Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими девиантное поведение

Разделы: Логопедия


Дети с девиантным поведением нередко встречаются в практике логопедической работы. Нарушение поведения может быть в комплексе с минимальными мозговыми дисфункциями, резедуальной церебральной недостаточностью, астено – невротическим синдромом.

В то же время девиантное поведение часто является результатом недостатков в воспитании. Воспитание носит попустительский характер или это гиперопека. Ещё в двадцатые годы прошлого столетия Л. С. Выготский сформулировал важность биологического и социального факторов. В том и другом случае поведение носит неуравновешенный, эмоционально повышенный, психопатический характер. Период адаптации к школе очень длительный, иногда только к концу учебного года эти дети привыкают к требованиям школы.

Анализ диагностики речевых нарушений у первоклассников показывает, что каждый год сейчас встречаются такие дети.

Возрастной кризис семи лет дети с девиантным поведением преодолевают особенно тяжело. Уже на первых занятиях они с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецелесообразные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.

Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности.

Понимание серьёзности отклонений в поведении необходимо донести до родителей и настроить их на совместную длительную систематическую работу. Необходимо обращение к психологу, а так же консультация у психоневролога. Важное место занимает медикаментозная терапия. Она идёт в комплексе и включает методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую коррекцию.

Основные принципы взаимодействия с ребёнком:

  • Демонстрировать позитивное отношение к нему;
  • Общаться эмоционально;
  • Похвала в процессе выполнения задания, за отношение к работе, результат;
  • Оценивание предметное (жетоны, звёздочки, кружочки, наклейки);
  • Частая смена видов деятельности;
  • Насыщенность занятий деятельностью детей;
  • Широкое применение наглядности, алгоритмов;
  • Коллективное проговаривание;
  • Зрительный контакт, находиться рядом, если необходимо, то и тактильный контакт( взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо);
  • Требовательность. Точные, малословные формулировки;
  • Связь с классным руководителем, родителями.
  • Подведение итогов за полугодие, учебный год. Отражение этой информации в логопедической газете, на родительских собраниях.
  • Проведение внеклассных мероприятий (тематические линейки, логопедические утренники).

Эти принципы взаимодействия можно применять, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.

Презентация.