Урок-смотр знаний по теме "Механические колебания и волны", 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


  • ЦЕЛЬ УРОКА:
  • проверить умение учащихся решать качественные и расчётные задачи,
  • провести тестирование,
  • подготовить учащихся к контрольной работе по теме,
  • уделить внимание экспериментальной работе учащихся.

ХОД УРОКА

1. ОРГ. МОМЕНТ

На уроке учителю помогают консультанты-лаборанты. Это сильные учащиеся, выполнившие эти задания на день раньше. На каждой станции, таким образом, есть свой консультант-лаборант. Учащиеся выбирают порядок прохождения станций произвольно, на каждой станции получая задание от консультанта.

2. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

Каждый ученик за время урока должен пройти 3 станции и получить 2 оценки. Набравшие максимальное число баллов за работу на станциях " Решение задач " и " Тестирование" получают оценку 5. Работа на станции " Эксперимент " оценивается так:

а) оценка 3: выполнение пунктов 1-5

б) оценка 4: выполнение пунктов 1-6

в) оценка 5: выполнение всех пунктов.

1 станция "Решение задач".

Каждая задача оценена в баллах, ученик сам выбирает для решения одну или две.

1) Определить расстояние между вторым и пятым гребнями волны, если длина бегущей волны равна 0,6 м. (1 балл)

2) Груз, колеблющийся на пружине, за 8с совершил 32 колебания. Найти период и частоту колебаний. (2 балла)

3) Напишите уравнение гармонических колебаний, если за 1 мин совершается 60 колебаний. Амплитуда равна 8см, начальная фаза равна нулю. (3 балла).

4) Как изменится период колебаний математического маятника, если его длину увеличить в 4 раза? (4 балла)

5) Груз массой 2 кг подвешен на пружине и совершает гармонические колебания, график которых приведён на рисунке. Какова жёсткость пружины? (5 баллов )

2 станция "Тестирование"

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа А Г В В Д В Б Б А Б

1. Какое из перечисленных ниже движений является механическим колебанием?

1) Движение качелей. 2) Движение Мяча, падающего на землю.

А. Только 1.

Б. Только 2.

В. 1 и 2.

Г. Ни 1, ни 2.

2. За 4с маятник совершает 8 колебаний. Чему равен период колебаний?

А. 8с.

Б.4с.

В.2с.

Г.О,5с.

Д.32с.

3. По условию задачи 3 определите частоту колебаний.

А. 8 Гц.

Б. 4 Гц.

В. 2 Гц.

Г. 0,5 Гц

Д. Среди ответов А-Г нет правильного

4. На рисунке 1 изображен график зависимости координаты х колеблющегося тела от времени. Чему равен период колебаний?

А. 1 с.

Б. 2с.

В. 4с.

Г. 0.5 Гц.

Д. 0.25 Гц.

Е. 1 Гц.

5. По графику на рис. 1 определите частоту колебаний.

А. 1с.

Б.2с.

В.4с.

Г. 0.5 Гц.

Д. 0.25 Гц.

Е. 1 Гц.

6. Какой из графиков, представленных на рис. 2, соответствует колебанию с наибольшим периодом?

А. 1.

Б. 2.

В. 3.

Г. 4.

7. В каких направлениях совершаются колебания в продольной волне?

А. Во всех направлениях.

Б. Только по направлению распространения волны.

В. Только перпендикулярно распространению волны.

Г. По направлению распространения волны и вдоль этого направления.

8. От чего зависит громкость звука?

А. От частоты колебаний.

Б. От амплитуды колебаний.

В. От частоты и амплитуды.

Г. не зависит ни от частоты, ни от амплитуды.

9. Какое из приведённых ниже выражений определяет частоту колебаний математического маятника?

10. Как изменится период колебаний груза на пружине, если массу груза увеличить в 4 раза?

А Увеличится в 4 раза.

Б. Увеличится в 2 раза.

В. Не изменится.

Г. Уменьшится в 2 раза.

Д. Уменьшится в 4 раза.

3 станция "Эксперимент". Определение роста человека с помощью часов.

Погрешность измерения в этой работе не должна превышать 1 %, т. к. если рост учащегося 170см, то ошибка на 17см (Е=10%) окажется слишком большой. Зная свой рост, каждый старается получить как можно более точный результат.

Оборудование: часы с секундной стрелкой, маленький металлический шарик, Нитка, длинный штатив с муфтой, мерная лента.

Теория.

T = 2П

T =

l ср =

l - длина нити; g = 9,81 м/с?

N - число колебаний маятника

t - время колебаний

l ср - ваш рост.

Ход работы.

1. На конце 2-х метровой нити привяжите шарик и попросите консультанта измерить этой ниткой ваш рост.

2. На стол поставьте стул, а на стул установите штатив с кольцом. К кольцу привяжите нить, длина которой равна вашему росту.

3. Отклоните полученный маятник от положения равновесия на 5-10 см и отпустите его.

4. Измерьте время 20 полных колебаний.

5. Повторите измерения не менее 5 раз, не изменяя условий опыта, и найдите среднее значение времени:

6.Рассчитайте длину нити при g = 9,81 м/с2 (это и есть ваш рост)

7.Оцените погрешность измерения.

Ее =

3. ИТОГИ УРОКА.

На дом повторить главу 2, составить текст трех задач по данной теме. Все учащиеся сдают тетради в конце урока для выставления оценок.

ЛИТЕРАТУРА

1.А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика-9, М., Дрофа, 2008 г.

2. О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А Орлов, Задания итогового контроля знаний учащихся по физике 7-11. М., Просвещение, 2002 г.

3. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. Под ред. В. Г. Разумовского. М., Просвещение,1993 г.