Программа развития "Образование. Здоровье. Безопасность"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Цель: совершенствование педагогической системы, обеспечивающей доступность, качество и эффективность образования на основе здоровьеформирующей среды, коррекции отклонений в развитии и комплексной безопасности обучающихся.

Задачи:

  • Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия современным и перспективным потребностям личности, общества, государства
  • Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию содержания образования на основе использования информационных и коммуникативных технологий
  • Создание условий для формирования, укрепления и сохранения психофизиологического здоровья обучающихся, обеспечивающих коррекцию недостатков в развитии за счет использования инновационных технологий физического воспитания и здоровьеформирующих технологий.
  • Обеспечение в единстве комплекса программных мероприятий по безопасному функционированию образовательного учреждения
  • Повышение эффективности и совершенствование системы управления ОУ в соответствии с приоритетами развития сферы образования.

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап (2008-2010) - подготовительный

  • разработка программы развития и программ по отдельным инновационным направлениям, связанным с формированием, укреплением и сохранением здоровья обучающихся
  • начало модернизации материально-технической базы в части обеспечения соответствия ГОСТам оснащения учебных кабинетов;
  • подбор, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров;
  • обновление локальной нормативной базы

2 этап (2010-2012) - основной

  • продолжение модернизации материальной инфраструктуры ОУ, а также методического, кадрового, информационного обеспечения мероприятий программы
  • введение профильного обучения на уроках труда в старшей школе
  • апробация инновационных технологий обучения
  • совершенствование экономических механизмов в сфере образования

3 этап (2012-2012)- заключительный

  • анализ и систематизация полученных результатов и достижений, постановка целей и задач на перспективу развития образовательной системы ОУ

Основные направления программы:

  • Совершенствование образовательного процесса
  • Коррекция недостатков в развитии обучающихся
  • Развитие здоровьеформирующей среды
  • Обеспечение комплексной безопасности

Место реализации: г.Березовский; ГОУ СО "Березовская СКШ"

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

Обучающий эффект:

- получение обучающимися начального общего и основного общего образования на уровне государственных образовательных стандартов с учетом реальных учебных возможностей обучающихся, их способностей, интересов и возрастных психофизиологических возможностей

-создание условий для обучения учащихся по индивидуальным учебным планам

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, удовлетворения потребности в получении дополнительного образования

- обеспечение первичной социально-профессиональной подготовки детей, организация допрофессиональной подготовки учащихся с умственной отсталостью

Воспитательный эффект:

- формирование нравственной, эстетической готовности к эффективному общению

- формирование психологической и волевой готовности к патриотическому поведению

- формирование навыков культуры общения

- формирование необходимости понимания вести здоровый образ жизни

Социальный эффект:

- мотивация к ведению ЗОЖ, профилактика вредных привычек

- профилактика правонарушений, преступности, безнадзорности

- правовое воспитание, профилактика негативного поведения

Оздоровительный эффект:

- привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом

- эффективное оздоровление, развитие физических качеств

- профилактика и коррекция нарушений средствами физической культуры и спорта

Развивающий эффект:

- развитие творческих способностей учащихся

- активизация познавательной активности

- развитие мотивации к саморазвитию, самореализации

Ресурсный эффект:

- модернизация материально-технической базы в части приобретения учебного оборудования и наглядных пособий учебных кабинетов в соответствии с требованиями государственного стандарта с целью обеспечения повышения качества образования и в части обеспечения безопасных и комфортных условий функционирования ОУ

1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОУ СО "БЕРЕЗОВСКАЯ СКШ"

1.1. Анализ образовательной ситуации в ГОУ СО "Березовская СКШ"

Березовская специальная (коррекционная) школа осуществляет обучение школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Количество умственно-отсталых школьников - 10 человек, они обучаются в 1-9 классах. Детей с задержкой развития - 92 человека. Для них функционируют 1-9 классы. Наполняемость классов-до12 человек. Возраст обучающихся - от 7 до 18 лет. Обучение учащихся с ЗПР и умственной отсталостью осуществляется по государственному учебному плану. Школьный компонент учебных планов представлен предметами: твоё здоровье, основы библиотечного дела, черчение, технология трудоустройство.

Структура учебного процесса - предметно-классно-урочная. В связи с недостатком необходимого набора помещений и небольшим количеством учащихся с умственной отсталостью, дети с ЗПР и умственной отсталостью обучаются в одном классе, но по разным программам. Для осуществления допрофессиональной подготовки в школе имеются кабинет кулинарии и столярная мастерская.

Количество членов педагогического коллектива - 24 человек, из них 6 выполняют функции педагогов дополнительного образования, ведут спортивные кружки и секции 2 учителя. Имеют дефектологическое образование 5 человек, получают его в настоящее время двое. В школе работают психологи, логопеды, социальный педагог.

Классный руководитель в отношениях с учащимися стоит на позициях организатора. Основными формами повышения профессионального мастерства учителя являются работа в ШМО, участие в работе педагогического и методического советов, курсы повышения квалификации.

Решению воспитательных проблем способствуют школьный и классный родительский комитеты.

Основные аспекты деятельности школы разрабатываются советом школы.

Школа располагает 12 учебными кабинетами, логопедическим кабинетом, информационным центром, музеем, кабинетом психолога, спортивным залом.

Все учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами обучения, учебно-вспомогательным материалом и соответствуют программным требованиям, как для базового образования, так и для осуществления изучения предметов по выбору учащихся.

Спортивные комплекс (мини-стадион, волейбольная и баскетбольная площадки) на территории школы позволяет выполнять качественно программу по физической культуре на всех ступенях образования, проводить спортивные мероприятия и занятия спортивных секций.

Библиотека школы обеспечивает текущий учебный процесс, руководит досуговым чтением учащихся, считается ресурсной базой обновления школьного оборудования, в течение 3 лет является информационным центром для педагогов, учащихся, родителей.

Библиотечно-информационный центр занимает площадь - 60,5 кв.м. с читальным залом на 20 посадочных мест. Книжный фонд 2800 экземпляров.

Ресурсная программа помогает администрации планово осуществлять материально-техническое оснащение образовательного процесса. Ежегодно проводятся смотры учебных кабинетов по параметрам: документация кабинета, учебно-методическое обеспечения, систематизация и хранение, оформление, санитарное состояние.

Занятия в школе проходят в одну смену, продолжительность уроков 35-40 минут. Режим работы 5-6 дневная учебная неделя. Расписание учебных занятий составлено в соответствии с требованиями санитарных норм.

Материально-технические условия организации образовательного процесса в достаточной мере обеспечивают стабильное функционирование и развитие образовательного учреждения.

Проверка актов приемки готовности школы к учебному году показала, что в течение последних трех лет акты не содержат замечаний к состоянию материально-технических условий.

2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Серьёзные изменения, происходящие во всех сферах социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, это всё нарастающая жесткость, с другой - возможность свободного самоопределения. В этих условиях необходимы новые подходы к организации педагогического процесса. Сотрудничеству и партнерству отводится всё больше места и внимания в отношениях между администрацией и педагогами, между школой и родителями, обучающимися и обучающими.

Положения данной концепции базируются на человекоцентристском подходе: ребёнок - главная ценность. С первых дней пребывания ребёнка в школе осуществляется работа по изучению его личностных и психофизических особенностей, которую ведут учитель начальных классов, психолог, логопед, врач, социальный педагог.

Школа учитывает контингент учащихся и поэтому ориентирована, прежде всего, на личностное развитие ребёнка в социальном плане, стремится помочь учащемуся увидеть свое место в социуме. Школа учит ребёнка ставить перед собой цели, находить социально приемлемые для их достижения. Главное при этом - научить действовать, и действовать разумно.

3. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Реализация стратегических задач нашей школы работает на осуществление главной цели системы образования, которая во многих цивилизованных странах мира формулируется как целенаправленная сознательная подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни. Развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Мы исходим из того, что гражданин России - выпускник нашей школы - это высокообразованный, высоконравственный, здоровый духовно и физически молодой человек, со сформировавшейся психологической и волевой готовностью к патриотическому и безопасному поведению, владеющий практическими навыками действий в различных, сложных жизненных и экстремальных ситуациях. Все эти качества концептуально определяют основные характеристики личности безопасного типа.

Личность безопасного типа - это человек, безопасный для окружающих (высокообразованная, высоконравственная, духовно и физически здоровая личность), и, кроме того, человек, умеющий защитить себя и окружающих (личность, обладающая волевой готовностью к гражданскому, патриотическому поведению и навыками поведения в сложных жизненных ситуациях).

Концептуальными направлениями настоящей программы развития, обеспечивающей формирование компонентов личности безопасного типа, являются следующие:

- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг на основе интеграции общего, и дополнительного образования;

- формирование здоровьеформирующей среды;

- обеспечение комплексной безопасности обучающихся.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА для детей с ЗПР и умственной отсталостью

Концепцией развития специального образования для лиц с ЗПР и УО предусматривается модель школы седьмого и восьмого вида, рассчитанная на 9-11 летний срок обучения. Возможен нулевой класс, как пропедевтико-диагностический.

  • 1 - 4 классы - этап начального обучения.
  • 5 - 9 - этап общего образования.
  • 10-11 - период углублённой социальной и трудовой подготовки.

Нормативно-правовыми актами коррекционного учреждения остаются: Закон Российской Федерации "Об образовании", Типовое положение о коррекционном учреждении, Устав образовательного учреждения, учебный план коррекционной школы. Общее руководство учреждением осуществляет Совет школы. Организация воспитательно-образовательного процесса строится на более глубоком изучении психофизических особенностей развития ребенка, состояния его комфортности, адаптационных возможностей, ведущих интересов и потребностей. Школьная диагностическая лаборатория начинает изучение ребенка ещё до его прихода в школу. Принципиальным отличием этой педагогической структуры от предшествовавшей ей психолого-медико-педагогической комиссии является отслеживание ею происходящих в структуре дефекта и личностном развитии ребёнка изменений. Учителям предстоит по иному вести работу с дневниками наблюдения за развитием ребёнка и психолого-педагогической картой класса. Работая с дневником наблюдений, педагог размышляет над действиями и состоянием ребёнка. Деятельность учителя при этом становится предметом рефлексии и анализа. Он уходит от эмоционального реагирования на действия детей, учится дифференцировать проблемы, приобретает способность оказывать существенное влияние на успехи ребёнка. Для достижения заявленных целей коррекционное учреждение опирается не на принцип обучаемости, а создаёт оптимальные условия для личностного развития школьников, поэтому приоритеты в современном педагогическом процессе отдаются воспитанию. Предполагаемые изменения могут быть достигнуты, если коллектив учителей научится видеть в ученике субъект образовательного процесса.

Развитие несовершенной сенсорики и недостатков развития познавательных процессов ребёнка невозможно представить без предметов эстетического цикла: ритмики, музыки, изодеятельности, развивающего труда. При этом учитель, готовясь к уроку, предусматривает возможности самореализации и творчества каждого ученика на различных этапах урока.

В среднем звене поддерживать устойчивую мотивацию к обучению предполагается через дальнейшую индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса. Это возможно, если удастся преодолеть формальный подход педагогов к использованию часов коррекционного блока учебного плана.

Концепция профориентационной работы предусматривает следующие этапы:

  • 1-5 классы - ознакомление школьников с миром профессий;
  • 6 класс - осуществление профессиональных проб;
  • 7-9 классы - допрофессиональная подготовка;

Социальный педагог глубоко изучает потребности города в профессиональной сфере (востребованные профессии, возможности продолжения обучения).

Воспитание в коррекционном учреждении строится на гуманистических и гуманитарных традициях, с учётом социальных функций школьника: познавательной, трудовой, общественной, досуговой, семейной. Поскольку воспитание - процесс системный - непродуктивно воспитывать только на одном уроке или на классном часе - следует дифференцированно использовать возможности всех учебных предметов. Одним из принципов воспитательного процесса является принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и учащихся. Он предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей, взаимопонимания и взаимопомощи учащихся и учителей, определение общих целей совместной деятельности. Сформировать устойчивые нравственные привычки, стереотипы адекватного поведения у отсталого школьника возможно при условии единства социальных установок предъявляемых всеми субъектами воспитания. Это достижимо в том случае, если каждый общающийся с ребенком педагог работает на достижение общей цели. Интеграцию усилий всех учителей и воспитателей осуществляет классный руководитель. Ребенка с интеллектуальной недостаточностью необходимо приучить к выявлению причин неудач и поиску путей их преодоления. Классный руководитель для осуществления мероприятий по социальному закаливанию школьников должен уметь диагностировать волевую готовность детей к преодолению трудностей. Наличие плана воспитательной работы упорядочивает педагогическую деятельность (если планировать то, что ведет к цели).

Показателем успешности совместной деятельности ученика и учителя становится повышение мотивации к обучению.

5. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ (приложение 1)

2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (приложение 2)

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приложение 3)

4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (приложение 4)

5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И КОМФОРТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (приложение 5)

6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ УЧЕБНОЙ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ (приложение 6)

6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Для успешной реализации программы администрация ГОУ СО "Березовская СКШ":

  • обеспечивает состояние и содержание зданий, помещений, инвентаря и оборудования, материально-технической базы спортивного комплекса, учебных кабинетов, используемых в учебно-образовательном процессе, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, требованиями пожарной и электробезопасности
  • решает вопросы кадрового обеспечения и укомплектованности необходимыми квалифицированными педагогическими работниками, техническим персоналом
  • решает вопросы по обеспечению программы нормативно-правовой документации
  • обеспечивает межведомственное взаимодействие всех организаций, имеющих на территории социума
  • решает вопросы по финансовому обеспечению программы
  • устанавливает контакт и сотрудничество с различного рода общественными организациями, административными органами для поддержания программы.

7. КОНТРОЛЬ И ЭКСПЕРТИЗА РЕАЛИЗАЦИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

ЦИКЛОГРАММА КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Направление контроля Ответственный Периодичность Где рассматривается
1 Обеспечение доступности, качества и эффективности образования Зам.директора по УВР Ежегодно:

-анализ программы

1 раз в четверть

-итоги, качество

Совет школы

Совещания при директоре

Пед.совет

2 Состояние и развитие системы дополнительного образования Педагог-организатор Ежегодно:

- анализ

1 раз в четверть

информация

Совещания при директоре

Пед.совет

3 Состояние и развитие здоровьеформирующей среды ОУ Зам.директора по УВР Ежегодно:

- анализ

- отчет о состоянии здоровья

Совет школы

Совещания при директоре

Пед.совет

4 Обеспечение комплексной безопасности Директор, зам.директора по УВР, АХР Ежегодно:

- анализ

1 раз в полугодие

- отчет о состоянии дел

- об этапах программы развития

Совет школы

Совещания при директоре

Пед.совет

Род.собрания

Собрания труд. коллектива

5 Информатизация образовательного процесса Зам.директора по УВР Ежегодно:

- анализ

1 раз в полугодие

- отчет об этапах программы

- отчет об итогах программы

- сравнительный анализ

Совет школы

Совещания при директоре

Пед.совет

6 Укрепление материально-технической базы Директор, зам.директора по УВР, АХР Ежегодно:

- анализ

1 раз в полугодие

- отчет об этапах программы

- отчет об итогах программы

- сравнительный анализ

Совещания при директоре

Собрания трудового коллектива