Урок литературы в 11-м классе на тему "Серебряный век в русской поэзии"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • показать особенности модернистских литературных направлений;
  • воссоздать колорит эпохи Серебряного века в личностях поэтов и их творчестве.

Задачи:

  • Обучающая: систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках.; учить оценивать ответ одноклассников, используя убедительные доказательства.
  • Развивающая: развивать речь учащихся,  совершенствуя ее образность и выразительность, пополняя лексикон новыми терминами; совершенствовать монологическую и диалогическую речь, навыки выразительного чтения.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, интерес к урокам литературы через коллективную деятельность и применение передовых технологий в учебном процессе.

Предварительная подготовка: разделиться на группы, распределить обязанности между участниками, создать мультимедийную презентацию.

Оборудование: мультимедийная презентация «Серебряный век»; диск П.И. Чайковского «Концерт № 1 для фортепьяно с оркестром»; выставка книг: А. Блок, Н.Гумилев, А.Ахматова, В. Брюсов, К. Бальмонт, В. Маяковский,  И. Северянин; оценочные бланки.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

Учитель сообщает тему и цели урока.

Эпиграфом к уроку стал отрывок из поэмы А. Ахматовой «Поэма без героя».
Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку стали именно эти строки?

Размышления учащихся.

Термин «Серебряный век» появился в начале 30-х годов в статье поэта и критика русского зарубежья Н. Оцупа, который обыграл строчки поэтессы из «Поэмы без героя».
На перевале времен, когда век девятнадцатый сменялся новым веком, и предчувствие великого слова ощущалось буквально во всем, русская культура неожиданно и мощно расцвела. Этот короткий, но поразительный по насыщенности художественными достижениями и их мировому резонансу отрезок эпохи – с начала 1880-х до середины 1910-х годов – принято называть Серебряным веком.Это звучное имя родилось по аналогии с  популярным тогда определением “Золотой век” русской литературы. “Мятежный”, ”бредивший красотой”, Серебряный век объединил самых разных поэтов, художников, артистов, музыкантов, философов в попытке найти некий новый стиль творчества и жизни.
Для начала 20 века характерно многообразие литературных направлений. Наиболее известны среди модернистских течений символизм, акмеизм, футуризм.
Начало 20 века, мы на литературном вечере…

II. Выступление групп учащихся

Каждая группа обобщает и систематизирует материал о модернистском литературном направлении, показывая его отличительные особенности и своеобразие поэзии. Выступления сопровождаются показом мультимедийной презентации, она используется для того, чтобы учащиеся смогли на большом экране наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.
2-3 ученика читают выразительно наизусть стихотворения, делая его краткий анализ (тема, идея, основные образы, символы, особенности литературного направления, отразившиеся в стихотворении).

1. Символизм

Выступление докладчика

Первым по времени возникновения и самым значительным из литературных течений Серебряного века был символизм. Символизм – это литературное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мира через символы
Цель символизма – «рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем ответное чувство» (В. Брюсов).
Его история начинается с двух литературных кружков, возникших почти одновременно в Москве и Петербурге. В петербургскую группу входили Д.Мережковский, З.Гиппиус, Н.Минский, соединившие поиски новых путей в искусстве с идеей “религиозной общественности”. В отличие от них  московские символисты – В.Брюсов, К.Бальмонт, сосредоточились на вопросах поэтике, самоценности искусства. Русский символизм всегда хотел быть не только искусством или мировоззрением, но и жизнетворчеством – программой жизни по законам Красоты.
Представители символизма: Д.Мережковский,  З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Белый, А.Блок и др.

Чтение стихотворений под музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский «Концерт № 1 …»). Краткий анализ стихотворений.

В. Брюсов «Юному поэту», «Сонет к форме»; К. Бальмонт «Безглагольность».

2. Акмеизм

Выступление докладчика

Название группы образовано от греческого «acme» – высшая точка, пора расцвета. Акмеизм - модернистское течение, провозгласившее предметно-чувственное восприятие мира, возврат слову его изначального,  несимволического значения.
Символистскому слову, устремленному в запредельное, акмеисты противопоставили слово, рисующее мир в его разнообразных, конкретных проявлениях, а человека – не бесплотной духовной абстракцией, а жизнелюбивым современником. Сергей Городецкий определил это движение так: “Опять назвать имена мира и тем вызвать всю тварь из влажного сумрака в прозрачный воздух”.
«У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями и мистической любовью или еще чем-нибудь» (С. Городецкий). 

Чтение стихотворений под музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский «Концерт № 1 …»). Краткий анализ стихотворений

Н.Гумилев «Шестое чувство», А. Ахматова «Сжала руки под темной вуалью…», «Творчество».

3.Футуризм

Выступление докладчика

В начале 1910-х годов возникло направление, резко отрицавшее эстетические концепции и поэтическую систему символизма. Футуризм - литературное течение, отрицавшее художественное и нравственное наследие, призывавшее к разрушению форм и условностей искусства ради его слияния с жизнью.
Оно представлено, прежде всего, группой кубофутористов. В нее входили братья Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, Владимир Хлебников, Василий Каменский, Владимир Маяковский. «Новые пути литературы они связывали с экспериментами в области словотворчества». «Только мы – лицо нашего времени. Прошлое тесно. Сбросим Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности» («Пощечина общественному вкусу»). Первым совместным выступлением в печати стал поэтический сборник «Садок судей». Кубофутуристы уделяли особое внимание коллективным манифестам и сборникам, выставкам левого искусства.

Чтение стихотворений, краткий анализ.

И. Северянин «Кензель», В. Хлебников «Бобэоби пелись губы».

III. Дискуссия

Во время выступления представители противоположных литературных направлений формулируют вопросы с целью проверки знаний по изученной теме. Вопросы задают каждой группе. Ответы оценивают,  результаты заносят в оценочные листы.
Например:
1. Основные принципы поэтики символизма?
2. Где зародилось литературное направление акмеизм?
3. Почему Маяковский и Хлебников не приняли первую мировую войну?
4. Как назывался первый футуристический сборник?
5. Что общего у символизма и акмеизма?
6. Чье творчество повлияло на литературные взгляды К.Бальмонта?

IV. Заключительное слово учителя

Совместно с учениками делается вывод о роли и значении Серебряного века в истории и теории русской литературы.
Серебряный век сформировал высокую культуру стиха и научил поэтов пользоваться не только новыми рифмами, формами и звуками, но и с уверенностью использовать старые, классические формы поэзии.

V. Подведение итогов

Подсчет баллов по оценочным листам. Сообщение результатов. Оценивание.