Методические рекомендации к планированию уроков и выстраиванию индивидуального образовательного маршрута по английскому языку в интегрированном классе

Разделы: Иностранные языки


Еще Л.С.Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. И вот такая система обучения вроде бы создана - интегрированное обучение.

Интегрированное обучение ( - обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми) предполагает создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в рамках существующей системы без изменения самой системы. Но здесь идет зарождение концепции инклюзивного образования, основной целью которой является реконструкция школ в соответствии с потребностями всех учеников.

К сожалению, готовность к обучению иностранному языку у детей с ОВЗ несколько снижена, что обусловлено сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания.

Программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Однако объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала претерпевает существенные изменения. Значительно изменен объем изучаемого грамматического материала. Исключение его обусловлено малой практической значимостью и сложностью, которую он представляет для детей с ОВЗ. За счет освободившегося времени более детально отрабатывается материал по чтению , развитию устной речи и доступной грамматики.

Учитель в школе - основное действующее лицо, которое проводит с детьми большую часть времени. В его общение входит: проведение учебных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных выше форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки. Но для всех них есть и общие моменты, которые относятся к разряду методических требований, необходимых к выполнению педагогом, работающем в интегрированном классе. При планировании уроков в интегрированном классе возникает кроме традиционных: образовательной, воспитательной и развивающей еще и коррекционная цель.

О коррекционной направленности занятий следует сказать особо. Коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей ребенка и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Как ее формировать и определять? Очень просто. Педагог, планируя занятие, должен задуматься, какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, речь) будут наиболее задействованы в ходе занятия. Именно на эти процессы и надо ориентироваться, формулируя коррекционную задачу. Например, на уроке-экскурсии дети будут много ходить, наблюдать (смотреть) и сравнивать; значит надо потренировать ноги и глаза "Коррекция общей моторики, зрительного восприятия..." или "Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении..." Невозможно в ходе одного урока корректировать все психические процессы. Сам учебный предмет определят, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке. Коррекционно-развивающая задача должна быть предельно конкретной. Вообще, никто из ученых не настаивает на детальной, конкретной формулировке коррекционной задачи, понимая, что это непросто, но конкретная коррекционная направленность все - таки является обязательным условием хорошего урока.

Поскольку допустимо составление общего плана для класса с включением в него блоков-заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития, в индивидуальном подходе и дополнительном внимании, то я это делаю именно так. Формы могут быть разные; главное - отразить в ходе урока траекторию деятельности отдельного ребенка, находящегося в классе детей "нормы".

При поступлении же детей в 5 класс, я провожу анкетирование детей для сбора сведений о личностных качествах учащихся. Обрабатывая данные, я делаю для себя выводы, что кого-то нужно заинтересовать, кому-то нужно уделить особое внимание, с кем бы тот или иной ребенок реализовал свои способности, например, в диалогической речи. Я их сажаю рядом В основе обучения иностранному языку детей с ОВЗ лежит обучение чтению. Письмо же на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи.

В лексический минимум можно не включать малоупотребительные слова, а лучше расширить интернациональную лексику, которую легко понять при чтении. Узнавание таких слов способствует развитию догадки, кроме того, закрепляются буквенно-звуковые соответствия.

Акцентирую внимание на чтении и переводе прочитанного, поскольку при переводе дети осознают смысл прочитанного и таким образом у них исчезает боязнь пред незнакомым текстом. Новую лексику стараюсь отрабатывать в предложениях и сочетать это с работой со словарем. На дом даю не новые упражнения, а отработанные на уроке.

Объем домашнего чтения, предлагаемого уже в 5 классе, значительно сокращаю, задания даю выборочно.

Специфика обучения иностранному языку детей с ОВЗ предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения разных структур. А психологические особенности детей с ОВЗ таковы, что, даже в подростковом возрасте, наряду с учебной, значительное место занимает игровая деятельность. Поэтому введение в урок элементов игры или игровая подача материала повышает работоспособность детей на уроке и способствует развитию у них познавательных интересов. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, например таких, как видеоурок, урок-экскурсия, урок- КВН и т.п. Здесь все зависит от учителя.

Особо следует сказать о психологии общения в ходе занятия, стиле общения. Здесь следует учитывать:

  • соотношение побуждения воспитанников к деятельности (комментарии, высказывание положительной эмоции, установки, стимулирующей интерес, волевое усилие к решению задачи и т.п.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания и т.п.);
  • такт педагога;
  • психологический климат в группе (умение поддержать атмосферу радостного, делового общения);
  • самоорганизация педагога, ведь в школе и в частности на уроке все зависит от нас с вами: от нашей собранности, настроя, педагогической находчивости, оптимистического подхода и пр.

Большую роль в создании ситуации уверенности являются разного рода поощрения. В начальных классах я раздаю детям вырезанные из цветной бумаги фигурки животных, птиц и т.д..Дома дети организуют свои уголки успехов и, тем самым родители узнают об успехах своих детей. И тут же хотелось бы отметить особую роль родителей в процессе обучения детей с ОВЗ. Между родителями моих детей и мной очень тесные взаимоотношения: мы постоянно созваниваемся, частородители приходят в школу, посещают мои уроки, вместе анализируем, решаем все возникшие вопросы сообща.

На начальных этапах обучения необходимо продумать и подобрать материал, направленный на создание мотивации к изучению иностранного языка. Например, детям можно предложить интересные видео- или аудио пособия. На урок может быть приглашен старшеклассник этой же школы, уже овладевший первоначальными навыками разговорной речи и способный их продемонстрировать. Ассортимент дисков в книжных магазинах очень велик и выбрать хотя бы один СД диск на класс или два не составит труда.

При введении букв алфавита целесообразно закреплять знание букв, обыгрывая или пропевая их в простых инсценировках типа :

- I am B. And you?

- I am C.

- We are B and C.

Это им нравится, и делают с большим интересом, запоминают довольно быстро.

На начальном этапе в массовой школе идет обучение речевым образцам с глаголом " to be"-быть. Из своего опыта работы могу сказать, что более оправданным на начальном этапе было бы также обучение речевым образцам со смысловыми глаголами, а не только с глаголом "быть". Обычным детям данный материал доходит тоже нелегко. При этом детям с ОВЗ легче преодолеть трудности в понимании и использовании глагола-связки, который отсутствует в аналогичных структурах родного языка.

Составляемые учителем микротексты, желательно соотносить с картинками, иллюстрациями и предлагать к ним проблемные задания на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение. Например:

1.Посмотрите на картинку (на ней изображена девочка) и прочитайте предложения. Заполните пропуски словами.

This is a : . Her name is : . She is a : .

2.Прочитайте предложения и скажите, какие ошибки допустил художник ( на картинке изображен Незнайка высокого роста и с красной шляпой на голове )

This is Neznaika. He is not tall. He has a blue hat on.

Каждый фрагмент занятия желательно как-то фиксировать: ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. И вот такое подведение итогов должно служить стимулом, побуждающим ребенка к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка, который не такой как все. Далее я привожу образец микротекста с заданиями, которые нужно умело отобрать и использовать, т.к. эти задания должны быть расположены в соответствии с принципом посильности, постепенного усложнения материала.

Следующий этап после подбора текста, это обязательная отработка лексики к этому тексту. Попробуй прочитать текст и ответить на вопрос: О каком животном идёт речь?

a) Но сначала прочитай слова, они встретятся в тексте.

Далее - непосредственно сам текст.

b) Text.

Pete is nine. He is a pupil. Pete lives in Volgograd. Pete has a pet. It is a kitten. His kitten is nice and funny. His kitten is Spot. Spot likes milk. Spot can jump and run. Spot cannot climb. It is very little. You see Spot in its box.

c) Как ты думаешь, что означает слово "Spot". Нужна ли картинка к рассказу? Какое предложение подтверждает это?

d) Выберите правильные утверждения.

Pete is nine. Spot cannot climb.
Pete has a puppy. Spot is little.
Spot cannot jump. Spot likes sweets.

е) Исправь неверные утверждения.

Вот здесь происходит разделение детей по степени усвоения материала: сильные дети идут вперед, выполняя все задания, послабее - выполняют где-то половину и больше, а дети с ОВЗ - те задания, которые им посильны и интересны

f) Найди в тексте ответы.

How old is Pete?

Does he live in Volgograd?

Has Pete a kitten?

What does Spot like?

What can it do?

Is Spot little?

g) Выбери подходящий на твой взгляд заголовок к рассказу.

a) Pete. b) Spot. c) Pete and his kitten.

h) Нарисуй рисунок к рассказу.

i) Попробуй рассказать о питомце, используя предтекстовые слова.

И следующие за ним задания, которые расположены в соответствии с принципом постепенного усложнения. Количество заданий будет зависеть от фантазии учителя. Как правило, сообразительные дети выполняют все задания, а послабее - меньше.

Прочитай рассказ "Jack and his sister". Скажи, как зовут сестру.

а) Вначале прочитай эти слова. Они встретятся в тексте.

Music, pupil, clever, she, sing, sister, write, dance, Jack, nice.

b) Jack and his sister.

Jack has a sister. His sister is Kate. Kate is ten. She is a pupil. She is nice and clever. She likes music. She can sing and dance well. She likes English. She can write English well. Jack loves [l vz] his sister.

Среди заданий к этому тексту, к примеру, такие:

c) Прочитайте те предложения вслух, где говорится о сестре Джека.

или такие

d) Как ты думаешь, есть ли разница между словами "love" и "like". Найди предложение в тексте с этими словами и переведи их на русский язык. Составь свои предложения со словами "love" и "like".

e) Закончи предложения:

Jack has :

She is :

Kate likes :

She can:

f) Исправь неверные предложения.

Jack has a sister. 5. She likes dogs and cats.

His sister is Helen. 6. She cannot sing and dance

She is eleven. well.

She is not a pupil. 7. Jack loves his sister

Прочитай рассказ "Janet and Bill". Как ты думаешь, кем могут быть Janet и Bill друг другу?

а) Вначале прочитай слова перед текстом.

table rose
name go
that sofa
Janet room
cat school
many

Можно придумать такие задания:

b) Janet and Bill.

Janet is a pupil. She has a brother. His name is Bill. He is a pupil too. This is Janet. She is in the room. You see Janet at the table. She has a rose. It is nice and red. Janet likes roses. That is Bill. He is on the sofa. He has a book. The book is interesting. Bill likes books.

Janet and Bill have a pet. It is a cat. We see it under the table. The cat is nice and fat. Janet and Bill like cat too [tu:] тоже.

с) Ответь на вопрос: What do Janet and Bill like? Найди доказательства в тексте.

d) Найди в тексте:

1. Все местоимения. Прочитай их.

2. Все предлоги. Прочитай предложения с ними.

3. Слова this, that. Прочитай с ними предложения.

4. Догадайся о значении слова.

e) Найди в тексте ответы на следующие вопросы.

- Is Janet a pupil? - Is Bill at the table?
- Has she a brother? - Has he a pen?
- Is his name Jack? - Have Janet and Bill a pet?
- Is Janet on the sofa? - Is the cat under the table?
- Has she a rose? - Do Janet and Bill like the cat?
- Is the rose write?

f) Закончи предложения устно и письменно.

Janet is a : He has a :
She has a : He likes :
She likes : Bill and Janet have :
Bill is a : They Like :

Мы знаем, что объяснение грамматического материала воспринимается непросто. Затрачивается время для повторных объяснений. Здесь я привожу пример объяснения достаточно сложного грамматического материала- "Модальный глагол САN". Вначале отрабатывается фонетическое чтение глагола, его отрицательная и сокращенная формы, далее фразы с этим глаголом, т.е. происходит процесс закрепления.

Научись правильно читать эти слова, запомни их:

  • can [k?n] - уметь, мочь
  • cannot [k?not] - не уметь, не мочь
  • can't [ka:nt] - сокращенная форма от глагола cannot.

1) Постарайся как можно быстрее прочитать эту лесенку:

I can.

I can see a cat.

I can see a black cat.

I can see a black big cat.

I can see a black big fat cat.

I can see a nice black big fat cat.

I can see a nice black big fat cat on the hat.

С большим интересом дети заучивают разного рода стишки, рифмовки.

2) Прочитай следующие рифмовки с выражением. Выучи наизусть ту, которая тебе понравилась.

1. I Can Count

One, two, three,
One, two, three,
I can count well,
As you can see.

2. I Can Say

What is grey?
Can you say?
Yes, I can,
The mouse is grey.

3. I Can Read

I can read,
I can write,
I can speak English too.
And what about you?

4. Little Boy

Little boy, little boy,
Under the tree!
I can see you -
Can you see me?

Здесь дается на выбор детей.

Но интереснее всего, я бы сказала эффективнее всего, воспринимаются и усваиваются разного рода грамматические сказки.

3) Теперь прочитай грамматическую сказку о модальном глаголе " can".

В стране Грамматика живет среди прочих глаголов и модальный глагол cаn. Он настоящий силач, потому что все может и умеет делать и физически и умственно. Стоит ему появиться в предложении за подлежащим, как это подлежащее начинает все уметь делать.

I can swim. He can run well. Birds can fly. You can count very well.

Глагол "can" такой важный, что всякие там окончания "s" и предлог "to" даже и не думают становиться рядом с "can" , и ни с каким другим глаголом, следующим за "can" . .

Правда есть одна маленькая частичка "not" . Ей единственной он вынужден подчиняться. Станет частичка "not" за глаголом "can" , и превращается он тут же в ничего неумеющего и немогущего "cannot" - в отрицательную форму. Да чтоб не оторвался, крепко держит его с собой частичка "not", заставляя слитно с ней, писаться - "cannot". Но частичка "not" скромная, иногда она сокращается и тогда в сокращенном виде глагол "cannot" звучит и выглядит так - "can't" [kа:nt].

Но сила глагола "can" велика. Иногда он выпрыгивает перед подлежащим на первое место в предложении, тогда такое предложение становится вопросительным.

Can you count well?

Can you give me the book?

После объяснения грамматического материала, у сильных учеников возникает естественное желание проверить: а насколько я это я понял?

4) Прочитай предложения, обрати внимание на употребление глагола cаn и образование вопросительной и отрицательной формы.

  1. We can see a nice park in the picture [pict??].
  2. I can clean my room very well.
  3. I cannot open the window. Can you help me?
  4. Dogs can't climb trees.
  5. Can you speak English well? - Yes, I can.
  6. Can you ski and skate very well? - N, I can't.

5) Выбери правильные утверждения.

  1. Сats can jump well. Cats can swim very well.
  2. I can play chess (играть в шахматы).
  3. A parrot cannot fly.
  4. Crocodiles cannot swim.
  5. My mother can speak Russian very well.
  6. I can see three dogs in the picture.

Детям с ОВЗ в первую очередь интересно, а во вторую - познавательно , они закрепляют объяснение учителя в упражнениях и, чаще всего эта работа им интересна.

4) Прочитай предложения, обрати внимание на употребление глагола cаn и образование вопросительной и отрицательной формы.

  1. We can see a nice park in the picture [pict??].
  2. I can clean my room very well.
  3. I cannot open the window. Can you help me?
  4. Dogs can't climb trees.
  5. Can you speak English well? - Yes, I can.
  6. Can you ski and skate very well? - N, I can't.

5) Выбери правильные утверждения.

  1. Сats can jump well. Cats can swim very well.
  2. I can play chess (играть в шахматы).
  3. A parrot cannot fly.
  4. Crocodiles cannot swim.
  5. My mother can speak Russian very well.
  6. I can see three dogs in the picture.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков ведется на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально .

8) Кто-то разбросал все слова в предложении. Построй их правильно.

  1. He, play, chess, can.
  2. Frogs, very, well, jump, can.
  3. You, speak, English, can?
  4. Bees, swim, cannot.

Вообще, в программах по общеобразовательным предметам учителю необходимо научиться дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые. Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями в развитии.