Конспект занятия на тему "Помогай другу везде, не оставляй его в беде"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: создать условия для повторения малых жанров народного творчества.

Задачи.

  1. Воспитывать любовь к родному краю, интерес к историческому прошлому своего народа.
  2. Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и вовремя приходить на помощь.

Ход занятия

Музыкальная заставка. Дети входят в избу.

Педагог: Здравствуйте, гости дорогие милости прошу в свой дом. Гость на двор – хозяйке радость.

Дети: Мир вашему дому, здоровья всем.

Педагог: Спасибо, проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки.

Красному гостю, красное место.

Педагог: Пригласила я вас на посиделки поиграть, пошутить, порезвится. Да вот беда.

Показывает письмо.

Педагог: Кто-то бросил к нам в оконце, Посмотрите письмецо.

Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко, пролетая, обронил?
Может кот письмо, как мышку на окошко заманил?
Сама не знаю, гадаю от кого оно? А адресовано письмо Дружным,
Веселым, смелым детям. А вы такие?

Дети: Да!

Педагог: Сейчас посмотрим. Встать всех вас я попрошу. Повернитесь лицом к друг другу. Прикоснитесь ладошками к ладошкам. Хлопните раз, хлопните два отвечайте? Вы друзья?

Дети: Да.

Педагог: В круг скорее становитесь. Крепко за руки возьмитесь и по кругу вы пройдитесь.

Громко топайте ногами.
Звонко хлопайте руками.
Руки поднимите.
Руки отпустите.
Все дружно приседайте.
И дружно все вставайте.

Молодцы получили заряд бодрости. И показали мне, что вы именно те, кому адресовано письмо.

Вот теперь, я точно знаю, что письмо для вас читаю. Присаживайтесь и слушайте.

Чтение письма.

Дорогие ребята.

Пишу вам я, Иван-Царевич. Обращаюсь я к вам за помощью. Мою невесту Елену Прекрасную похитил Змей Горыныч, но обещал мне её вернуть, но за это должен я ему чудо чудное принести. А находится чудо чудное в тридевятом царстве в тридевятом государстве. И охраняет его Баба-Яга.

Сам бы отправился за чудом, да не могу, совсем не знаю малые жанры народного творчества. Прошу вас очень помогите, чудо чудное добыть, исполните мою просьбу.

“Помогайте другу везде, не оставляйте его в беде”.

Иван

Педагог: Согласны ли вы ребята, помочь Ивану-Царевичу?

Дети: Да.

Педагог:

Что одному не под силу, то легко коллективу,
Вместе мы сможем добыть чудо-чудное.

Педагог: Но знаете, впереди нас ждут испытания. Не боитесь трудностей?

Дети: Нет.

Педагог: Ну, а все ли вы здоровы?

Дети: Да.

Педагог: К испытаниям готовы?

Дети: Да.

Музыкальная заставка “. Страшный шум” и голос Бабы-Яги.

Предложить одному ребенку, взять за дверью конверт и принести.

Педагог: Не будем терять время. А сразу начнем выполнять приказания Бабы-Яги.

Отгадайте-ка ребятки очень трудные загадки. (4. Стр. 35, 38, 42)

Педагог: Отворилась тихо дверь. И вошел усатый зверь. Сел у печки, жмурясь сладко. И умылся серой лапкой? Кто это? Как догадались?

Дети: У кота есть усы. Он умывается лапкой.

Педагог: Ребята, давайте вспомним потешку про кота. (1. Стр. 14)

Дети:

Как у нашего кота. Шубка очень хороша.
Как у котика усы. Удивительной красы.
Глаза смелые. Зубки белые.
Вот такой наш котик.
Пора отгадывать следующую загадку Бабы-Яги.

Голова да рожки.
Бегут по дорожке.
Бежит молочко по вымечку.
Из вымечка по копытечку.

Кто же это? Будьте внимательны.

Дети: Коза.

Педагог: Про козу кто-то из вас помнит считалку? Зачем нам считалки? Посчитай нас Катя. Коль уже выбрали ведущего. Самое время немного передохнуть и вспомнить игру про козла.

Игра “Козёл” (3. Стр. 45)

Идет козел по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем.
Ножками подрыгаем.
Ручками похлопаем.
Ножками потопаем.
И на свои места пойдем.

Педагог: Третья загадка Бабы-Яги.

Набита пухом. Лежит под ухом?

Что это?

Дети: Подушка.

Педагог: Как догадались?

Дети: Подушка набита пухом. А ложем мы ее под ухо.

Педагог: четвертая загадка.

Отгадывать умеете. А вот попробуйте вспомнить и загадать загадки друг другу. Солнце разгорается игра в “Веселый бубен” начинается. Сейчас вы будете передавать друг другу бубен, а я буду проговаривать считалку. Как только считалка закончится у кого бубен, тот загадывает загадку.

Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен.
Тот загадку скажет нам.

Педагог: С 1 заданием Бабы-Яги справились.

- На картине Бабы-Яги найди цифру 1 и эту карточку сними.

Убирает листок с 1 (хохлома).

Педагог: Второе задание Бабы-Яги. Парами подойдите к столам, на которые я положу задание. Нужно собрать мозаику. И назвать сказку. Пока играет музыка. Если не успели, не видать нам чудо чудного.

Приготовились. Начали.

Музыкальная заставка. Народная музыка.

Сказки, с которыми знакомились на занятиях. (2. стр. 3-27)

Гуси-лебеди, Волк и 7 козлят, Теремок, 3 медведя, Снегурочка, Лиса и скалочка.

Педагог: Назовите по очереди название вашей сказки.

Дети: Называют.

Педагог: Я думаю, мы правильно выполнили задание.

- Найдите на картинке Бабы-Яги цифру 2 и убери ее. (Гжель)

Педагог: Ваши пальчики устали. Пока мозаику собирали.

А на улице зима нам пора колоть дрова.

Пальчиковая гимнастика.

Я колю, колю дрова (постукивание 1 пальчиком)
Я колю, колю дрова (2)
Я колю, колю дрова (3)
Я колю, колю дрова (4)
Колю дрова на чурочки (5)
Горит огонь в печурочки! (Пальчики в замок и шевелить ими)
Гори, гори жарче печь.
Будут детки пышки печь! (Трут ладошки)
А теперь их будем есть.
Подкрепились, молодцы.

Педагог: К третьему заданию Бабы-Яги пора нам перейти.

По селу странные люди ходили из дома в дом мусорили, да что-то приговаривали. А про меня забыли. Коль расскажите да покажите мне, что это было. Значит, справились с третьим заданием. А коли, нет, так и разговору нет.

Что ребята, приутихли, сложное задание получили. А я вам немножко подскажу, помогу. Когда такое бывает?

Дети: На Рождество. Что проговаривали люди?

Дети: Колядки.

Педагог: А как назвали этих людей?

Дети: Колядовщики, Ряженные.

Педагог: Для чего они ходили?

Дети: С новым годом поздравляли. Здоровья, счастья желали.

Педагог: А сами то вы ходили?

Дети: Ходили.

Педагог: Вот сейчас кто вспомнит Бабе-Яге исполнит, чтоб третье заданье выполнить.

Дети: Поют колядки.

Педагог: Молодцы малыши Баба-Яга думаю, поняла, что вы все знаете.

- Открой третью карточку. (Жостово)

Педагог: Федул что губы надул? (1. стр. 54)

Ребята: Кафтан прожег.

Педагог: А велика дыра.

Ребята: Один ворот остался.

Педагог: Тит, а Тит молотить!

Ребята: Брюхо болит.

Педагог: Тит, а Тит иди кисель есть.

Ребята: А где моя большая ложка.

Педагог: Забылись мы пора пред последнее задание выполнять.

В веселую игру должны. Вы здесь сыграть.

Вспомните игру, которая вам больше всего нравится.

Ребята: Называют игры. Играют.

Педагог: Вот и четвертое задании позади.

- 4 карточку убирай. (Полховский майдан)

Педагог: И последнее задание. Ответьте, что изображено на картинках Бабы-Яги.

Дети: подносы, игрушки, кувшин, тарелочки, матрёшки.

Педагог: Посмотрите ребята на каждом из этих предметов свой рисунок. А, что же это за рисунки?

Дети:

Вот с этими рисунками мы с вами будем знакомиться на следующих занятиях. Вы познакомитесь с хохломской росписью, городецкой и другими.

Педагог: Вот и выполнили мы все задания Бабы-Яги нашли и выручили.

Чудо-чудное
Что это за чудо?

Дети: Это рисунки предметов, расписанные одной из росписей.

Педагог: Теперь точно Змей-Горыныч отдаст Ивану Царевичу Елену Прекрасную. Выполнили вы просьбу Ивана Царевича. А какая была просьба вы, поди, и напомните?

Дети: Выручить Елену Прекрасную:

- помочь другу Ивану

- не оставлять его в беде…

Педагог: Помните об этом. Помогайте другу везде не оставляйте его в беде. Поклон вам низкий от Ивана Царевича и от меня.

Педагог: А прежде чем вы отправитесь домой, хочу узнать с каким настроением. Возьмите на столе лучик, тем цветом, который соответствует вашему настроению. И прикрепите его к нашему солнышку.

Работа с лучиками.

Педагог: Ах, вы мои лапушки. Порадовали меня. А теперь пришла пора и мне порадовать вас хочу угостить вас ребятки сладостями. Самовар кипит, уходить не велит. Прошу вас в светлицу чайку попить.

Дети уходят в светлицу.

Литература

1. Афанасьев А. Н. Русские народные сказки. – Ростов-на-Дону: Издательский дом “Проф. – Пресс”. 2001.

2. Берёзовая карусель. Русские народные игры и хороводы./ Под ред. Науменко Г. – М., Детская литература.

3. Дихтерёв И. В. Частушки, шутки, прибаутки. Издательство “Академия развития”. 2000.

4. Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно. Русские народные загадки./ Под ред. Науменко Г. – М., Детская литература. 1991.