Урок математики в 5-м классе. Решение задач по теме "Деление на десятичную дробь"

Разделы: Математика


Цели:

  • отработать умение применять полученные знания для решения простейших задач жизненной практики, связанных с историей России;
  • закрепить умения решать уравнения.
  • развивать их память, умения анализировать и делать самостоятельно вывод;
  • формировать познавательный интерес к предмету и здоровому образу жизни.

ХОД УРОКА

1. Этап подготовки к усвоению нового материала

Демонстрация слайда и выполнение задания. С помощью устного счета  и обмена тетрадями расшифровать три слова: Мефистофель, табак, Фауст.

(Приложение 1. Слайд 2)

(Приложение 1. Слайд 1)

2. Рассказ учителя. Существует легенда о Мефистофеле и Фаусте. Когда была открыта Америка, Фауст в сопровождении Мефистофеля побывал в Новом Свете. Они обнаружили там много интересного, в том числе невиданные растения и среди них табак. Мефистофель заявил:
– Полезная травка,  не лопух какой-нибудь. Он осчастливит Старый Свет. Кто хоть раз закурит, тот не бросит этой забавы. Больше не будут говорить про нас чертей, что мы одни вдыхаем дым и выпускаем через ноздри. Не набить ли вам табак в трубку, уважаемый доктор?
– Не надо. Забава для дураков. – решительно ответил Фауст. Об этой несерьезной забаве пойдет наш серьезный разговор.

3. Решение примеров для выявления даты крушения корабля Санта-Мария

(Приложение 1. Слайд 3)

4. Ответ  необходимо  вставить в таблицу. (25 декабря, 1492 года)

  декабря   года

5. Рассказ учителя

25 декабря 1492 года корабль «Санта-Мария» потерпел аварию. На построенном из обломков форте «Навидад» обосновались испанцы. Они и были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей табак. Растения получившие название по имени провинции Табаго острова Гаити, начало победоносное шествие по странам и континентам.

6. Решение задачи.(фронтально). Одновременно происходит решение уравнений и примера у доски (индивидуальная работа с учащимися со средними способностями к обучению).

(Приложение 1. Слайд 4)

7. Индивидуальные задания у доски

1. (17,8  · 0,25 + 0,55) · 317 = 1585

1) 4,45          2) 5        3) 1585

2. (1,8 х – 8) : 2,5 = 40                      3. (2,5 х – 4) · 0,5 = 73
         х = 60                                                    х = 60

8. Рассказ учителя

В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российском рынке. В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении наказывали 60-ю ударами палок по стопам, во второй раз отрезали нос или уши.

9. Решение задачи (фронтально)

Одновременно происходит решение примера у доски (индивидуальная работа с учащимися со средними способностями к обучению).

(Приложение 1. Слайд 5)

Пример.

1994,3 – (3,4 · 17,5 + 1654,4 : 5,5) = 1634

10. Рассказ учителя

– В 1634 году в Москве был опустошительный пожар, причиной которого оказалось курение. После этого курение было запрещено под страхом смертной казни.

(Приложение 1. Слайд 6)

11. Задание по учебнику №1457 (устно).

Ответ: Петр

(Приложение 1. Слайд 7)

12. Рассказ учителя

В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком. (Слайд 8)

13. Рассказ учителя

– Марк Твен, весьма, выразительно описал ощущение ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения. Чтение отрывка из произведения М.Твена «Приключения Тома Сойера».

«После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы. Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. До сих пор оба новичка курили только сигары из виноградных листьев, но такие сигары щипали язык и считались недостойными мужчин.
Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
– Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.
– И я тоже, подхватил Джо. – Плевое дело!
– Сколько раз я, бывало, смотрю, как курят другие, и думаю: «Вот бы и мне научиться! Да нет, думаю, это мне не под силу», – сказал Том…
– Я думаю, что я мог бы курить такую трубку весь день, – сказал Джо. Меня ничуть не тошнит…
Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще. Все поры во рту у мальчишек превратились в фонтаны: они едва успевали очищать подвалы у себя под языком, чтобы предотвратить наводнение. Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших пальцев, у Тома тоже. Фонтаны таки и били что есть силы, и насосы работали вовсю. Наконец Джо выговорил расслабленным голосом:
– Я потерял ножик… пойду поищу…
Гек снова уселся на место и прождал целый час. Потом он соскучился и пошел разыскивать товарищей. Он нашел их в лесу далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном…
За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и когда Гек после ужина, набив трубку для себя, захотел набить и для них, оба в один голос сказали: «Не надо», так как они чувствуют себя очень неважно…

14. Рассказ учителя

– Какова химическая структура табачных листьев и что именно особенно влияет на организм?
Через подожженный и тлеющий табак, всасывается воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе усиливает горение. Продукты горения поступают в легкие. При курении происходит, так называемая, сухая перегонка. (Приложение 1. Слайд 9)

Эти вещества могут вызвать образование злокачественной опухоли (рака).

15. Выполнение задания в учебнике №1460

В двух цистернах было 119,88 тонн бензина. В первой цистерне бензина было больше, чем во второй в 1,7 раза. Сколько бензина было в каждой цистерне?

16. Рассказ учителя

– Ребята, вы, наверное, в фильмах видели, как герой бросает сигарету и заправочная станция взрывается. Такое же разрушительно действие табак оказывает на организм. Температура воздуха, поступающего во время курения в рот, на 40 градусов ниже температуры дыма. Это отражается на состоянии зубной эмали. Поэтому зубы становятся желтыми. (Приложение 1. Слайд 10)

17. Домашнее задание:

  1. 32,4 · 0,75
  2. 2,43 : 0,75
  3. 0,243 : 0,324
  4. 5,2 · 1,5
  5. 78 : 1,5
  6. 78 : 0,15
  7. 31,2 : 4
  8. 4,2 – 0,42
  9. 4 – 0,4
  10. 2 : 0,1
  11. 9,2 : 4,6
  12. 260 · 0,2
  13. 4 – 0,22

Расшифровка:

7,8 Е,
0,75 р,
3,78о,
37,8 м,
2,3 ь,
24,3 к,
520 и,
3,6 п,
3,24 у,
7,5 ф,
20 а
52н

18. Подведение  итогов  урока

19. Заключительное слово учителя. О чувствах человека, оставившего дурную привычку курения, прекрасно сказал В.Маяковский. (Приложение 1. Слайд 11)