План-конспект урока для учащихся 5-го класса по разделу "Гимнастика"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Тема:

  1. Соединение элементов акробатики в целостное упражнение.
  2. Подъем переворотом в упор махом одной, толчком другой ноги.
  3. Лазание по канату.

Цель: прививать навыки самостоятельных занятий.

Задачи:

  1. а) Закрепить навыки выполнения подъема переворотом махом одной, толчком другой ноги;
    б) Оценить соединение элементов акробатики в целостное упражнение (кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках, мост лежа).
  2. Способствовать развитию силовых качеств и координационных способностей.
  3. Содействовать воспитанию взаимопомощи, взаимодействия, взаимодвижения друг друга.

Инвентарь: гимнастические маты, низкая перекладная, 2 каната, брусья параллельные и разновысокие, гимнастическая стенка, диски «Здоровья», таблицы по гимнастике, учебные карточки, карточки-задания, магнитофон.

часть урока

учебный материал

дозировка

организационно-методические указания

I

Подготовительная часть:

1. построение, приветствие, сообщение задач урока.

2. ходьба на носках, на пятках, без задания.

3. перестроение в колонну по 4, в шеренгу.

4. ритмическая гимнастика:

- поворот головы налево, направо; наклоны влево, вправо, вращение.

- упражнение для верхней части туловища: плечи вверх, вниз; повороты туловища с отведением руки в сторону, вверх, вниз.

- вращение туловища.

- наклоны туловища.

- приставной шаг влево, вправо.

- прыжковые и танцевальные упражнения.

- упражнения на восстановление дыхания.

8 минут

1 минута

1 минута

30 секунд

30 секунд

5 минут

1 минута

2 минуты

по 8-10 раз каждое упражнение

по 8 раз

8-16 раз

2 минуты

Построение в одну шеренгу

 

Следить за осанкой, руки на пояс, за голову.

Фронтальный метод.

Дистанция – руки в стороны. Музыкальное сопровождение.

Темп медленный.

Способствует предупреждению простудных заболеваний. Спина прямая, выполнять пружиня ноги, следить за осанкой.

Влево, затем вправо.

Коснуться руками пола.

Руки вверх, в сторону.

В такт музыки.

 

II

Основная часть:

1. специальные и подготовительные упражнения:

- наклоны вперед сидя, руки прямые, коснуться носков ног.

- лежа на спине «плуг».

- лежа на животе «лодочка».

- захватить руками ноги «кораблик».

- стойка на лопадках.

- «мост» лежа.

- «коробочка».

- кувырок вперед, назад.

2. построение, сообщение заданий для работы по отделениям, переход к месту занятий.

Мальчики:

I отделение – упражнения на перекладине подъем переворотом; дополнительные упражнения на диске «Здоровья».

II отделение – акробатика, соединить ранее разученные элементы в единое целое.

III отделение – лазание по канату для развития силовых качеств.

IV упражнение на пресс в парах (одновременно все 3 отделения).

Дополнительно упражнения на брусьях: вис согнувшись, вис прогнувшись.

Девочки:

I отделение – подъем переворотом на брусьях р/в.

II отделение – акробатика, соединение 3-4 элементов.

III отделение – лазание по канату.

IV отделение – упражнения на гимнастической стенке, поднимание ног в висе, угол в висе.

Дополнительно – упражнения на диске «Здоровья».

Переход от снаряда к снаряду и методические упражнения.

Игра: «Сам себе режиссер», конкурс «Слабо?», «Пирамида». Итоги конкурса.

28–29 мин

3-4 минуты

30 секунд

15 секунд

15 секунд

15 секунд

30 секунд

30 секунд

15 секунд

30 секунд

1 минута

 

 

4 минуты

 

4 минуты

4 минуты

4 минуты

 

 

4 минуты

4 минуты

4 минуты

4 минуты

 

2 минуты

5 минут

Фронтально.

Упражнения являются профилактическим средством заболевания внутренних органов, само массаж органов.

 

развивает гибкость,

укрепляет мышцы живота

развивает память

развивает гибкость

развивает гибкость

в группировке

в каждом отделение свой командир из лучших учащихся. 

Обеспечить страховку

Махом одной, толчком другой

Развитие координации движений

 

Групповой метод

Помогать друг другу и оценить.

Индивидуальный метод

Развивает ловкость и силу

Способствует восстановлению функций внутренних органов, укрепляет мышцы.

 

 

Страховать друг друга, оказывать помощь.

Самостраховка, оценить друг друга

Развитие силы и ловкости

Развитие силовых качеств, упражнение мышц живота.

Индивидуально, развивает координацию движений.

Подводит итоги работы отделений

Соревновательный метод, творческие способности, выявить лучшие выполнение элементов акробатики

III

Заключительная часть:

Построение, ходьба, упражнения на восстановления дыхания.

Игра: «Летает, не летает».

Подведение итогов урока:

Домашние задание – упражнение на пресс.

3 минуты

1 минута

1 минута

Д: 2*15 раз

М: 2*20 раз

 

Обратить внимание на осанку, дышать ритмично.

 

Выполнять ежедневно

Самоанализ урока в 5 «А» классе, проведенного 21 декабря 2009 года для учителей физической культуры города и региона, учителей «Здоровья» и ОБЖ, ОВС, – обучающихся на курсах повышения образования при ИНПО, по теме: «Соединение элементов акробатики в целостное упражнение, подъем переворотом в упор махом одной, толчком другой ноги, лазанье по канату».

Учащихся 5 «А» класса я обучаю пятый год. В первом классе более 50% учащихся имели низкий уровень физического развития, а применяемый мной опережающий метод обучения, позволил к концу учебного года подтянуть слабых до уровня средних, а средних – до высокого уровня. На данный момент в классе обучается 24 человека, т.е. 11 мальчиков и 13 девочек. Все они понимают значимость занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья и развития двигательных качеств. А это, в свою очередь, побуждает их добросовестно относиться ко всем, проводимым мною, мероприятиям и прежде всего – к урокам физической культуры. Они не только пополняют свои знания, совершенствуют навыки и умения, но и занимаются творчеством.

Задачи сегодняшнего урока тесно связаны с предыдущими и последующими уроками, что подтверждает разработанные мною тематические и поурочные планы, а также вытекают из серии уроков предыдущих классов по разделу «Гимнастика».

В подготовительной части урока, во время выполнения дополнительных и специальных упражнений акробатики, сообщаю учащимся дополнительные знания за счет раскрытия оздоровительного эффекта на весь организм отдельных акробатических упражнений:

  • наклон вперед из положения сидя;
  • лежа на спине «плуг», стойка на лопатках, «мост» и другие.

А в основной части урока учащиеся не только составляют комбинации из ранее разученных элементов акробатики, но и оценивают друг друга, анализируют свои действия. Работая по отделениям, а их было 7, учащиеся помогают друг другу, осуществляют страховку и самостраховка, совершенствуют навыки и умения, развивают двигательные качества, обратив особое внимание на развитие силы и координации движения. Для повышения плотности урока, каждое отделение выполняет дополнительную работу: упражнения на пресс, на диске «Здоровье» тренируют вестибулярный аппарат и координацию движений, на гимнастической стенке поднимание ног до угла 90° подтягивание на нестандартных перекладинах. А это дает возможность рационально и эффективно использовать время урока, чередовать разные виды деятельности, поддерживать оптимальный темп урока согласно задачам и возрасту учащихся.

А проведенные в конце основной части урока конкурсы и игры на лучшее выполнение индивидуальных и групповых заданий – «Сам себе режиссер», «Слабо», «Пирамиды» позволили определить степень обучающего воздействия урока на учащихся, проверить не только навыки и умения, но и закрепить имеющиеся знания на практике.

В заключительной части урока восстанавливаем дыхание, подводим итоги урока, т.к. учащиеся оценивали друг друга – ставим оценки. Настраиваем организм на следующий урок, снимая общее напряжение.

Намеченные на урок три единые задачи были решены полностью, учебный материал выполнялся осознанно, от простого к более сложному, но доступному для данного возраста. Двигательные качества развивали комплексно. Выполнение упражнений под музыкальное сопровождение повышает эмоциональный фон и дает возможность прививать чувство ритма и красоты движений.

Мне приходилось показывать упражнения лишь при необходимости исправить грубые ошибки или заострить внимание на каком-то элементе. Учащиеся умеют работать самостоятельно. Физорг и командиры отделений осуществляют контроль, исправляют ошибки учащихся. Страховать и оказывать помощь умеют все.

Согласно задачам урока, тип урока – смешанный, одинаково решаются разные задачи, носит учебно-познавательный характер, оздоровительную направленность.

Для реализации задач урока применила: метод слова – объяснение задач и заданий, метод наглядности – личный показ, показ помощников, таблицы, учебные карточки. Для поднятия эмоционального фона и выполнения упражнений в заданном темпе и ритме применила  музыкальное сопровождение.

При проведении упражнений применила фронтальный, групповой, поточный, соревновательный, индивидуальный и метод круговой тренировки (внутри отделений), что позволило рационально использовать имеющееся оборудование и инвентарь. Снятие напряжения в заключительной части урока позволит учащимся продуктивно работать на следующем уроке, т.к. психологически готовы.

На протяжении всего урока придерживалась дидактических принципов:

  • Научности – учебный материал подобран согласно обязательного минимума государственной программы и преподносится учащимся с соблюдением спортивной терминологии;
  • Прочности знаний, т.е. добиваюсь осознанного выполнения упражнений;
  • Принцип постепенности – от простого к сложному;
  • Принцип всесторонности – комплексное воздействие на все группы мышц.
  • Индивидуальности – учитываю возможности данного класса и отдельных учащихся, их возраста, пола и психологического состояния.
  • Принцип сознательности и активности;
  • Принцип доступности – с учетом физической подготовленности, развития навыков и умению учащихся.

По принципу интенсивности структура проведения данного урока была подобрана правильно. В  уроке использованы нетрадиционные формы взаимодействия ученик-ученик, нетрадиционные средства – ритмическая гимнастика, оздоровительные упражнения, конкурсы на применение знаний в нестандартных условиях – «Сам себе режиссер», «Гимнастические пирамиды», «Слабо?».

А выполнение упражнений на достаточно высоком уровне (5 четверок и 19 пятерок) за акробатическую комбинацию лишний раз показывает целесообразность применения опережающего метода обучения; несмотря на сложность упражнений, все учащиеся справились с поставленными на данный урок задачами, а это означает, что урок достиг поставленной цели, три единые задачи решены на высоком методическом уровне.

К работе прилагается презентация.