Жизнь и творчество А.И. Хачатуряна

Разделы: Музыка


Учебные цели:

  1. Развитие интереса в познании классической музыки.
  2. Умение учащихся охарактеризовать значение творчества А.И.Хачатуряна в музыкальной культуре XX века.
  3. Знакомство с основными событиями творческой биографии композитора.
  4. Знакомство с симфоническими, балетными произведениями А.И.Хачатуряна и с массовыми музыкальными жанрами – музыкой для театра и кино

Воспитательные цели:

  1. Развитие интереса к музыкальной культуре XX века.
  2. Формирование стремления учащихся к разностороннему развитию личности, воспитанию трудолюбия, патриотизма, глубокой любви к сокровищнице народного музыкального искусства на примере творческой личности А.И.Хачатуряна.

Наглядные пособия и ТСО:

  1. CD-проигрыватель.
  2. DVD-плеер.
  3. Телевизор.

Музыкальный материал:

  1. Дживан Гаспарян. Армянский дудук. Мелодия № 1 (Приложение № 6).
  2. “Вальс” из музыки к драме Лермонтова “Маскарад” (Приложение № 7).
  3. Концерт для скрипки с оркестром, I часть (Приложение № 8).
  4. “Танец с саблями” из балета “Гаянэ” (Приложение № 9).
  5. Адажио Фригии и Спартака из балета “Спартак” (Приложение № 10).
  6. Дживан Гаспарян. Армянский дудук. Мелодия № 2 (Приложение № 11).

Раздаточный материал:

  1. Хронологическая таблица “Жизнь и творчество А.И.Хачатуряна” (Приложение № 1).
  2. Карточки-конспекты (Приложение № 2).
  3. Таблица основных произведений А.И.Хачатуряна (Приложение № 3).
  4. Устный экспресс-опрос по теме: “Творчество А.И.Хачатуряна” (Приложение № 4).
  5. Летопись жизни А.И.Хачатуряна (Приложение № 5).

Ход урока

Организационный момент:

  1. Приветствие, перекличка.
  2. Эмоциональная настройка.
  3. Обеспечение учащихся наглядными пособиями.
  4. Обеспечение раздаточным материалом.
  5. Информация о целях и задачах урока.

Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством композитора Арама Ильича Хачатуряна. По мнению ЮНЕСКО, Хачатурян – один из самых известных композиторов 20 века. Его “Танец с саблями” – чуть ли не самое популярное произведение нашего времени.

Феноменальная популярность музыки Хачатуряна, ее доступность, как специалистам музыкального искусства, так и широчайшим кругам любителей музыки. Объясняется громадной силой таланта, блеском мастерства и творческой щедростью композитора. Его музыка отличается подлинной народностью, реалистичностью, глубиной содержания и совершенством художественной формы.

Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Коджори, предместье Тифлиса, в армянской семье переплетчика. Отец, Илья Восканович происходил из крестьян, живших в деревне Верхняя Аза Нахичеванского уезда, а мать – Кумаш Сергеевна была родом из Нижней Азы.

Семья Хачатурянов жила на Арагвинской улице в доме, построенном на склоне горы. Здесь они снимали три небольшие комнаты, где размещались родители и четыре сына. Там же была крохотная кухонька и чулан, через который можно было подняться на чердак и уединиться для музыкальных занятий.

Арам рос, подобно всем своим сверстникам-мальчишкам на дворе, на улице. Здесь они носились неутомимыми “табунами” в веселых прятках, бегали наперегонки, играли в “чилька чжохи” – игру, напоминающую нашего “чижика”.

Будущий композитор учился сначала в пансионе, а затем в коммерческом училище. Проявляя интерес к живописи, поэзии, литературе, театру, он все же отдавал предпочтение музыке: пел в хоре, играл на трубе в духовом оркестре. Отец, заметив увлечения сына, приобрел старенький прямострунный рояль. С величайшим увлечением Арам подбирал на нем понравившиеся мелодии, импровизировал, вслушивался в своеобразные гармонические созвучия. Вскоре среди товарищей, друзей и родных он прослыл пианистом. Однако о профессиональной карьере музыканта пока еще не помышлял.

Многонациональная культура Тбилиси оказали огромное влияние на Хачатуряна. (Звучит Армянский дудук. Мелодия № 1, Приложение № 6). Этот живописнейший и очень своеобразный город отличался большой пестротой населения. Здесь наряду с коренными грузинами проживали представители около 80 национальностей. Эта многонациональная, многоязычная атмосфера накладывала свой отпечаток на быт, нравы и культуру Тбилиси, в том числе и музыку. Позднее, Арам Хачатурян вспоминал: “Достаточно было пройтись по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу, создаваемую самыми разнообразными источниками: вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь дальше – наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс. Южный город живет кипучей уличной жизнью, встречая каждое утро музыкальными выкриками торговцев фруктами, рыбой, мацони и завершая свой день сложной многоголосной полифонией несущихся со всех сторон армянских, грузинских, русских напевов, обрывков итальянских оперных арий, громоздких военных маршей, доносящихся из городского сада, где играет духовой оркестр… Нередки встречи и с хранителями древней народной культуры певцами-сказителями, ашугами, аккомпанирующими себе на народных инструментах – сазе, кеманче…”

Музыкальная культура Тифлиса была довольно высокой. Здесь было отделение Русского музыкального общества, работало музыкальное училище, которое одно время возглавлял М.М.Ипполитов-Иванов. Постоянно функционировала итальянская оперная труппа. Сюда приезжали с концертами Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, С.В. Рахманинов, К.Н. Игумнов. Наконец, здесь жили талантливые музыканты, сыгравшие видную роль в становлении грузинской и армянской композиторских школ: М.А. Баланчивадзе, З.П. Палиашвили, и другие.

В семье Хачатурянов постоянно звучала музыка. Мать композитора Кумаш Сергеевна знала множество армянских, азербайджанских народных песен и превосходно их исполняла. Некоторые из этих мелодий позже “проросли” в творчестве Арама Ильича.

По воспоминаниям композитора, отец тоже знал много армянских народных песен и пел их, аккомпанируя себе на таре. Художественно одаренными людьми были и братья Арама. Левон обладал красивым голосов и стал довольно известным певцом. Сурен, окончив студию Станиславского при МХАТе в Москве, работал актером и режиссером. Вагинак часто выступал в любительских спектаклях. Араму Хачатуряну было шестнадцать лет, когда он впервые попал в оперный театр. Опера классика грузинской музыки З.П. Палиашвили “Абесалом и Этери” произвела на него сильное и яркое впечатление.

Осенью 1921 года Сурен Хачатуров (в Москве он был известен под этой фамилией) совершил поездку в Армению и Грузию для набора учащихся в Армянскую студию в Москве.

Сурен взял на себя заботу о младшем брате. Он хорошо понимал, что для развития таланта юноши в Москве могут быть созданы наиболее благоприятные условия.

Москва поразила А. Хачатуряна напряженным темпом жизни, широким размахом культурной деятельности. В доме брата он знакомится со многими выдающимися деятелями театра, актерами, художниками музыкантами. Незабываемое впечатление оставляет игра пианиста Николая Орлова.

Еще более сильное впечатление произвел симфонический концерт в Большом зале Московской консерватории. Исполнялась Девятая симфония Бетховена и Второй концерт Рахманинова. Солистом был Константин Николаевич Игумнов.

19-летний А. Хачатурян становится учеником Музыкального техникума имени Гнесина по классу виолончели и фортепиано, а в 1925 году поступает в только что открытый класс композиции к М. Ф. Гнесину. Начинающий композитор знакомится с множеством музыкальных произведений. Изучает музыкально-теоретические дисциплины, осваивает технику композиции, пишет свои первые сочинения. Параллельно Хачатурян учится на биологическом отделении физико-математического факультета Московского университета и получает образование биолога.

С 1929 г. по 1934 г. Арам Хачатурян учится в консерватории и заканчивает ее с золотой медалью. Его имя заносится на мраморную доску Почета. Его дипломной работой становится Первая симфония, посвященная Армении, ее древней культуре, истории и людям.

Первое исполнение Симфонии состоялось в большом зале Московской консерватории 23 апреля 1934 года, дирижировал немецкий дирижер Эуген Сенкар, работавший в те годы в Советском Союзе. В последующие годы (1934-1936) Арам продолжает совершенствовать свое композиторское мастерство у Мясковского в аспирантуре при Московской консерватории.

Среди ранних произведений Хачатуряна следует отметить “Аллегретто” для скрипки и фортепиано, “Детский альбом” для фортепиано, Сюиту для альта и фортепиано. Постепенно Хачатурян переходит от мелких форм к более развернутым, от обработки народно-песенного и танцевального материала к его разработке, применяя различные средства интонационно – тематического развития. В этой связи следует назвать струнный квартет с двойной фугой, сонату для скрипки и фортепиано, сюиту для фортепиано. Первая часть “Токката” – завоевала широкую известность и вошла в репертуар многих пианистов. Характерные для данного жанра ритмическая острота, моторность, сливаются здесь со своеобразными ритмами плясок народов Закавказья и общей динамикой звучания восточных ударных инструментов. Проявляя большую изобретательность, композитор варьирует, развивает музыкальный материал, создает непрерывное нарастание звучания. Безудержной стихией ритма, энергии, воли, напора, противопоставлен в сочетании проникновенно – лирический эпизод. Нельзя не удивляться мастерству, с которым молодой композитор достигает средствами пианистической техники эффекта, имитирующего звучание восточных народных инструментов – канона и дойры.

После окончания консерватории композитор много и упорно работает над своими новыми сочинениями. Он обращается к различным жанрам. Среди созданного на протяжении 30-х годов наиболее удачными оказались балет “Счастье”, фортепианный и особенно скрипичный концерты. Заслуженную популярность завоевала музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям (“Валенсианская вдова”, “Маскарад”) и кинофильмам (“Пэпо”, “Зангезур”). Активно включается Хачатурян и в общественно-музыкальную жизнь страны, выполняет ответственную работу в Союзе композиторов.

Фортепианный концерт закончен композитором в 1936 году. Его первым исполнителем был выдающийся советский пианист Лев Оборин, которому он и посвящен. Концерт имел большой успех. В нем проявилась склонность композитора к виртуозно-блестящему стилю. Еще ярче стали краски гармонии, острее и выпуклее ритмы, выразительнее мелодия.

В 1940 году Хачатурян создает одно из своих наиболее значительных произведений – скрипичный концерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей своей полноте. Концерт посвящен его первому исполнителю – известному советскому скрипачу Давиду Ойстраху. Как выдающееся произведение он удостоен Государственной премии СССР. (Звучит I часть концерта для скрипки и фортепиано, Приложение № 7).

Весну и лето 1939 года Хачатурян проводит в Армении, где усиленно работает над балетом “Счастье”.

Спустя два года Хачатурян пишет музыку для спектакля “Маскарад” (по драме Лермонтова) в театре имени Евгения Вахтангова. Несколько позже отдельные музыкальные номера были изданы в виде симфонической сюиты. Особенно полюбился слушателям “Вальс”. Взволнованная, полная тревоги музыка “Вальса” связана с трагической судьбой героини “Маскарада”. (Звучит “Вальс” из музыки к драме Лермонтова “Маскарад”, Приложение № 8).

В годы Великой Отечественной войны Хачатурян создает хоровое произведение “Слава нашей Отчизне”, песню “О капитане Гастелло”, марш для духового оркестра “Героям Отечественной войны”, “Песню гнева”.

Из крупных жанров появляется балет “Гаяне” на либретто К. Державина. В этом балете композитор талантливо синтезирует традиции классического балета и народно-национального музыкального и хореографического искусства.

Особенно яркой страницей балета стал огненно-темпераментный “Танец с саблями”. Его отличают стремительный темп, острый ритмический рисунок, яркость оркестровки. (Звучит “Танец с саблями”, Приложение № 9).

Премьера “Гаяне” состоялась в 1942 году в городе Перми в исполнении Ленинградского театра оперы и балета. В 1943 году Хачатуряну за балет “Гаяне” присуждена Государственная премия СССР, которую он внес в фонд Вооруженных сил Советского союза.

В 1943 году была написана вторая симфония, получившая название “Симфонии с колоколом”. Она передает переживание людей в годы войны. Их страдание, скорбь по погибшим, воспоминания о счастье и радости, предчувствие грядущей победы.

В 1944 году Хачатуряном был создан гимн Армении.

Летом 1946 года композитором был создан Виолончельный концерт, который с большим успехом исполнил в Москве С. Кнушевицкий. В то же время был создан вокальный цикл на стихи армянских поэтов. В 1954 году родилось наиболее значительное произведение А. Хачатуряна – героико-эпический балет “Спартак”. Композитора привлек образ человека, возглавившего беспримерное в истории древнего мира восстание рабов. Балет был поставлен на сцене ленинградского театра им. С.М. Кирова и в Большом театре в Москве. Из отдельных номеров балета композитор создал четыре сюиты, куда вошли наиболее значительные фрагменты. В 1959 году за балет “Спартак” Хачатуряну была присуждена Ленинская премия. (Звучит Адажио из Фригии и Спартаки из балета “Спартак”, Приложение № 10).

60-е годы в творчестве Хачатуряна ознаменованы еще одним концертным “всплеском” – один за другим появляются три концерта-рапсодии: Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961), Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963) и Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968). Композитор неоднократно делился мыслями о своем желании написать четвертый Концерт-рапсодию, где концертирующими выступали бы все три инструмента, объединяющиеся в конце произведения... В 1971 году триада Концертов-рапсодий была удостоена Государственной премии.

Много сил отдавал Хачатурян педагогической работе. Долгие годы он руководил композиторским классом в Московской консерватории имени П.И.Чайковского и музыкальном институте имени Гнесиных. Развивая педагогические принципы своего учителя Мясковского, опираясь на собственный жизненный и творческий опыт, Хачатурян создал свою композиторскую школу.

Арам Ильич любил своих студентов, даже, несмотря на различие в их способностях. Хачатурян имел необычайное педагогическое чутье, что позволяло ему правильно развивать индивидуальность и своеобразие каждого ученика. Не случайно, что среди воспитанников Хачатуряна не было ни одного, кто изменил бы своей профессии и не стал бы композитором. Среди учеников Хачатуряна – известные композиторы разных стилей и направлений.

Его учениками были:

Андрей Эшпай – советский композитор и пианист. В период с 1953 по 1956 гг. был аспирантом А.Хачатуряна. Народный артист СССР, член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Автор ряда известных произведений: симфоний, концертов, балетов, а также музыки к спектаклям драматических театров и кино.

Микаэл Таривердиев – советский композитор. Окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу композиции у Хачатуряна в 1957 году. Основная сфера творческой деятельности – камерная музыка, музыка к спектаклям и кинофильмам. Широкое признание получили его песни и романсы.

Алексей Рыбников – российский композитор. Окончил Московскую консерваторию у А.Хачатуряна в 1967 году. Автор ряда опер, мюзиклов, концертов. Имя А.Рыбникова неразрывно связано с советским кинематографом. Его музыка способствовала популярности множества художественных фильмов.

Арам Ильич Хачатурян был великолепным дирижером.

Уже в первых рецензиях на дирижерские выступления Хачатуряна подчеркивалась выразительная пластика рук Арама Ильича, умение лепить форму целого, замечательное внутреннее ощущение ритма.

В работе с оркестром проявились врожденный артистизм Арама Хачатуряна, его талант, яркая исполнительская одаренность, большая творческая воля, поразительная работоспособность и – прочный профессионализм. “Под его палочку было удобно играть. Он умел зажигать артистов оркестра и солистов, он всегда точно знал, чего хотел. Его дирижерская воля безотказно впечатляла слушателей”, – вспоминает о дирижерском умении Хачатуряна знаменитый скрипач Виктор Пикайзен.

С симфоническим оркестром Хачатурян посетил многие столицы мира. Ему рукоплескали Прага, Варшава, Берлин, София, Будапешт, Бухарест, Вена, Париж, Рим, Брюссель, Лондон, Зальцбург, Нью-Йорк, Чикаго, Токио, Буэнос-Айрес, Гавана, Мехико, и др. Вот далеко не полный список городов, где выступал Хачатурян. Его концерты проходили с неизменным успехом, способствуя укреплению международных культурных связей.

Лауреат Государственных и Ленинской премий, Герой Социалистического труда, народный артист СССР Арам Ильич Хачатурян прожил счастливую жизнь. Он объездил весь мир, встречался с Роменом Ролланом, Хемингуэем, Чаплином, Сибелиусом, Стравинским, Караяном... Хачатуряна с радостью принимали великие мира сего — королева Бельгии Елизавета, Папа Римский Иоанн XXIII, католикос Вазген. Его сочинения играли звезды исполнительского искусства — скрипачи Яша Хейфец, Джордже Энеску, Давид Ойстрах, пианисты — Артур Рубинштейн, Эмиль Гилельс, виолончелист Мстислав Ростропович... Он был овеян славой, любим слушателями, уважаем властями.

О мировом признании творчества Арама Хачатуряна свидетельствует бесчисленное множество наград. В 1963 году Хачатурян был избран действительным членом Академии Наук АССР, почетным академиком Итальянской музыкальной академии “Санта Чечилия” (1960), почетным профессором Мексиканской консерватории (1960), членом-корреспондентом Академии искусств ГДР (1960). Арам Хачатурян имел звания профессора и доктора искусствоведения (1965).

Именем Хачатуряна в Ереване назван Большой концертный зал в филармонии, струнный квартет и ежегодный конкурс пианистов и композиторов.

К своему 75-летию А.И. Хачатурян шел обогащенный огромным жизненным опытом, достигшим вершины мастерства, полным новых значительных замыслов.

Но первого мая 1978 года, за месяц до намеченного юбилея перестало биться горячее, жизнелюбивое, трепетное сердце Арама Ильича.

Прах Хачатуряна был перевезен из Москвы самолетом в Ереван и похоронен на знаменитом кладбище. (Звучит Армянский дудук. Мелодия № 2, Приложение № 11).

Тенистый парк, большая гранитная плита, на которой высечена: А. Хачатурян (1903-1978). Кругом деревья, цветы, а рядом могилы великих деятелей армянской культуры: Аветика Исаакяна, Мартироса Сарьяна, Комитаса…

Музыка Хачатуряна всегда утверждала, и будет утверждать высокие гуманистические идеалы, веру в прогресс, в светлое будущее, в красоту. Его творчество – источник высоких эстетических наслаждений.