Урок МХК "Романтизм в зарубежной музыке. Фредерик Шопен"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель урока: дать возможность учащимся понять романтическую личность Ф. Шопена, его эпоху.

Формы урока: индивидуальная, фронтальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Оборудование:

  1. Музыкальный центр, CD с записями произведений Шопена.
  2. Мультимедийное оборудование.
  3. Электронная презентация (Приложение 1).

Ход урока.

У. Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: “Романтизм в зарубежной музыке. Фридерик Шопен” (слайд № 1) И сегодняшний урок мы начнем со слушания музыки. Послушайте, пожалуйста, и подумайте – какие чувства вызывает эта музыка?

Звучит Вальс №7 cis-moll (Приложение 1)

Учитель. Какие же чувства вызывает эта музыка?

Отвечают дети.

У. Эту музыку понимает, наверное, самый неискушенный в ней человек. И сегодня я хотела бы, чтобы вы через музыку Шопена поняли его личность, его эпоху. Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные на мемориальной доске в Варшаве, где хранится сердце композитора: “Мое сердце там, где моя Родина” (слайд №2) Мы будем говорить о сердце Шопена. Почему?

Дети. Потому, что через сердце проходят настоящие чувства человека.

У. Скажите, пожалуйста, где родился Фридерик Шопен?

Д. В Польше.

У. Какой польский танец вы знаете?

Д. Мазурку.

У. Сейчас вы услышите “Мазурку” из польского акта оперы “Иван Сусанин” русского композитора М.И. Глинки (слайд № 3). Определите характер мазурки.

Звучит “Мазурка” из оперы “Иван Сусанин” М.И.Глинки. (Приложение 3)

У. Каков характер танца?

Д. Смелая, бравурная, торжественная, победная.

У. А что за танец мазурка? Откуда к нам пришла?

Д. Из простонародья.

У. Танец этот родился в Польше. Вот как характеризует мазурку польский поэт Адам Мицкевич:

Нет! Танец то другой: в нем бурное кипенье,
Народный танец он – милей для всех поляков мазурка польская!

А “Мазурка” Глинки – это народный танец или светский?

Д. Светский.

У. Вспомните, пожалуйста, роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Там о мазурке звучат такие слова:

Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же: их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян.

– Как вы думаете, можно ли этими словами охарактеризовать “Мазурку” Глинки?

Отвечают дети.

У. Я не случайно завела разговор об этом танце. Мазурка – один из любимых жанров Шопена. Сам он называл свои мазурки “картинками” (слайд № 4). Послушайте, пожалуйста, мазурку Шопена и скажите – каков характер музыки?

Звучит “Мазурка” a – moll (Приложение 2)

Д. Мазурка Шопена – тихая, мечтательная, возвышенная.

У. В ней – беспредельная даль любви, благородство души, глубокая человеческая печаль и грусть. Сам Шопен называл свои мазурки “картинками”. Как вы думаете, в каком возрасте Шопен написал эту мазурку?

Отвечают дети.

У. Эту мазурку Шопен написал в 17 лет. Недаром о нем Роберт Шуман говорил: “Шапки долой, господа, пред вами гений”. А в 20 лет Фредерик Шопен покидает Польшу. Прощаясь с Варшавой, он взял с собой серебряный сосуд с горстью родной земли – “кусочек Родины” (как говорил сам Шопен), наверное, предчувствия, что расстается с родиной навеки. А что, по вашему мнению, делает человека взрослым?

Отвечают дети.

У. А то, что Шопен в 20 лет покинул Родину сделало его взрослым?

Отвечают дети.

У. Вот что о композиторе говорили современники: “Человек гордого достоинства и самообладания. Никогда не жаловался, сохранил волю. Был сдержан, ироничен, безупречно воспитан”. Скажите, пожалуйста, эти качества полно описывают человека эпохи романтизма?

Отвечают дети.

У. Были ли в истории нашего государства люди похожие на Шопена?

Отвечают дети.

У. А когда у нас, в России, была эпоха романтизма?

Д. Тоже в 19 веке.

У. Конечно. А какое важное событие случилось в России в 19 веке?

Д. Восстание декабристов (слайд № 5).

У. Декабристов мы можем назвать романтиками?

Д. Можем, т.к. они стремились к лучшей жизни и жертвовали собой ради великой цели.

У. Конечно! Назовите, пожалуйста, имена декабристов.

Д. Бестужев, Рылеев…

У. Это были люди революционно настроенные. Предлагаю вам послушать произведение Шопена. Какие чувства оно вызывает?

Звучит этюд № 12 “Революционный”. (Приложение 5)

Отвечают дети.

У. Ответом на какое событие в Польше было это произведение?

Д. На восстание за национальную независимость (слайд №6).

У. Где в это время был Шопен?

Д. Жил в Париже, Лондоне, Дрездене.

У. А одним словом как можно назвать все места, где он жил?

Д. На чужбине.

У. Каков характер услышанного вами “Революционного” этюда?

Д. Слышится смятение чувств, взволнованность, страстность, отчаяние, горячий протест, слышно, что Шопен переживает и страдает за свой народ.

У. Как вы думаете, где был бы Шопен, если бы он оказался в Польше в момент восстания?

Д. На баррикадах.

У. Конечно! В 1831 году через царского посла Шопен получил предложение принять должность и звание первого пианиста его величества – императора России. Николай 1 считал возможным приблизить его к себе и тем самым усилить блеск своего двора. Это предложение сулило Шопену обеспеченную жизнь и возвращение на Родину. Что же ответил композитор, как вы думаете?

Д. Отказался!

У. Вот что он написал: “Хотя я не принимал участия в революции 1831 года, так как еще был молод, однако сердцем я был с теми, кто ее делал”. Эти слова не могли быть прощены и путь в Польшу отныне был отрезан. Несмотря на то, что Шопен был вынужден жить на чужбине, все его произведения проникнуты польским духом. Полонезы Шопена стали символом польского народа. Послушайте, пожалуйста, один из полонезов Шопена. Какие чувства он передает?

Звучит “Полонез” A – dur

У. Как звучал “Полонез”?

Д. Оптимистично, воинственно, гордо, величаво, торжественно…

У. А может ли человек обладать такими же качествами?

Д. Да.

У. Конечно, может! Про Шопена писали такие строки: “Стоит родится на свет, чтобы народ выбрал твою музыку”. Что чувствовал Шопен в изгнании?

Д. Переживал, его мучила тоска.

У. Конечно. А когда все у человека проходит через сердце, он может заболеть. И Шопен, действительно, заболел. Незадолго до смерти французский живописец Эжен Делакруа написал портрет Шопена (слайд №7). Посмотрите, пожалуйста. Какого человека пишет Делакруа?

Д. Одинокого, страдающего, тоскующего о навсегда утраченном, дорогом для него мире.

У. Какой взгляд у Шопена? Что можно увидеть в его глазах?

Д. В глазах у него тревога. А взгляд измученный, как бы внутрь себя.

У. А что изобразил Делакруа – душу или внешность Шопена?

Д. Скорее всего – душу композитора.

У. “Портрет души израненной” - эти слова очень хорошо подходят к портрету Шопена. Умер Шопен в 1849 году в Париже. Его похороны состоялись по задуманному им же самим ритуалу, во время которого был исполнен “Реквием” Моцарта. Похоронен композитор в Париже (слайд № 8). В его могилу высыпали горсть привезенной с Родины земли, которую он бережно хранил всю жизнь. А несколько дней спустя, сестра Шопена Людвика увозила с собой сосуд с сердцем великого композитора. Сердце его замуровано в Варшаве в костеле Св.Креста (слайды № 9, № 10).

– Что вы сегодня узнали о личности Шопена?

Отвечают дети.

У. А что означает фраза “Мое сердце там, где моя Родина”?

Д. Человек без Родины прожить не может.

У. Да, конечно. Ведь недаром многие великие люди писали и пишут о Родине такие слова: “Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины”, “Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может”. Какие произведения мы сегодня услышали?

Отвечают дети.

У. В чем проявляется романтизм в музыке?

Отвечают дети.

У. Я предлагаю вам послушать еще одно произведение Шопена – “Ноктюрн” (ночная песнь). Шопен не был его основоположником, но он сделал ноктюрн одним из выразительнейших произведений романтического стиля. Он уносит нас в мир поэзии, в мир добрых чувств и мыслей, в мир вечных человеческих ценностей (слайды № 11, № 12)… Приложение

Звучит “Ноктюрн”. (Приложение 4)