Формирование национального самосознания младших школьников на этнокультурных традициях хакасского народа

Разделы: Внеклассная работа


“Судьбы народа, скрыты в его истории… История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего”, - писал И.А.Ильин.

Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет свое будущее. Человек, не знающий своего прошлого, не может знать и будущего. Утратились корни, и отсюда бездуховность, обмеление нравственности и потеря человечности. Это заставляет нас обратиться к тысячелетнему опыту предков, которые жили в согласии с природой, ощущая себя неотъемлемой частью. Традиционное мировоззрение является тем фундаментом, на котором стояли все народы. Каждый народ, прежде чем сделать шаг вперед, в будущее, должен укрепиться в своих корнях.

Главной задачей нашей школы является развитие национального самосознания за счёт приобщения учеников к духовным ценностям своего народа и ценностям мировой культуры. Поэтому одной из целей воспитательной работы нашей школы являлось восстановление прошлого ради будущего. “Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое доброе… Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе”,- отмечал в своих работах Д.С.Лихачев.

В существующих ныне программах недостаточно затрагивается раздел “Нравственное воспитание”, поэтому коллектив нашей школы по-своему решил восполнить этот пробел. Изучив научные труды В.Я.Бутанаева “Традиционная культура и быт хакасов”, В.Татаровой “Ради жизни вечной”, Г.Казачиновой, В.Татаровой “Голова года” мы создали программу по воспитательной работе “Тореем чирiм” (Земля предков).

Целью этой программы стало: воспитание любви к родному краю, развитие духовных качеств и приобщение детей к народной культуре через праздники, обычаи, традиции нашего народа.

Эта программа должна была:

  • сыграть определённую роль:

- в становлении национального самосознания школьников (хакасов), а школьники других национальностей обогащаются знанием культуры народа с которыми живут бок о бок;

- в формировании у учащихся понятия о триединстве системы: природа- человек-общество;

  • наглядно раскрыть роль человека во взаимодействии с окружающей средой;
  • показать, какая существует связь между хозяйственной и общественной деятельностью человека.

Культура и история родного края - прекрасная школа воспитания гражданственности. Чем лучше человек знает свою культуру, родной край, тем больше он его любит.

Поэтому ещё со дня основания нашей школы мы обратились к теме Возрождения традиций и обычаев хакасского народа так, как наша школа была образована по настоянию хакасской общественности для сохранения и изучения родного хакасского языка.

Учебный год в нашей школе, как и во всех школах России, начинался с торжественной линейки. Учащихся поздравляли не только директор школы, родители, гости, но и давала наказ Царица наук “Угрёнес Эзэ”, а потом первоклассники завязывали на берёзу чалама (ленточки трёх цветов), загадывая желания для своей дальнейшей учёбы. Первый урок для первоклассников был по теме “Кто мы такие?”. Знакомя учащихся с символами республики Хакасии, мы говорили о красоте и значительности нашей земли, воспитывали в детях патриотизм, гордость и любовь к родному краю.

С целью возрождения традиций хакасского народа, изучения истории родной земли мы возобновили ещё в 1995 году проведение месячника Тюркской письменности (15 сентября-15 октября). Во время месячника проводили:

- беседы “Забытые письмена”, “Каменные изваяния”, “Прошлое и настоящее нашей малой Родины”;

- экскурсии в краеведческий музей, музей имени Мартьянова, музей-заповедник Казановка;

- экскурсии-выезда с археологом Э.А.Севастьяновой “Окрестности города Абакана”, “Дорога царей”, “Город жрецов”, “Барсучий лог”.

В день осеннего равноденствия 22-23 сентября в школе проводился праздник Уртун тойы (праздник Урожая). Это красивый, вкусный праздник, он очень нравился учащимся. Праздник заключал в себе акт Благодарения Природе. Сам акт указывал на высокую духовность основного правила жизни в природе: “алыс-пирiс” - взял-отдал, “получил - отблагодари”. Именно это правило является основой этнопедагогики хакасского народа. На школьном празднике проходил акт Благодарения, которым руководила алgысчи Курбижекова А.В. Дети вместе с родителями демонстрировали блюда нового урожая, поделки из овощей и фруктов. Учащиеся чествовали мать-землю тахпахами, танцами, стихами хакасских поэтов.

После дня осеннего равноденствия у хакасов особое внимание уделялось старикам, заботились о людях старшего поколения, начинался месяц Хуртуйах ай (месяц стариков). Древняя китайская летопись говорит о том, что существовал на Среднем Енисее специальный обряд Почитания предков, значит “… Почитание стариков при их жизни становилось на особое место, заключая в себе мощный потенциал этнопедагогических ценностей” (В.Татарова “Ради жизни вечной”, г. Абакан, “Роса” с. 41). На этот праздник в школе приглашались бабушки и дедушки ребят. Учащиеся не только чествовали пожилых людей; пели о них, дарили подарки, сделанные своими руками, но и внимательно слушали о прожитой жизни, том - кем были, что сделали хорошего, кем стали их дети, рассматривали фотографии, принесённые этими людьми. На этом празднике был заведён хороший ритуал, который посвящён нашим предкам, жившим в далёкие времена: зажигались маленькие свечки в их память. Они становились незримыми нитями, связывающими день прошлый и день сегодняшний. Этот праздник наполнен общечеловеческим содержанием - уважением к сединам, а также близким прикосновением к истории нашей Родины.

В связи с окончанием букварного периода в первом классе проводился праздник “Тузах кизiрi” (Обрезание пут), (Прощание с Букварём). На него приглашались старейшины – бабушки и дедушки первоклассников. Ребята отчитывались о том, какие получили знания: демонстрировали своё чтение, другие умения перед гостями, а бабушки и дедушки выполняли почётную миссию - обрезали путы (ленточки), (по поверьям хакасов: когда приходит время ребёнку, ходить на ногах, ему необходимо обрезать путы, чтобы он уверенно встал на ноги и шёл по жизни твёрдой походкой) делали напутствие – желая детям здоровья и удачи в освоении знаний.

В марте проводили праздник по классам “Таан-той” (Встреча птиц). На нём дети пели о весне, рассказывали о птицах, которые занесены в Красную книгу Хакасии, играли в хакасские игры, инсценировали сказки хакасских писателей.

Большая подготовка, в виде бесед, мастер-классов, проходила в преддверии праздника хакасского народа “Чыл пазы” (Хакасский новый год). Этот праздник у нас общешкольный, на котором присутствовали не только наши учащиеся, но и родители, бабушки, дедушки, а также учащиеся других школ города. При проведении этого праздника мы включали ритуалы: Почитания огня, Очищения души, Почитания священной берёзы. Эти ритуалы проводили старейшие учителя нашей школы, бабушки наших учеников. На этом празднике ребята путешествовали по станциям: “Праздники хакасского народа”, “Ритмы Хакасии”, “Национальные блюда”, “Хакасские игры”, “Богатство моего языка”, “Спортивные состязания”, “Писатели и поэты Хакасии”, “Современная Хакасия”, “Одежда и быт хакасов”. Ребята слушали тахпахи в исполнении членов клуба “Тахпахчи”, которым руководила алхысчи Курбижекова А.В. На праздник приглашались артисты театра “Чiтыген”, хакасского драматического театра, ансамбля “Улгер”, “Айланыс”, которые знакомили присутствующих гостей с хакасским фольклором.

Через две недели после этого праздника мы проводили праздник Земли – “Чир ине”. “Обрядом Очищения Земли, обрядом Почитания Земли наши предки выражали своё священное отношение к ней, а говоря на языке священнодействия, вступали в диалог с божествами Земли” (В.Татарова “Ради жизни на земле” г. Абакан, “Роса” с. 42). Поэтому в школе проводились беседы на экологическую тему, очищался школьный двор, высаживали в грунт семена цветов, для клумб вокруг здания школы.

Заканчивали учебный год праздником “Оче пайрам”. На этом празднике в каждом классе подводились итоги учебного года, проводились конкурсы, концерты, родители поздравляли ребят с окончанием учебных занятий.

Все внеклассные мероприятия проводились вместе с родителями. Это сплачивает не только детей, но и родителей, а также играет огромную роль в становлении национального самосознания ребёнка.

Таким образом, этнопедагогические традиции хакасского народа формируют национальное самосознание ребёнка.

Красивы и мудры ритуалы в праздниках. Они учат любви к природе, трудолюбию, вниманию к людям, почитанию старших.

Чтобы воспитать в человеке внутреннюю красоту, культуру, надо воспитать в нём уважение к культуре другого народа.

Хакасская пословица гласит: “Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной”. В наших детях – историческое бессмертие народа. Хакасы говорили: “Он прожил долгую жизнь, повторился много раз в своих внуках и правнуках”.

Необходимо помнить высказывание Владимира Филипповича Базарного: “Только та школа сохраняет духовно-нравственное и телесное здоровье своих воспитанников, которая природосообразна. И таковой может быть та школа, в которой главным содержанием образования и воспитания являются ценности, образы, идеалы и традиции национальной культуры народа, ибо в них – самые главные истоки человеческой природы – природы духовно-социальной”.

Используя в воспитательной работе школы праздники, традиции хакасского народа мы расширяем кругозор, воспитываем национальное самосознание, передаём молодежи традиции, духовные ценности своего народа.

Презентация