Конспект урока на тему "Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров", 7-й класс

Разделы: ОБЖ

Класс: 7


Все более актуальной становится тема чрезвычайных ситуаций природного характера. Число наводнений, землетрясений, извержений вулканов, природных пожаров увеличивается с каждым годом, в них погибает все большее количество людей.

К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные и торфяные пожары. Российская Федерация славится своими лесами, она – один из крупнейших во всем мире экспортер древесины. Но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения – лесные и торфяные пожары. В настоящее время ежегодно возникает множество лесных пожаров, увеличиваются вспышки  торфяных пожаров. А ведь леса приносят огромную пользу:

  • поглощают углекислый газ, выделяют кислород (таким образом, леса необходимы для поддержания климата – как в глобальном, так и местном масштабах);
  • смягчают климат, возвращают влагу в атмосферный круговорот;
  • защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы;
  • служат домом для большинства видов живых организмов;
  • служат одним из основных мест отдыха людей.

Наш посёлок  – посёлок Придонской окружён лесными насаждениями, поэтому нас волнует вопрос сохранности  леса, улучшения экологической обстановки в нашем микрорайоне. Поэтому главная цель урока – осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека посредством ИКТ (Приложение № 1).

Вид урока: урок изучения нового материала с применением современных технологий.

Технология: информационная.

Время проведения: 40 минут.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Цели урока:

  • Образовательные  –  изучение  материала по теме «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров»; ознакомление учащихся с видами природных пожаров  и их разрушительным действием.
  • Развивающие – развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.
  • Воспитательные – умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём;  ориентирование на мужество, находчивость, и самоотверженность.

Подготовка к уроку:

  1. Подбор материала  и набор текста.
  2. Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов.
  3. Составление и оформление презентации.

Ход урока

I.  Организационный момент (2 мин.).

II. Изучение нового материала (25 мин).

План проведения урока:

  1. Минутка безопасности «Что знаю я?» (актуализация опорных знаний)
  2. Вступительное слово.
  3. Новая тема (просмотр презентации  с комментариями учителя):
    • история огня (сообщение ученика);
    • понятие пожара в разных источниках (рассказ учителя);
    • классификация пожаров и их краткая характеристика (объяснение учителя с элементами беседы).

1. Минутка безопасности  «Что  знаю я?» (7 мин)

(На слайдах № 2-3 даны задания по вариантам). Учащиеся заносят свои ответы в таблицу знаний (Приложение № 2). После выполнения заданий учащиеся меняются таблицами знаний,  проверяют работы друг у друга (взаимопроверка) по готовым ответам – слайд № 4.  Проверив, учащиеся совершают обратный обмен работами. Правилом поднятой руки можно оценить работы учащихся. Затем работы сдаются учителю. Оценки можно поставить выборочно.

2. Вступительное слово учителя.

Минутка безопасности дала нам возможность узнать,  что же мы помним и  знаем из уроков ОБЖ  в 5-6 классах о пожарах и причинах их возникновения. В 7 классе мы продолжим тему пожаров, но уже будем говорить о лесных пожарах – как опасном стихийном  природном явлении. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так. Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Прошли тысячелетия как человечеству подарили огонь, а он  так и не научился с ним обращаться.

3. Сообщение темы урока  «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров» и целей. (Запись в тетрадях)  (Слайд № 5) (звучит фрагмент песни «Лесные пожары» из кинофильма «Граница: таёжный роман» в исполнении Бориса Трофимова и Детского хора)

  • История огня. (Слайды № 6-7)

Ученик. Когда-то давно люди не знали огня, не знали ремесел, жили в пещерах и ели сырое мясо. Тогда миром правили боги, жившие на высоком Олимпе, сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке. Они считали, что все блага должны принадлежать им одним.  Юный Прометей, сын вольнолюбивого титана Япета. Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. Прометей с жалостью взирал на людей, страдающих от холода, болезней и невежества. И решил облегчить им жизнь, вопреки воле богов. Однажды он пришел с похожим на жезл полым тростником. Незаметно положил в тростник тлеющий уголек из очага богов. Он передал огонь людям и научил использовать его: научил готовить пищу, обжигать горшки и выплавлять металл. Взглянул однажды Зевс на землю и удивился. Люди больше не бродили стадами, и жили семьями в хижинах и домах, овладели искусствами, и если бы не смерть, против которой они были бессильны, их можно было принять за богов. В ярость пришел Зевс. Понял он, кто даровал людям огонь и знание против его воли и без его ведома. И велел он приковать Прометея к скале на высокой горе Арарат.  Зевс послал своего Орла, чтобы тот каждый день прилетал на гору к прикованному пленнику и раздирал когтями его тело и клевал печень. Так как Прометей был, как и все титаны, бессмертен, за ночь страшная рана затягивалась и печень отрастала. На заре же над Кавказом вновь слышался шум гигантских крыльев. Орел опускался на Прометея, и его муки возобновлялись.

(Просмотр мультипликационного фильма «Прометей» – автор сценария А. Симуков, режиссёр А. Снежко-Блоцкая).

Учитель. Веками длились страдания Прометея. Но столь, же долгой была людская благодарность. Гончары и люди других огненных профессий почитали его как бога. Поэты всех времен и поколений прославляли в своих творениях Прометея как борца с несправедливостью и освободителя человечества. (Слайд № 8)

 С тех пор как Прометей подарил людям огонь, человечество затрачивает уйму усилий в борьбе с ним.

  • Понятие пожара в разных источниках.

Учитель. Говоря строкой из стихотворения Евгения Ильина «Злой огонь – огонь пожара», давайте выясним, что же такое пожар.

(Слайд № 9)

В толковом словаре Даля так трактуется слово пожар. «Пожар  – охват и истребление огнём строения, или вообще чего-либо горючего, но в таких размерах, что огонь берёт верх над усилиями человека».

В словаре Ожегова «Пожар – пламя, широко охватившее и уничтожающее что-нибудь».

(Слайд № 10)

В Федеральном законе «О пожарной безопасности», принятом 18 ноября 1994 года Государственной думой дано следующее определение пожара. «Пожаром называется неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства».

Учитель.  По типу пожары бывают: (Слайд № 11)

  • Индустриальные. (Знакомство состоится в 8 классе)
  • Бытовые. (Эту тему изучали в 5-6 классах.)
  • Природные. (Тема нашего урока).

Учитель. Что же такое лесной пожар? И как называется наука, их изучающая? (Работа  учащихся с учебником п.7.1., 109 стр.)

(Слайд № 12)

Лесной пожарэто неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Пирология – наука, изучающая  лесные пожары. (Запись в тетрадях).

Учитель.  Давайте сравним  температуру воспламенения разных материалов. (Слайд № 13)

Учитель.  Скажите, какой можно сделать вывод.

Вывод (делают учащиеся): Сухое дерево по пожароопасности приближается к бензину.

Учитель. Поэтому пожары, возникающие в лесу,  распространяются с большой скоростью и тушить их очень трудно.

  • Классификация пожаров и их краткая характеристика.

Учитель. (Объяснение материала с опорой на презентацию)

Природные пожары подразделяются на: 1) Лесные; 2) Торфяные; 3) Степные; 4) Ландшафтные (травяные  палы).  (Слайд № 14)

Наиболее подробно мы остановимся на лесных и торфяных пожарах.

В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, верховые и почвенные. (Слайд № 15)

Верховой пожар (Слайд № 16) распространяется по кронам деревьев. Чаще всего сгорает весь древостой. Наиболее подвержены верховым пожарам хвойные молодняки, заросли кедрового стланика, хвойные насаждения на крутых склонах

Низовые пожары (Слайд № 17) – это горение сухого надпочвенного покрова состоящего из мхов, лишайников, вереска, черники, кустарников, подстилки (рис.9.3). При этом повреждаются подрост, подлесок, нижняя часть стволов и корни. Высота пламени до 2 – 2,5 м. Температура горения 7000°С, а иногда и больше. Скорость горения зависит от ветра, влажности и количества горючих материалов – чаще 1 км/ч, реже 3-5 км/ч. Бывают беглые пожары и устойчивые (медленные).  Низовой пожар характеризуется распространением огня по напочвенному покрову. Горят лесной опад, лесная подстилка, ветки, живой покров изо мхов и травы, мелкие кусты и кора в нижней части стволов деревьев

Почвенный пожар (торфяной) (Слайд № 18)  развивается в результате проникновения огня в нижние слои почвы, в том числе в торфяной слой. При таком пожаре сгорают корни растений, и деревья падают вершинами к центру пожара. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных.

По интенсивности возгорания  лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные (Слайд № 19).   Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и особенно силы ветра.

Естественные пожары (вызванные молниями), отличаются от антропогенных (вызванных людьми) пожаров. Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет более развитие.

Учитель. Наиболее высокая горимость лесов зарегистрирована на территории 8 субъектов Российской Федерации, на которые пришлось 92% пройденной в России огнем площади (Магаданская область (543 тыс. га), Хабаровский край (481 тыс. га), Амурская область (315 тыс. га), Республика Бурятия (242 тыс. га), Республика Саха (Якутия) (237 тыс. га), Забайкальский край (159 тыс. га), Еврейская автономная область (99 тыс. га), Приморский край (93 тыс. га). (Слайд № 20) 

Учитель. Почему именно на эти территории приходится максимальное количество пожаров?

Ответ: названные территории имеют большие запасы лесных ресурсов и поэтому, гораздо чаще там возникают пожары.

Вывод.  На сегодняшнем уроке мы с вами выяснили: что такое лесные и торфяные пожары; по каким признакам классифицируются лесные пожары и дали краткую характеристику основным видам пожаров.

III.  Закрепление (10 мин.). (Класс делится на два варианта: 1 вариант теоретики, 2 вариант практики. Для каждого варианта даётся задание). (Слайд № 21) 

1 вариант (теоретики) – проанализируйте статью, ответив на вопрос,  какой вред наносят лесные пожары? (Приложение № 3)

Статья. Природные пожары, особенно лесные и торфяные, иногда становятся для России настоящим бедствием. Сгорают гигантские площади лесных массивов, уничтожаются уникальные экосистемы.

С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители как углекислый газ, угарный газ и окись азота. В отдельные годы этих выбросов столько же, сколько от сжигания всей перерабатываемой в России нефти. От задымления страдают жители городов и поселков. По оценкам медиков, задымление Москвы в результате лесных и торфяных пожаров летом 2002 г. могло привести к гибели более 100 человек. Особенно опасно задымление воздуха для детей первого года жизни и новорожденных. У них под воздействием дыма увеличивается частота врожденных пороков сердца и заболеваний органов дыхания.

На тушение лесных пожаров тратятся огромные по масштабам современной России средства. В самые "горячие" месяцы практически все организации лесной сферы России переключается на борьбу с пожарами, и вынужденно оставляют все остальные дела.

2 вариант (практики) – на основе статистических данных нарисуйте диаграмму лесных пожаров. Ось X – годы; ось Υ – количество пожаров.

(Приложение № 4)  Статистические данные: по данным Рослесхоза в 2005 году возникло 19 249 пожаров и уничтожено  844 200 га леса;  2006 год  – 22 699  пожаров,  1 300 000 га; 2007 год – 25 000 пожаров, 1 881 599 га; 2008 год – 38 588 пожаров, 4 139 517 га.

Ответы (примерные):

1 вариант (теоретики) (Слайд № 22) 

 - уничтожаются уникальные экосистемы;

 - в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители как углекислый газ, угарный газ и окись азота;

 - от задымления страдают жители городов и поселков (особенно опасно задымление воздуха для детей первого года жизни и новорожденных. У них под воздействием дыма увеличивается частота врожденных пороков сердца и заболеваний органов дыхания).

 - на тушение лесных пожаров тратятся огромные по масштабам средства.

2 вариант (практики). (Слайд № 23) 

Вы выполнили задания на закрепление,  какой можно сделать вывод?

Ответы учащихся.

Вывод (2  вариант).  Количество пожаров  и площадь выгораемых лесов и торфяников  с каждым годом увеличивается.

Вывод (1 вариант). Пожары приносят  большой вред и самой природе, и человеку. Неосторожность людей – главная причина всех тех бедствий, которые приносят пожары. А значит, в первую очередь надо бороться с неосторожностью людей и умышленными поджогами.

На следующем уроке мы с вами выясним причины лесных и торфяных пожаров, меры борьбы с ними и правила поведения человека  во время лесных и торфяных пожаров.

IV. Домашнее задание:  (3 мин)  §§ 7.1, 7.2. Творческие задания: 1) придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара;  2) подобрать материал о лесных пожарах Воронежской области.