Внеклассное мероприятие по математике

Разделы: Математика


Секретарь: Встать, суд идет.

Главный судья: Сегодня слушается дело №1 по обвинению Уравнения. Оно обвиняется в том, что по его вине происходит масса недоразумений с оценками учащихся. Мы призываем сегодня обстоятельно разобраться в поставленном нами вопросе, со справедливостью и беспристрастностью выслушать показания свидетелей и вынести справедливый приговор. Ввести подсудимого.

Гл. судья: Установим личность подсудимого. Подсудимый, ваша фамилия, имя, отчество.

Подсудимый: Имя – уравнение, фамилий у меня много: это и Линейное и Квадратное. И отчеств тоже много, ведь моими родителями были и Декарт, и Пьер ферма, и Диафант и другие ученые.

Гл. судья: Ваша биография.

Подсудимый: Я не все помню. Но знаю, что первобытная мама по имени, впрочем у нее, наверно и имени то не было, сорвала с дерева 12 яблок, чтобы дать поровну каждому из своих четырех детей. По всей вероятности, она не умела считать, не только до 12, но даже до 4. И уж несомненно не умела делить одно число на другое. Сначала она дала каждому ребенку по одному яблоку, потом еще по одному, снова по одному и тут увидела, что яблок больше нет, и никто из детей не обижен. Если записать эту историю на современный язык, то получится вот что. Пусть х – количество яблок, доставшихся каждому ребенку. Детей было 4, значит 4х – общее количество яблок. По условию это количество рано 12, можем составить уравнение 4х = 12, х = 3. Получается, что мама решила задачу на составление уравнения, обойдясь, конечно без букв, цифр и еще каких-либо знаков.

Гл. судья: То есть вы хотите сказать, что уравнения люди решали с того времени как только стали людьми? Есть ли вопросы к обвиняемому у обвинения?

Главный обвинитель: Пока нет.

Гл. судья: У защиты?

Защитник: У меня есть вопрос к суду: будет ли приниматься во внимание тот факт, что простейшие уравнения хорошо были известны и в Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции?

Гл. судья: Суд рассмотрит все факты.

Защитник: В таком случае будет ли суд снисходителен к подсудимому, учитывая сиротство и то, что опекунами его были такие люди, как древнегреческие ученые Диофант, Виет, Евклид?

Гл. судья: Суд учтет все.

Защитник: У меня пока все.

Гл. судья: Есть ли вопросы у заседателей?

Заседатель 1: Подсудимый, расскажите что вы из себя представляете?

Подсудимый: Я представляю из себя равенство с переменными. Например: 2х + 1 = 5  или  2 + х – 6 = 0  или  7 – 5у = 12

Заседатель 1: Что обозначают эти переменные х и у?

Подсудимый: Это мои корни, то есть, решить уравнение значит – найти его корни.

Заседатель 2: Область применения ваших сил.

Подсудимый: При помощи меня можно решить различные задачи (приводит примеры нескольких задач)

Секретарь: (зачитывает телеграммы)

Телеграмма 1: (Госер, английский поэт, средние века)

Посредством уравнений, теорем
Я уйму всяких разрешил проблем:
И засуху предсказывал и ливни
Поистине его названья дивны.

Телеграмма 2: (И. Ньютон)

Корень уравнения есть число, которое, будучи подставленным в уравнение вместо обозначающей его буквы или вида, приводит к исчезновению всех членов.

Телеграмма 3: (английский ученый Лодж)

Уравнение представляет собой наиболее серьезную и важную вещь в математике.

Телеграмма 4: (А. Энштейн, физик)

Мне приходится свое время делить между политикой и уравнениями. Однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому, что политика существует для данного момента, а уравнения будут существовать вечно.

Гл. судья: Теперь переходим к заслушиванию показаний свидетелей: Свидетель Нерчук, пожалуйста.

Свидетель 1: На контрольной работе в 5 классе я не решил уравнение 2х – 12 = 10, за что оценка была снижена.

Гл. Судья: Вызывается свидетель Урзабаев.

Свидетель 2: На экзаменационной работе в 7 классе я не справился с задачей.

Свидетель 3: В 7 классе, то есть 2 года назад, на дом была задана задача про фазанов и кроликов, мы всей семьей решили эту задачу. А оказывается, надо было составить уравнение.

Гл. обвинитель: Я прошу всех сидящих в этом зале отнестись очень серьезно к этому вопросу. Даже родители не справляются с уравнениями!

Гл. судья: Приглашаются свидетели защиты.

Свидетель 4: Когда я решаю задачу, мне хочется обязательно составить уравнение. Нет проще решения задачи, чем составление уравнения (приводится пример).

Свидетель 5: Посмотрите на это интереснейшее уравнение. Сколько красоты, сколько благородства. Это на первый взгляд кажется, что оно сложное. А раскройте скобки, приведите подобные слагаемые и все встанет на свои места.

3(3х2 – 1) + 2 = 5(1 – 2х) – 1

Гл. защитник: Люди, сидящие в зале! Дорогие товарищи! Постарайтесь вспомнить сколько хорошего сделало для вас уравнение. Сообщите эти факты суду!

Гл. судья: Слово предоставляется главному обвинителю.

Гл. обвинитель: Уважаемый суд! Дорогие товарищи! Зачем мы здесь собрались? Ведь вина подсудимого очевидна! Я не могу понять как здравомыслящий человек, при всем уважении к защите, может  защищать этого закоренелого преступника. Каждый из нас ощущал на себе издевательства подсудимого. С какими только трудностями оно не сталкивало нас и наших родителей. Вспомните первый класс. Редкий кто не уронил слезу при решении пусть даже и простейших, но уравнений. А 3 класс? Задачи с неизвестными х. Дальше еще хуже. Задачи на составление уравнений. А трудности при нахождении корня, когда сначала нужно переносить неизвестные слагаемые в одну сторону, а известные в другую. А эти подобные слагаемые? Посмотрите на него, ему стыдно. Оно не знает сколько трудов понадобилось, чтобы научиться решать уравнения… А сколько еще понадобится. И сколько еще людей не умеют решать уравнения. Кто-то еще пытается говорить о его невиновности. Все плохие оценки у бедных учеников из-за него!

Гл. судья: Слово предоставляется гл. защитнику.

Защитник: Если рассматривать поступки уравнения с юридической точки зрения, то нужно заметить, что достоинств у уравнения больше, чем недостатков. Ну что ж в том, что кому-то было трудно справиться с простейшими уравнениями. Но ведь  все справились. У меня есть справка от родителей Бабенко. Его мама умеет решать уравнения вида ах + b = у. Отец Мельникова справляется с еще более сложными уравнениями. Надо уметь преодолевать трудности. И то, что уравнение трудное в этом только его достоинство! А знаете ли вы как влюблен был в уравнение Франсуа Виет – великий французский ученый. Евклид, который жил в 3 веке до нашей эры решал уравнения, да не простейшие, а квадратные. Я считаю, что мы должны поблагодарить уравнение. Вот у меня свидетельства физиков, химиков, биологов, которые благодарят уравнение, которое помогло им в ряде открытий в науке. Я передаю это уважаемому суду.

Гл. судья: Суд удаляется на совещание.

Гл. судья: Наш суд был скорым и правым. Внимательно выслушав стороны, суд пришел к следующему решению. Учитывая некоторые отрицательные стороны подсудимого, суд, тем не менее, полагаясь на свой собственный опыт, на речь уважаемой защиты, и показаний свидетелей защиты, считает большую часть обвинений преувеличенными и не обоснованными, а посему постановляет, с учетом полезности положительных сторон расширить использование уравнений и вести борьбу с отрицательными явлениями, то есть, тунеядством, ленью, невнимательностью на уроках. Заседание суда считать законченным.