Организация воспитательного пространства на базе летнего оздоровительного лагеря

Разделы: Внеклассная работа


Особенностью современного этапа развития российского общества является значительный рост интереса к проблеме воспитания. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Все это определено в Конституции Российской Федерации, Национальной доктрине образования в РФ.

Главной ценностью для педагога был и остается ребенок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника, поэтому в современной педагогической теории и практике целенаправленно разрабатываются проблемы создания воспитательного пространства.

Понятие «воспитательное пространство» в современной отечественной педагогической теории не имеет однозначного определения. Многообразие подходов к пониманию сущности понятия объясняется позицией исследователей при рассмотрении механизма его создания. Наиболее четко сегодня представлены два подхода к определению сущности воспитательного пространства как педагогического явления и системного образования.

Согласно первому определению Новиковой под воспитательным пространством понимается педагогически целесообразно организованная среда, окружающая одного ребенка или множество детей (класса, школы, двора)

Второй подход Мануйлова предполагает его рассмотрение как части среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни.

Следовательно, можно сделать вывод, что воспитательное пространство – цель и результат системной организации воспитания детей и подростков.

Под средой будем понимать все то, что окружает субъект и посредством чего он реализует себя как личность. Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.

Таким образом, создание воспитательного пространства, в котором становится возможной успешная реализация воспитательных целей, должно являться доминантой в деятельности педагогического коллектива. Наиболее значимые направления развития воспитательного пространства – это коллективные творческие дела, учебно-познавательная деятельность (предметные недели, посещение музеев, выставок), экологическая деятельность (экологические десанты, выставки поделок из природного материала), трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность (соревнования, походы, экскурсии), классные часы и др.

В МОУ «СОШ № 4 г. Нарьян-Мара» создано воспитательное пространство, которое строится в соответствии с методической темой школы и воспитательной программой школы «Будущее России».

Цель программы – создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка.

Воспитательная деятельность школы не заканчивается после окончания 4 четверти, так как на базе школы ежегодно открывается летний оздоровительный лагерь, в связи с этим была разработана и реализуется программа «Каникулы».

В МОУ «СОШ № 4 г. Нарьян-Мара» в 2009 г. была организована работа детского оздоровительного лагеря «Страна каникул».

Администрацией и педагогическим коллективом лагеря смена определена как национально-патриотическая «России Север». При определении темы руководствовались потребностями детей, возможностями педагогов, задачами комплексной воспитательной программы школы.

Данная смена является логическим продолжением работы над методической темой школы «Совершенствование работы школы по внедрению национально-регионального компонента в урочную и внеурочную деятельность».Нынешнее поколение детей надо просвещать, напоминая и уточняя, откуда они родом. Просвещать, показывая безмерное море творчества прадедов наших, раскрывать истоки обычаев и традиций. Вне памяти, вне традиции истории и культуры нет личности, память формирует духовную крепость человека. Осмысленность многовековых традиций народного труда и быта, опыт людей, которые жили до нас, помогают нам создавать будущее.

Цель тематической смены «России Север» – воспитание детей, знающих, уважающих историю и традиции своего народа.

В соответствии с данной целью были поставлены задачи, направленные на ее реализацию.

Задачи:

  • Содействовать развитию личности ребёнка через его включение в познавательную и практическую деятельность, знакомство с обрядами и традициями жителей Севера;
  • Выявлять и развивать творческие способности участников смены;
  • Восстановить израсходованные за учебный год силы, снять накопившуюся усталость;
  • Приобщить детей к здоровому образу жизни;
  • Способствовать формированию у учащихся устойчивых интересов к занятиям физической культурой и спортом, потребности в постоянном физическом совершенствовании;
  • Открытие первых талантов.

Для повышения эффективности деятельности летнего оздоровительного лагеря выделены содержательные блоки:

  • Вводный (погружение в работу смены);
  • Овладение краеведческими знаниями, знаниями традиций, обрядов и фольклора русского Севера, умениями и навыками народного танца, игр;
  • Применение ЗУН на практике, участие в жизни лагеря и городских мероприятиях.

Наряду с традиционными делами в план воспитательной работы были включены конкурсы, праздники, концерты которые дали возможность каждому ребёнку открыть, развить свои таланты.
В соответствии с тематикой смены детям были предложены следующие обучающие программы:

  • Музыкальные часы – разучивание и исполнение песен: народных, спортивных, туристических.
  • Художественные часы – конкурсы рисунков «Люблю тебя, мой край родной», «Уголок родного города», изготовление народных кукол.

Управлением образования г. Нарьян-Мара лагерям дневного пребывания было предложено принять участие в городском конкурсе рисунков «Люблю тебя, моя Россия». Наш лагерь был отмечен как самый активный участник данного конкурса, все работы (10), отправленные на конкурс, выдержали проверку, ребята стали победителями и призерами.

  • Спортивные часы – изучение правил игр, спортивные состязания, подвижные игры.

Спортивная работа включала в себя проведение спортивных часов для каждого отряда отдельно по расписанию, проведение фольклорно-спортивного праздника, «Молодецких игрищ», туристического похода, где ребята смогли проявить себя на спортивно-туристической тропе. Команда нашего лагеря заняла III место в спартакиаде и шесть личных мест у спортсменов – победителей и призеров.

Проверить и закрепить знания, полученные на занятиях, дети могли в таких делах: мастерская «Игры народов Севера», спортивно-интеллектуальная игра «Тундра зовет», историко-краеведческая ирга по станциям «Красный город Нарьян-Мар никогда не будет стар!», практикум «Северные посиделки», кукольный театр «Сказки народов Севера», интеллектуально-познавательная игра «Родина, родина, тропы оленьи!», спортивные соревнования «Молодецкие игрища», «Богатырские забавы».

С целью объединения усилий по организации летнего отдыха учащихся, налажено сотрудничество с Окрвидеоцентром и сотрудниками детской библиотеки, краеведческим музеем, музейно-выставочным центром, Пустозерским музеем, этно-культурным центром, выставочным залом. В этом году была организована туристско-краеведческая прогулка по реке Печора.

Таким образом, летний оздоровительный лагерь на базе школы является воспитательным пространством, в котором господствует определенный педагогически сформированный образ жизни, что позволяет успешно реализовать поставленные воспитательные цели и задачи.