написать письмо       на главнуо
    Главная
    Новости
    План работы РОО, ЦФГЦРО, ОУ 
    О Центральном районе
    Образовательные учреждения
    Дополнительное образование детей
    Дошкольные образовательные учреждения
    Методика
    Дополнительные материалы к урокам 
    Библиотека
    Проекты 
    Журнал "Новый ИМиДЖ"
    Конкурсы профессионального мастерства педагогов
    Творческие страницы
    Международная выставка "УчСиб"
    Смотры-конкурсы
    Одаренные дети
    Олимпиады  
    Научно-практические конференции школьников
    Конкурсы учащихся
    Творчество учащихся
    Полезные ссылки
    Доска объявлений
    Фотогалерея 
    Гостевая книга
    Sort


    Rambler's Top100


      День за днем | Статьи |

      Статьи  


     
    Программа «Основы волейбола для школьников» для подростков 14– 17 лет   на 3 года обучения
     
    Автор-составитель: Озерова Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования
     
    Программа работы секции волейбола составлена на основе типовой программы и рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована  к конкретным условиям функционирования группы.

    Программа  работы секции волейбола включает пояснительную записку, учебно-тематические планы работы на каждый год обучения и приложения. В пояснительной записке показано место волейбола в системе физического воспитания; определены цели и задачи работы секции; методы диагностики результатов учебно-тренировочного процесса. В приложении находятся  варианты контрольных испытаний-тестов для отдельных возрастных групп занимающихся и список рекомендуемой литературы.

    Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол.

    Волейбол - один из наиболее увлекательных, массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать. Мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силою и ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательных систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов,  увеличивают силу и эластичность мышц.
    Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умение пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.  Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.

    Программа работы секции волейбола рассчитана на 2 года. Программа предназначена для подростков 13-17 лет, прошедших обучение в группах начальной подготовки.

    При наличии достаточного уровня подготовки и соответствующего возраста, подросток может подключиться к занятиям в учебно-тренировочных группах, минуя группы начальной подготовки. Секцию могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям этим видом спорта. Количество учащихся в группах 10 – 15 человек. Продолжительность занятий – 7,5 часов  в неделю. Форма занятий  - групповая.

    Цели и задачи работы секции
    Цель:
    • Повышение уровня физического развития подростков.
    • Подготовка спортивного резерва

     Задачи:
    • Укрепление здоровья и закаливание организма подростков
    • Обеспечение оптимального для данного возраста уровня физической работоспособности и физических качеств
    • Повышение общей физической подготовленности
    • Развитие специальных физических способностей
    • Обучение основам техники и тактики игры в волейбол

    Методическое обеспечение программы
    Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на  достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.

    Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.

    Общепедагогические или дидактические  методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
    Спортивные методы включают: метод  непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод  максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.

    Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по   отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося.  Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основной структурой технического и тактического приема.

    В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.

    Разносторонняя  физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные  - на формирование технических навыков и тактических умений.

    В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале техническим прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и в заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.

    Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.
     

    Диагностика результативности образовательного процесса
    В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных спортсменов.

    Два раза в год  (декабрь и май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка физического  развития производится на общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в  количественно-качественных показателях по технической, тактической, физической,  теоретической подготовленности.

    Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. С этой целью используются варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами. Примерные варианты тестов и упражнений приведены в приложении.

    Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников в учебных, контрольных и календарных  играх.  Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.  Календарные игры проводятся согласно плану игр районного и городского уровня.

    Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивание из виса. Для определения уровня технической подготовленности используется упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударов.

    Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как проходит овладение техническими и тактическими приемами,  как обучающиеся применяют их в игре.
     
    Краткое содержание изучаемого курса первого года обучения
    1. Физическая культура и спорт в России.
    Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов.
     2.История  развития волейбола.
    Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире.
    3.Влияние физических упражнений на организм человека 
    Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов. Закаливание организма
     4. Гигиена волейболиста    
    Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача).
    5. Техническая подготовка.
    Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и подводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы:
    - перемещения,
    - подачи,
    - передачи,
    - нападающие удары,
    - блокирование.
    6.  Тактическая подготовка
    Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это:
    - умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях,
    - умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия,
    - умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.

    Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения:
    - перемещения,
    - прием нападающего удара
      прием подачи,
      передачи,
    - подача мяча,
    - нападающие удары,
    - блокирование.
    Тактика нападения и тактика защиты:
    - индивидуальные действия,
    - групповые действия,
    - командные действия.
    7.  Правила игры в волейбол
    Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.
    8. Общая физическая подготовка.
    Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со    сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения
    Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
    Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
    Гимнастические  упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
    Спортивные игры: баскетбол, футбол
    Подвижные игры и эстафеты
     9. Специальная физическая подготовка.
    - прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
    - упражнения с набивными и теннисными мячами,
    развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых   действий и перемещений по сигналу тренера
    - игры и эстафеты с препятствиями.
     10. Контрольные испытания.
    - Контрольные испытания по общей физической подготовке
    - Контрольные испытания по технической подготовке
    11. Контрольные игры и судейская практика.  Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии.
    12. Соревнования.  Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры

    Краткое содержание изучаемого курса второго года обучения
    1. Физическая культура и спорт в России. Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов.
     2. История развития волейбола. Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и международные.
    3.Влияние физических упражнений на организм человека.  Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов, закаливание организма. Правила закаливания
     4. Гигиена волейболиста.   Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача).
    5. Техническая подготовка. Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и наводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы:
    - перемещения,
    - подачи,
    - прием и передачи,
    - нападающие удары,
    - блокирование.
    6.  Тактическая подготовка.   Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это:
    - умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных играх,
    - умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия,
    - умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником

    Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения:
    - перемещения,
    - прием и передачи,
    - подачи,
    - нападающие удары,
    - блокирование.
    Тактика нападения и тактика защиты:
    - индивидуальные действия,
    - групповые действия,
    - командные действия.

    7. Правила игры в волейбол
    Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты. 
    8. Общая физическая подготовка.  Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со    сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения 
    Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
    Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног. 
    Гимнастические  упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
    Спортивные игры: баскетбол, футбол
    Подвижные игры и эстафеты

    9. Специальная физическая подготовка.
    - прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
    - упражнения с набивными и теннисными мячами,
    - развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых    действий и перемещений по сигналу тренера
    - игры и эстафеты с препятствиями.
    10. Контрольные испытания.
    - Контрольные испытания по общей физической подготовке
    - Контрольные испытания по технической подготовке
    11. Контрольные игры и судейская практика.  Соревнования между группами.  Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии.
    12. Соревнования.   Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры
     

    Школа: день за днем. Педагогический альманах
    Официальный сайт отдела образования администрации Центрального района г. Новосибирска