Конспект урока черчения на тему "Чтение сборочных чертежей"

Разделы: Технология


Тип урока: урок формирования практических навыков.

Оборудование: какой-либо предмет бытовой техники с инструкцией по его эксплуатации; таблицы: «Детали и сборочные единицы», «Алгоритм чтения сборочного чертежа и наглядного изображения сборочной единицы», «Сборочный чертеж игрушки “Собачка”», «Сборочный чертеж игрушки “Трактор”», «Подпятник», «Подшипник» (выполняются учителем);  раздаточные материалы: распечатки чертежа «Трактор», листы кальки, листы раздаточных материалов с незаконченными изображениями технических рисунков деталей, листы раздаточных материалов с вопросами к тестовой проверочной работе и вариантами ответов на них, листы для указания ответов на вопросы тестовой работы; проектор «Пеленг» для демонстрации слайдов или компьютер, проектор и интерактивная доска; слайды по теме «Виды соединений» или презентация Power Point, включающая всю информацию, содержащуюся в дидактических таблицах, слайдах  и раздаточных материалах; информационный стенд с материалами на тему «Виды соединений».

План урока:

1. Организационный  момент – 1-2  мин.
2. Введение в тему урока – 5-6 мин.
3. Повторение изученного материала – 8-10 мин.
4. Формирование практических навыков (практическая работа по чтению сборочных чертежей) – 18-20 мин.
5. Закрепление учебного материала – 5-7 мин
6. Окончание урока – 3-4 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

II. Введение в тему урока

Учитель. Купив какую-либо вещь, мы часто знакомимся с правилами эксплуатации  приобретенного изделия, прежде чем начинаем использовать его по назначению. Много лет тому назад я купила вот эту кофемолку и, как каждый владелец новой вещи, вначале прочла руководство по эксплуатации. (Демонстрируется кофемолка, зачитывается фрагмент инструкции по её эксплуатации, в котором речь идет о способе регулировки степени помола кофейных зерен с помощью винта, называемого «Винт – 7»).  Где этот «важный» винт – 7? Ответ сразу же был найден при взгляде на сборочный чертеж, сопровождающий текст инструкции.
Конечно, имея дело с простейшим механизмом или конструкцией, часто бывает достаточно лишь внимательно посмотреть на изделие, чтобы разобраться в его устройстве, произвести его наладку или небольшой ремонт. А если речь идет о станке, автомобиле, самолете? Или, например, о  корпусной мебели, обычной «стенке»?  В этих случаях необходимо уметь работать со сборочным чертежом, надо уметь его читать.
В ходе беседы учитель подводит девятиклассников к мысли о том, что практические умения, связанные с чтением сборочного чертежа, не только развивают пространственное мышление, но и  помогают человеку в его повседневной жизни.
Сообщается тема урока  и его основная задача: научиться читать простейшие  сборочные  чертежи.

 III. Повторение изученного материала

А) Опрос по темам предыдущих уроков

Учитель.  При работе с чертежом мы должны четко представлять себе, что на нем  изображено. На машиностроительных чертежах изображают разнообразные изделия.

– Вспомните, что означает термин «изделие»? (Изделием называется любой предмет или набор предметов производства, изготовленный на данном предприятии.)

– Чертеж какого изделия: детали или сборочной единицы, мы называем сборочным? (Сборочным называют чертеж сборочной единицы, состоящей их нескольких деталей.)

Б) Выполнение устного упражнения по определению принадлежности изображенного на таблице «Детали и сборочные единицы» (или на слайде презентации Power Point) предмета к группе деталей или сборочных единиц. <Рисунок 1>.

На вопрос учителя: «Это деталь или сборочная единица?», – дети дают односложные ответы типа: «Деталь», «Сборочная единица».

В) Продолжение опроса

– Ребята, теперь каждый из вас более осознанно может дать ответ на вопрос: «Что же мы называем деталью?» (Деталь – это изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций.)

– А что такое сборочная единица? (Сборочная единица – это изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе с помощью сборочных операций: свинчивания, клепки, сварки, пайки, склеивания и т. д.)

Г) Определение названий видов соединений деталей и входящих в них крепежных деталей по чертежам. (Показ слайдов на тему «Виды соединений» с помощью проектора «Пеленг» или демонстрация презентации Power Point, включающей слайды с изображениями чертежей болтового, шпилечного, штифтового и прочих типовых соединений, с помощью компьютера и мультимедиа-проектора).

Видя тот или иной чертеж, учащиеся произносят название изображенного на нем вида соединения и крепежных деталей, входящих в него.

Учитель. Итак, мы знаем не только названия сборочных операций (клепка, сварка и т. д.), но и то, как выглядят на чертежах различные виды соединений деталей, получающихся в результате выполнения этих операций. В большинстве случаев мы легко определяем вид соединения потому, что знаем, как  на чертеже изображаются разнообразные крепежные детали. Расширить представление о многообразии крепежных деталей и видов соединений вам поможет информация, размещенная на стенде.

Обратить внимание учащихся на  стенд, где до урока следует поместить информацию о видах соединений, в том числе, и не рассматриваемых в ходе показа слайдов. Данную информацию следует взять из рабочей тетради «Чертежи типовых соединений деталей» Т. В. Кучуковой под редакцией профессора Н. Г. Преображенской.  Особое внимание обратить на винтовое соединение и пояснить значение термина «шуруп». Нецелесообразно заменять работу с материалами стенда просмотром слайдов, содержащих аналогичную информацию, т. к. стенд в кабинете функционирует постоянно, и дидактический материал по теме «Виды соединений» в течение нескольких недель может находиться в поле зрения учащихся. Это позволит им без особых усилий визуально запомнить изображения необходимого количества видов соединений деталей, что облегчит дальнейшую работу со сборочными чертежами.

IV. Формирование практических навыков

А)  Ознакомление учащихся с алгоритмом чтения сборочного чертежа и наглядного изображения сборочной единицы (по таблице, выполненной на бумаге, или слайду презентации).

Б) Формирование практических навыков чтения простейших сборочных чертежей на примере чертежей игрушек: «Собачка» и «Трактор». <Рисунок 2>, <Рисунок 3>.

Поочередное устное чтение чертежей по алгоритму (см. ниже) в форме дидактической беседы учителя с учениками. Работа выполняется с использованием  бумажных таблиц или сладов  презентации с изображениями чертежей игрушек. При недостаточно высоком темпе урока следует ограничиться чтением только сборочного чертежа игрушки. «Трактор».

(Работа по этапам «А» и «В» выполняется одновременно).

Алгоритм чтения сборочного чертежа и наглядного изображения сборочной единицы:

  1. Определить название изделия.
  2. Установить число наименований деталей и их количество.
  3. Определить масштаб изображения.
  4. Проанализировать количество и характер изображений на чертеже или на наглядном изображении сборочной единицы.
  5. Определить очертание  каждой детали сборочной единицы на всех изображениях     чертежа.
  6. Проанализировать геометрическую форму каждой детали.
  7. Определить виды соединения деталей в данной сборочной единице.
  8. Проанализировать и установить тип размеров.
  9. Выявить условности и упрощения, использованные на сборочном чертеже или на наглядном изображении сборочной единицы.
  10. Установить последовательность сборки изделия.

При работе над 5 и 6 пунктами плана чтения чертежей  следует подробно остановиться на определении очертаний и анализе геометрической формы 1-2 деталей (например, деталей поз. 3 и поз. 4 в чертеже трактора). Выделить изображения этих деталей на интерактивной доске с помощью стилуса, применяя для обводки проекций каждой детали определенный хроматический цветовой тон. При этом следует вычерчивать контуры проекций деталей и в тех местах, где они закрыты изображениями других деталей игрушки. При работе с бумажной таблицей контуры проекций деталей учитель показывает с помощью указки. Затем учащимся следует выполнить технические рисунки деталей поз.3 и поз.4 игрушки «Трактор» по вариантам. Работать на листах кальки, переводя на них незаконченные изображения технических рисунков деталей с раздаточных материалов (<Рисунок 4>, <Рисунок 5>) и завершая эти изображения.  По окончании работы, кальки с техническими рисунками вклеиваются учащимися в рабочие тетради. При отсутствии интерактивной доски предварительное выделение в сборочном чертеже проекций одной детали каждый учащийся, столкнувшийся с затруднениями в ходе работы над заданием, может выполнить также с помощью кальки и распечатки чертежа «Трактор», полученных от учителя.
Содержание задания учитель четко проговаривает или, работая с компьютерной презентацией, выводит текст с заданием на экран.

Учитель. Перевести на кальку изображение незаконченного технического рисунка детали с листа раздаточного материала. Опираясь на изображения ортогональных проекций данной детали, закончить ее технический рисунок.
При наличии интерактивной доски для проверки правильности выполнения графического упражнения учащимися класса технические рисунки выполняются на ней по очереди двумя наиболее качественно усвоившими тему «Технический рисунок» и быстро выполнившими данное задание учениками. Для этого на экран поочередно выводятся рисунки 4 и 5.
Описание формы остальных деталей изделия быстро проводит сам учитель, привлекая к этой работе учащихся по их желанию.
Далее работа ведется по алгоритму в форме беседы. При определении видов соединений достаточно рассмотреть 2-3 примера.

V. Закрепление и определение степени усвоения учащимися учебного материала

Учащиеся по вариантам выполняют тестовую работу, связанную с вопросами чтения сборочного чертежа и сопоставления аксонометрического и ортогонального чертежа изделия. Работа выполняется по карточкам, полученным от учителя. <Рисунок 6>.  (На нем показаны карточки с техническими рисунками для выполнения и I, и II варианта работы). Также дети получают карточки с вопросами и вариантами ответов на вопросы тестовой работы. (<Рисунок 7>  – карточка I варианта работы; <Рисунок 8>  – карточка II варианта работы). Отмечая звездочками правильные варианты ответов в таблицах, полученных от учителя, учащиеся демонстрируют уровень усвоения учебного материала по темам: «Разрезы», «Анализ геометрической формы предмета»,  «Размеры на сборочных чертежах» и др.

Демонстрируются слайды презентации или раздаточные материалы, с помощью которых учитель уточняет содержание проверочной работы.  <Рисунок 6>.
Учитель.  Аксонометрический чертеж подпятника прочтут ребята, выполняющие задание первого варианта. Соответственно, чтение чертежа подшипника – задание второго варианта. Внимательно рассмотрите чертеж вашего варианта. Прочтите его устно по алгоритму  чтения сборочного чертежа (демонстрация дидактической таблицы или слайда презентации с алгоритмом). Работайте с раздаточными материалами, на которых содержатся наглядные изображения подпятника и подшипника.
Затем демонстрируются карты (вторые листы раздаточных материалов) с вопросами к сборочным аксонометрическим и ортогональным чертежам подпятника и подшипника и вариантами ответов на эти вопросы (можно продемонстрировать и слайд  презентации).  I вариант – <Рисунок 7>;  II вариант – <Рисунок 8>.

Учитель.  Каждому ученику следует выполнить задания, указанные в карте (второй лист с раздаточными материалами). Правильные ответы отметить звездочкой в третьем листе раздаточных материалов. (См. ниже)

Третий лист раздаточных материалов (I вариант)

Деталь поз. 1 По наглядному изображению сборочной единицы найти чертеж детали поз. 1 А Б В Г
Деталь поз.2 По наглядному изображению сборочной единицы найти чертеж детали поз. 2 А Б В Г
1 Какие геометрические тела образуют форму детали поз 1? 1 2 3 4
2 Какие размеры являются габаритными для данного изделия? 1 2 3 4
3 Какие размеры, кроме габаритных, представлены на чертеже? 1 2 3 4

Третий лист раздаточных материалов (II вариант)

Деталь поз. 1 По наглядному изображению сборочной единицы найти чертеж детали поз. 1 А Б В Г
Деталь поз.2 По наглядному изображению сборочной единицы найти чертеж детали поз. 2 А Б В Г
1 Каким является размер 45? 1 2 3 4
2 Какие размеры являются габаритными для данного изделия? 1 2 3 4
3 В какой аксонометрической проекции выполнено наглядное изображение сборочной единицы? 1 2 3 4

Ответы к заданиям

I вариант

Деталь поз. 1 По наглядному изображению сборочной единицы найти чертеж детали поз. 1 А Б В* Г
Деталь поз.2 По наглядному изображению сборочной единицы найти чертеж детали поз. 2 А Б В Г*
1 Какие геометрические тела образуют форму детали поз 1? 1* 2 3 4
2 Какие размеры являются габаритными для данного изделия? 1 2* 3 4
3 Какие размеры, кроме габаритных, представлены на чертеже? 1 2* 3 4

(При работе над 1 вопросом (задание №3) напомнить уч-ся о том, что речь идет только о внешней  форме предмета).

II вариант

Деталь поз. 1 По наглядному изображению сборочной единицы найти чертеж детали поз. 1 А Б* В Г
Деталь поз.2 По наглядному изображению сборочной единицы найти чертеж детали поз. 2 А Б В* Г
1 Каким является размер 45? 1 2 3* 4
2 Какие размеры являются габаритными для данного изделия? 1* 2 3 4
3 В какой аксонометрической проекции выполнено наглядное изображение сборочной единицы? 1 2* 3 4

(При работе над II заданием обратить внимание учащихся на выбор целесообразного разреза, подчеркивающего особенности формы предмета, если выбор пал на изображение с разрезом).

Г)  Сбор карточек с выполненными заданиями.

VI. Окончание урока

1) Подведение итогов урока. Простановка учащимся оценок за работу на уроке.
2) Пояснение домашнего задания: § 35 – учить, задание №69 (с. 188) выполнить устно, §34 – повторить.

Литература:

  1. А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. Черчение. М., «Астрель», 2008.
  2. Н.Г. Преображенская, И.Ю. Преображенская. Черчение. Чтение и деталирование сборочных чертежей. М., «Вентана-Граф», 2000.
  3. Т.В. Кучукова. Черчение. Чертежи типовых соединений деталей. М., «Вентана-Граф», 2001.