Интегрированный урок русский язык + литература по теме "Учимся писать эссе"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

- знать особенности жанра эссе;

- уметь проводить анализ текста; видеть композиционные и художественные возможности жанра эссе на примере текста К.Г. Паустовского; вдохновиться поэзией поэта-земляка о временах года, попробовать свои силы в написании эссе;

- проявлять интерес к жанру эссе, его выразительным возможностям, любовь к родному краю, способность высказываться в эссеистическом жанре.

Тип: комбинированный.

Вид: интегрированный.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный (составление схем, ассоциативных рядов), аналитический, практический, проблемный, самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оформление: слайд-фильм, музыка Чайковского “Времена года”, выставка книг К.Г. Паустовского и В.Г. Бояринова.

Ход урока

I. Мотивационно-целевой этап.

1. Настрой

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы надеемся, что вам он понравится.

2. Целеполагание.

Познакомьтесь с целями нашего урока, а теперь соответственно поставьте цели перед собой: что вы будете делать на уроке, какова ваша цель пребывания на нем. (Cлайд 3. Презентация)

Эпиграф:

Язык есть не только говор, речь, язык есть образ всего внутреннего человека:
его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания,
всех сил, умственных и нравственных.

А.Н.Островский

II. Познавательно-обобщающий этап.

Вступительное слово.

Ребята, сегодня мы познакомимся с очень интересным жанром – эссе, его композиционными и художественными возможностями жанра на примере текста К.Г. Паустовского, попробуем свои силы в этом жанре. В ходе урока мы будем опираться на уже известные вам литературоведческие понятия, которые нам необходимо вспомнить, восстановить в памяти.

- Какие стили речи вы знаете?

Стили речи:

- Вспомните типы речи.

Типы речи:

- Можете ли вы назвать малые жанры прозаической речи?

Малые жанры прозаической речи:

- В каких жанрах наиболее ярко выражено субъективное начало? (Очерк, эссе)

2. Мы с вами сегодня остановимся на эссе. Что же означает само слово эссе? Что это за жанр?

Эссе (с французского – “попытка, проба”) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо… Эссеистический стиль отличается образностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам и многому другому. В зависимости от этого выделяют его разновидности: беллетристические, литературно-критические, исторические, философские и другие. (“Литературный энциклопедический словарь”, 1987)

Для эссе главное не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

Перед вами слово осень, какие ассоциации оно у вас вызывает?

Осень:

  • журавли улетают
  • осенняя печаль
  • грусть
  • золотая
  • дожди
  • унылая
  • слякоть
  • школа и т. д.

3. А вот у К.Г. Паустовского осень “предательская”. Почему? Давайте прочтем его эссе, которое так и называется “Предательская осень” (тексты распечатаны и лежат на столах у детей).

Учитель читает текст Паустовского “Предательская осень” (Вместо предисловия)

(См. предисловие № 1)

4. Вопросы и задания для анализа текста:

Каково настроение писателя в начале повествования?

Какие мысли, чувства, переживания связаны с приходом осени? Изменилось ли внутреннее состояние автора?

Какие картины осени рисует автор? Какой тип речи здесь преобладает?

Уходит ли чувство печали у автора? Какой синоним можно подобрать к слову печаль?

Почему не приходит так необходимое вдохновение? (обратимся к названию)

Что такое предисловие? (Предисловие – это предварительные разъяснения и замечания автора. Оно должно быть четкое, логичное, последовательное)

Найдите повторяемые речевые конструкции и проанализируйте их. (“И я опять не написал ни строчки”, И я, конечно, не написал ни строчки”, “Такою осенью я, конечно, ничего не написал”.)

Какова роль союза И, слова конечно и определения “такою осенью”? Почему не приходит вдохновение? Он не мог писать вообще или именно предисловие?

Какую роль играют абзацы? (Красная строка и тире выполняют функцию эстетическую: они придают тексту некоторую пространственную свободу, дают нам ощутить, как свободно чувствует себя автор на природе, замедляется ритм текста, автор созерцает, как плавно течет жизнь природы, не суетно, сравнивая с “асфальтовой Москвой”)

К какому жанру обратился писатель? (Эссе, так как главным осталось внутреннее состояние автора, его мироощущение, а не события)

Так почему он назвал эссе “Предательская осень”? (Осень предательская, потому что она не принесла ожидаемого вдохновения, но отвлекла от обыденного и внесла в жизнь художника такую необходимую паузу. Он погрузился в раздумья, созерцание прекрасного мира природы. И эта заворожившая художника красота потребовала иного жанра – эссе, где возник поток ассоциаций, раздумий, впечатлений автора, потому что “такою осенью” требовался иной жанр, нежели строгое и логичное по стилю и построению предисловие. Главным осталось внутреннее состояние автора, возникшее в нем миропонимание и мироощущение)

Можем ли мы теперь сформулировать основную мысль текста? (Автор передает ощущение хрупкости человеческой жизни, её мимолетности перед вечной, непреходящей красотой природы.)

Типичные приемы для эссе: сравнения, параллели, метафорические образы, возможности синтаксиса, рефрена (повторов) (поиск таких примеров у Паустовского: “тысячи маленьких пауков покрывали всю землю, как сказочные ткачи, своей пряжей”, “Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз”. “Однажды ночью я проснулся от горького винного запаха, - он проникал вместе с ночным ветром через открытое окно. Раньше этого запаха я не замечал. Это было первое дыхание настоящей осени, - она уже шелестела до горизонта дождем палой листвы” (образные картины). “Я видел созвездие Дельфина и туманные огни, что носят название Волосы Вероники, и огненную черту Персея. Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки, когда на востоке ясно видна пепельная тень от Северного полушария Земли. Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные по осени сенокосные дороги” (синтаксис, многосоюзие. “Каждая осень может быть последней в жизни” - рефрен).

Выводы: язык автора образный и выразительный. Текст включает элементы предисловия, очерка. В нем соединились разные типы речи, но преобладает описание. Эссе объединило возможности разных жанровых систем и форм речи. Свобода накладывает на пишущего ответственность: интересная мысль автора должна найти словесное выражение.

5. А вот как о временах года говорит наш поэт-земляк, выпускник нашей школы Бояринов В.Г. (композиция в сопровождении слайд - фильма с фотографиями нашего края по временам года, музыка Чайковского “Времена года”)

(См. приложение № 2)

6. Самостоятельная работа учащихся

О каком времени года вы бы создали свою зарисовку? Почему?

(Творческая работа: написание эссе)

III. Рефлексия.

1. Задание на дом: закончить работу над эссе.

2. а) Что нового вы узнали сегодня на уроках?

б) Вам интересно было работать?

в) О чем еще хотелось бы узнать?

3. Итоги урока.

- На этом наш урок окончен. Спасибо за работу, до свидания.