Урок по окружающему миру в 3-м классе по теме "Дуб и все вокруг него"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать наблюдательность, логическое мышление.

Оборудование. Рисунок дуба, схема пищевой сети, схемы – значки “Правила поведения в лесу”.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля,
На ней мы с тобою родились.
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

2. Актуализация знаний

Мы начинаем урок природоведения?

– Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека)
– На какие группы вы разделили бы животных в зависимости от питания? (Растительноядные, насекомоядные, хищные)
Вспомните, что называется цепью питания? Приведите пример.
– С чего всегда начинается цепь питания? (С растений т.к. только растения способны использовать энергию Солнца, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа и воды.)
Какое 2-ое звено в цепи? (Растительноядные животные)
3 звено? (Хищные или насекомоядные животные)
– Как хищники приспособились к добыванию пищи? (Острые когти, зубы, бесшумны в движении)
Как животные приспособились защищаться? (Быстрый бег, панцири, раковины, едкая кровь).
Вспомните, к какой группе по типу пищи относится божья коровка? (хищное насекомое)
– Составьте цепь питания божьей коровки (на столе слова: растение, тля, божья коровка)
– Проверка .

3. Сообщение темы урока.

– Сейчас мы выполним тест и узнаем какова тема нашего сегодняшнего урока.

Тест.

1) Как в народе называют божью коровку?

д) солнышко
т) тучка

2.Что можно определить у божьей коровки по количеству точек?

ю) количество лет
у) к какому виду относится?

3. Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка?

к) быстрее начинают есть.
б) обрывают нити и освобождают жуков.

Проверка (правильные ответы: д,у,б.)

Какое слово получилось? (Дуб)

У нас в гостях сегодня на уроке дуб. Мы узнаем с кем дружит дуб. Изучим его экологические связи в дубовом лесу.

Рассказ учащихся о дубе.(Приложение 1)

Как называется дубовый лес? (дубрава)
– Какие правила надо соблюдать в лесу? (Показ плакатов)
– Молодцы! Правила вы знаете. Еще одно и очень важное правило – в лесу надо соблюдать тишину, чтобы не спугнуть друзей дуба. Отправляемся в дубраву. (работа по учебнику).
– Посмотрите на рисунок и скажите, кто из животных дружит с дубом?
– Назовите животных, которые питаются желудями, листьями, корой дуба?

Эти животные напрямую связаны с дубом. На этих животных охотятся хищники (волк, лиса, кукушка, сова, змеи) значит хищники тоже связаны с дубом, но не напрямую, а косвенно.

Посмотрите, некоторые цепи питания переплетаются между собой. Образуется сеть питания или пищевая сеть. Поэтому экологи говорят: “Лес – это единое целое”.

(Показ сети питания в дубовом лесу)

Физкультминутка

Отгадайте загадки.

  • В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)
  • Маленькая, серенькая, а хвостик, как шило. (Мышь.)
  • Всю ночь летает - мышей добывает.
    А станет светло - спать летит в дупло. (Сова.)

На доске: сова, мышь, желудь.

– Составьте цепь питания.
– Кто самый крупный в этой цепи?

А мышь крупнее желудя. Но если бы у нас были волшебные весы и мы взвесили всех сов в лесу. Всех мышей и все желуди, то оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов. Случайно ли это? Нет. Ведь одной сове нужно много мышей, а мыши много желудей. Таким образом получается экологическая пирамида. (показ) Невидимые пирамиды в природе существуют всюду. Хищников всегда меньше, чем растительноядных животных, а растительноядных меньше, чем растений, которыми они питаются.

Работа в группах.

– Составить пищевую сеть.
– Проверка.

4. Итог урока

– Назови друзей дуба.
– Кто напрямую связан с дубом?
– Кто косвенно?
– Найдите в учебнике определение. Что мы называем пищевой сетью, экологической пирамидой?
– Почему говорят: “Лес – единое целое”?

5. Домашнее задание

Читать статью в учебнике.