окно

Проверим себя!

3. Слайд 9.

  • Германия. (Сообщение.)

В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла, и с последним ударом дружно, с радостными приветствиями “впрыгивают” в Новый год.

Символ нового года в Германии – трубочист. Кто прикоснется к нему и измажется сажей, будет счастлив.

4. Слайд 10.

  • Спишите словосочетания, обозначив падеж и склонение имен существительных.

Разного возраста (2скл, Р.п.), отбивают полночь (3скл, В.п.), измажется сажей (1скл, Т.п.), прикоснется к трубочисту (2скл, Д.п.).

5. Слайд 11.

  • Шотландия.

В Шотландии в новогоднюю ночь всей семьей собираются у камина, смотрят на огонь, который, по преданию сжигает все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелка часов приближается к 12, глава семьи молча открывает дверь настежь – пока часы бьют, в нее, считается, выходит старый год и входит новый. Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.

  • Слайд 12. Спишите предложение и выполните его синтаксический разбор.

Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.

  • Нужен ли знак препинания в предложении перед союзом И? Почему?
  • Разбор выполняется на доске.

6. Слайд 13.

  • Франция.

Французского Деда Мороза называют Пэр Ноэль. Он приходит в каждый дом, раздает подарки, а дети для него танцуют, поют, читают стихи.

Франция подарила нашему языку слова: пальто, кашпо, пюре, купе.

  • Как называются эти слова и почему? (Эти слова несклоняемые, потому что они не изменяются по падежам.)
  • Что такое склонение? (Изменение формы существительного.)
  • Можно ли показать род этих существительных? (Род этих существительных можно показать с помощью зависимых прилагательных.)
  • Слайд 14. Образуйте словосочетания, подставив нужные окончания именам прилагательным (в этом задании использованы не только слова, пришедшие к нам из французского языка).
  • Определяем род имен существительных. Будем выделять окончания у этих имен существительных? Почему? (Буквы О и Е входят в корень и являются частью основыб)

Теплое пальто, картофельное пюре, удобное купе, грустный пони, крепкий кофе, сладкое какао.

  • В чем особенность произношения слов: “пюре”, “купе”? (В этих словах перед гласной Е произносится твердый согласный.)
  • Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв? (Теплое, удобное, сладкое.)
  • Почему? (буква е обозначает два звука после гласной)
  • А почему вы не назвали “картофельное”? (В нем количество букв и звуков совпадает, так как мягкий знак не обозначает звука.)

7. Слайд 15.

  • И заканчиваем свое небольшое путешествие мы в России.

Обычай украшать новогодние елки появился в далекие времена, Древние люди верили, что в ели живет дух леса, который охраняет растения, зверей и птиц. Чтобы задобрить духов, развешивали на елках лакомства.

8. Слайд 16.

  • Вот и закончилось наше путешествие.

Подведем итоги!

  • Что мы повторили об имени существительном?
  • Что нового вы узнали о традициях празднования Нового года в разных странах Европы?
  • Когда отмечают Новый год в Японии?
  • Кто повелел отмечать начало нового года в России1 января?
  • А для чего знакомиться с традициями других стран?

9. Домашнее задание. Напишите, как встречают Новый год в вашей семье.

Список литературы

  1. Шин С.А. Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин, игр для учащихся 6-х классов. Вместе весело играть… – Ростов, “Феникс”, 2002.
  2. Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа.