Урок русского языка в 5-м классе. Тема "Графика. Алфавит"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1. Познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита; познакомить с новым разделом о языке “Графика”; повторить алфавит.

2. Развивать кругозор учащихся.

3. Воспитывать интерес к истории русского языка.

Оборудование: доска, иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия, компьютер, презентация.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

  • Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?
  • Проведем эксперимент. Возьмем пословицу. Уберем из неё все согласные буквы. Что у нас получится?

Азбука — к мудрости ступенька.

А--у-а - -у--о--и --у-е---а.

  • Можно ли догадаться, какая это пословица? Конечно, нет.
  • А теперь возьмем эту же пословицу, но оставим в ней только согласные

-зб-к- — к м-др-ст- ст-п-ньк-.

  • А теперь догадались? Наверняка. Так что же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

(Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове)

2. Совместное определение темы и целей урока.

  • А теперь, ребята, давайте расшифруем тему нашего урока:

Гр-ф-к-. –лф-в-т.

  • О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели мы можем перед собой поставить?

II. Работа по теме урока.

  • Что такое алфавит? (Алфавит-это обозначение звуков на письме)
  • Для чего используются буквы?

1. Материал для наблюдения, работа с терминами (с.118).

Приём “Пометки на полях”.

  • Какая информация из текста вам была известна?
  • Что нового вы узнали из текста?
  • С какими терминами вы познакомились? Запишите их в свои словарики.

Упр.283 (устно), с.119.

2. А сейчас мы совершим путешествие в историю письменности и алфавита.

а) Дорога к письменности.

  • Как же произошло изобретение букв? Что об этом известно людям?

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было, а в некоторых из них обитали медведи.

Однажды люди, вытеснив медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение, так возникла дорога к письменности.

Первым появилось рисуночное письмо, а затем пришли “священные знаки” - иероглифы. А жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы - знаки только для согласных букв. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

б) История алфавита.

Наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами Нового завета.

История алфавита уходит в глубину веков.

Первой попыткой остановить и сохранить слово была картинка.

Но как сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет? Каждое слово? Часть слова, слог? Понадобились сотни лет для того, чтобы картинка стала условным знаком.

Русский алфавит произошёл от славянского, созданного в 863 году двумя учёными монахами - братьями Кириллом и Мефодием. Для перевода византийских священных книг на язык местных славян в Моравии им понадобился новый алфавит.

Так родились первые славянские азбуки - кириллица и глаголица. Глаголица (от слова “глагол” - слово) довольно скоро вышла из употребления. А от Кириллицы, в которой 43 буквы, произошли русский, украинский, белорусский, болгарский, сербский и многие другие алфавиты. Такова длинная история короткого алфавита.

3. Чтение §58.

Приём “Пометки на полях”.

  • Что нового вы узнали из текста?

III. Закрепление. Усвоение новых знаний.

1. Упр. 284 (устно).

  • Сколько гласных и согласных букв в русском языке?
  • Чего больше в русском языке – букв или звуков?
  • Чем отличается Ь и Ъ от остальных букв?

2. Упр. 287 (устно).

3. Упр. 286 (пис.).

4. Игра “Кто быстрее”.

Задание:

  1. Расположите фамилии учащихся вашего класса в алфавитном порядке.
  2. Найди нужное слово в орфографическом словаре: в..риант, к..мпьютер, азбука.

5. Работа с кириллической азбукой.

  • Проблемный вопрос: Почему буквы расположенные в определённом, обязательном для всех порядке называют двумя разными словами “алфавит”, “азбука”?

Учащиеся исследуют кириллический азбуку. Высказывают свои предположения, затем сравнивают свои ответы - упр. 292 .

IV. Итоги урока.

В конце урока (за 3-4 минуты) предлагается учащимся подумать над услышанным во время занятия и ответить кратко на вопросы: “Что является основным из всего материала изученного сегодня?”, “Какую информацию по этому вопросу вы хотели бы получить дополнительно?”

Учащиеся быстро отвечают на вопросы (на небольшом листочке) и сдают ответы.