Система уроков по древнерусской литературе

Разделы: Литература


Древнерусская литература представлена в школьной программе одним - двумя произведениями в каждом классе, начиная с 5-го и заканчивая 9-м. Такое изучение, к сожалению, не даёт возможности учащимся составить целостную картину всего процесса развития жанровой системы и становления древнерусской литературы, из которой впоследствии родилась литература классическая. При таком подходе разрушается и воспитательное воздействие памятников литературы на школьников.

Знание истоков отечественной литературы необходимо каждому человеку, живущему в России, любящему свою страну, свой язык, свою литературу.

Курс "Древнерусская литература" рекомендован обучающимся 9-х классов и опирается на содержание материала, изученного в разделе "Древнерусская литература" в 5-9 классах. Данная система уроков построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Предлагаю примерную систему уроков по теме "Древнерусская литература". Количество часов и форма организации занятий носит рекомендательный характер и может быть изменена учителем. Курс может быть адресован как девятиклассникам, так и учащимся 10-11-ых классов в качестве элективного курса.

Система предусматривает организовать курс 9 класса как цикл лекций учителя, который организует и систематизирует материал. В то же время все теоретические знания должны закрепиться на уроках практикумах, где основным материалом будет произведение древнерусской литературы.

На лекциях следует больше внимания обращать на художественные тексты (комментированное чтение), наглядные материалы. Важно активизировать знания учащихся, полученные при изучении истории Отечества, литературы, изобразительного искусства, музыки. Доклады учащихся должны тщательно готовиться не только с точки зрения содержания, но и формы, т.е. устная подача материала, а не чтение с листа. По возможности, иллюстрировать свои выступления, используя слайды, репродукции, музыкальные фрагменты.

В результате такого изучения обучающиеся должны знать основные закономерности развития древнерусской литературы, её жанровые особенности; должны уметь написать сочинение в одном из жанров древнерусской литературы.

Данная система уроков имеет цели:

  • развитие познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла;
  • систематизация и углубление знаний учащихся по древнерусской литературе.

В структуре системы уроков выделяются следующие основные блоки:

  • Древнерусская литература XI - первой трети XII века.
  • Древнерусская литература второй трети XII - первой трети XIII века.
  • Древнерусская литература второй трети XIII - конец XIV века.
  • Древнерусская литература конца XIV - XV века.
  • Древнерусская литература конца XV - начала XVI века.
  • Литература XVII века. Смутное время.

Курс рассчитан на 17 часов, завершается выполнением и защитой творческой работы, которая заключается в создании учащимися сочинения в одном из жанров древнерусской литературы.

В разработанной системе содержатся Приложения с вопросами, заданиями для учащихся и презентация системы работы.

№ урока Кол-во часов Содержание
1-2.

 

3.

4-7.

 

8-11.

 

 

12-13.

 

 

14-15.

 

 

16-17.

2

 

1

4

 

4

 

 

2

 

 

2

 

 

2

Вступительное занятие. Слово о древнерусской литературе. Д.С. Лихачев и другие исследователи древнерусской литературы. Возникновение и периодика древнерусской литературы.

Тематика, основные идеи и основные жанры древнерусской литературы.

Древнерусская литература 11-первой трети 12 веков.

Русские летописи. Первые русские летописцы. Нестор. Древнейшая летопись “Повести временных лет”. “Поучение” Владимира Мономаха.

Древнерусская литература второй трети 12-первой трети 13 века.

“Житие Александра Невского”. Бранные подвиги А.Н. и его духовный подвиг самопожертвования.

“Слово о полку Игореве…” - величайший памятник древнерусской литературы. Связь с “Задонщиной”.

Древнерусская литература 14-16 веков.

“Повесть о Петре и Февронье Муромских”. Внимание к личности, гимн любви и верности.

“Домострой”.

Литература 17 века. Смутное время.

Сатирическая повесть как жанр др.р.литературы. “Повесть о Шемякином суде”.

“Житие протопопа Аввакума”. Автобиографический жанр.

Заключительные уроки. Конференция, конкурс презентаций, сочинение в одном из жанров древнерусской литературы.

Материалы к урокам

1-2 уроки.

Вступительное занятие. Слово о древнерусской литературе. Д.С. Лихачев и другие исследователи древнерусской литературы. Возникновение и периодика древнерусской литературы.

Древнерусская литература занимает семь веков (период XI-XVIIвв.), а это очень большой период.

Известно, что древнерусской книжностью интересовался Пётр I, он даже издал указ о собирании по монастырям и церквам различных рукописей на пергаменте и бумаге. По личному указанию царя была изготовлена копия Радзивиловской летописи. Сподвижник Петра I историк В.Н. Татищев продолжил собирание рукописей и летописей., далее - учёные Румянцев, Строев, Буслаев, Пынин, Орлов, Шахматов, Лихачёв и другие. Но они не только занимались изучением, они собирали рукописи, пытались изучать их и доводить до людей, писать и опубликовывать свои труды.

Русская литература X-XVII вв. развивалась в своеобразных условиях. Она была рукописной. А книгопечатание почти не изменило способы распространения литературных сочинений. До XVII века все произведения распространялись путём переписки; писцы переписывали, вносили свои поправки, изменения, сокращали рукописи или добавляли своё к написанному.

Познание, изучение прошлого – это очень ответственно, нам дороги героические страницы истории.

Вопрос возникновения древнерусской литературы

поможет узнать

  • исторические условия и причины её возникновения;
  • её жанровую систему;
  • о разнообразии жанров древнерусской литературы;
  • о периодизации истории, широком кругозоре писателей и читателей;
  • о сложных взаимоотношениях литературы с церковью;
  • о письменности, о славянской азбуке школах грамотности;
  • о героических страницах в литературе, об идеях, которые нашли своё выражение в описаниях героической борьбы русских людей с иноземными захватчиками;
  • о взглядах писателей того времени, об их мудрости и оптимизме;
  • о высоком мастерстве древнерусских писателей, об особенностях поэтики литературы.

 Без знания этого нельзя правильно оценить уровень литературы русского средневековья. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, церковные служители, герои-воины), а предметом изображения были действительные события (битвы, сражения).

Обратимся к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева – одного из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране, благодаря ему мы можем познакомиться со многими произведениями старины - его переводы древних произведений на современный язык точны, научны и понятны:
“Древнерусская литература  наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины”.

Возникновение древнерусской литературы.

В конце X века, возникла литература Древней Руси. Древнерусская литература возникла вместе с принятием христианства и первоначально была призвана обслуживать потребности церкви: обеспечивать церковный обряд, распространять сведения по истории христианства, воспитывать общества в духе христианства. Этими задачами определялась и жанровая система литературы, и особенности её развития.

Принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.

Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры.

На Русь были привезены богослужебные книги, жития святых, памятники красноречия, хроники, сборники изречений, исторические и историко-бытовые повести.

Хотя потребность в книгах у христианского государства была очень велика, возможности для удовлетворения этой потребности были очень ограничены: на Руси было мало умелых писцов, а сам процесс письма был очень длителен, а материал, на котором писались первые книги, - пергамент – был весьма дорогим. Поэтому книги писались только для богатых людей – князей, бояр и церкви.

До возникновения литературы существовали речевые жанры фольклора: эпические сказания, мифологические легенды, сказки, обрядовая поэзия, плачи, лирика. Большую роль в становлении национальной русской литературы сыграл фольклор. Известны легенды о сказочных героях, о богатырях, об основаниях древних столиц о Кие, Щеке, Хориве. Также существовала ораторская речь: князья выступали перед воинами, произносили речь на пирах.

Но литература началась не с записей фольклора, хотя он продолжал существовать и развиваться с литературой ещё долгое время. Для возникновения литературы нужны были особые причины.

Стимулом для возникновения древнерусской литературы явилось принятия христианства, когда возникла необходимость познакомить Русь со священным писанием, с историей церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевести с греческого и болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов. Именно это и явилось толчком для создания литературы. Литература должна была оставаться чисто церковной, культовой, тем более что светские жанры существовали в устной форме. Но на самом деле всё было иначе. Во-первых, библейские рассказы о сотворении мира содержали много научных сведений о земле, животном мире, устройстве человеческого тела, истории государства то есть не имели никакого отношения к христианской идеологии. Во-вторых, вне культовой литературы оказались летопись, бытовые повести, такие шедевры как “Слова о полку Игореве”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника.

То есть функции литературы в момент её возникновения и в течение всей истории - различаются.

Принятие христианства способствовало быстрому развитию литературы только в течение двух столетий, в дальнейшем церковь всеми силами тормозит развитию литературы.

“Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни” - так в своей работе Д. Лихачёв сформулировал черты литературы древнейшего периода русской истории. [4.47]

Нет сомнений в том, что Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси 988год становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.

Периоды истории древней литературы.

История древнерусской литературы не может не рассматриваться в отрыве от истории самого русского народа и Русского государства. Семь столетий (XI-XVIIвв.), в течение которых развивалась древнерусская литература, насыщены значительными событиями в исторической жизни русского народа. Литература Древней Руси – свидетельство жизни. Сама история установило несколько периодов истории литературы.

Первый период – это литература древнерусского государства, период единства литературы. Он длится век (XI и начало XII вв.). Это век формирования исторического стиля литературы. Литература этого периода развивается в двух центрах: на юге Киева и на севере Новгорода.

Характерной чертой литературы первого периода является руководящая роль Киева, как культурного центра всей Русской земли. Киев является важнейшим экономическим звеном на мировом торговом пути. К этому периоду относится “Повести временных лет”.

Второй период, середина XII в. – первая треть XIII в. Это период появление новых литературных центров: Владимира Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира Волынского. В это период возникают местные темы в литературе, появляются разные жанры. Это период начало феодальной раздробленности.

Далее наступает короткий период монголо-татарского нашествия. В этот период создаются повести “Слова о погибели Русской земли”, “Житие Александра Невского”. В это период в литературе рассматривается одна тема, тема вторжения монголо-татарских войск на Русь. Этот период считается самым коротким, но и самым ярким.

Третий период, конец XIV в. и первая половина XV в., это период патриотического подъема в литературе, период летописания и исторического повествования. Этот век совпадает с экономическим и культурным возрождением Русской земли перед и после Куликовской битвы 1380г. В середине XV в. в литературе появляются новые явления: переводная литература, возникают “Повесть о Дракуле”, “Повесть о Басарге”. Все эти периоды, с XIII в. по XV в. можно объединить в один период и определить как период феодальной раздробленности и объединение Северо – Восточной Руси. Так как литература второго периода начинается с захвата Крестоносцами (1204 г.) Константинополя, и когда основная роль Киева уже закончилась и из единой древнерусской народности складывается три братских народа: русский, украинский и белорусский.

Четвертый период – это период литературы Русского централизованного государства XIV – XVII вв. Когда государство играет активную роль в международных отношениях своего времени, а также отражает дальнейший рост Русского централизованного государства. И с XVII в. начинается новый период русской истории.

3 урок.

Тематика, основные идеи и основные жанры древнерусской литературы.

Основные темы древнерусской литературы. Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Тема красоты и величия Руси, родины, "светло светлой и украсно украшенной" русской земли, которая "знаема" и "ведома" во всех концах мира,- одна из центральных тем древнерусской литературы. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов и крепивших могучее суверенное государство "велико и пространно", которое сияет "светло", "аки в небе солнце".

В ней звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государства.

Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим - жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, "добру и злу внимая равнодушно". Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики.

Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким

потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.

Литература Древней Руси выражала и защищала интересы верхов феодального общества. Однако она не могла не показать острой классовой борьбы, которая выливалась либо в форму открытых стихийных восстаний, либо в формы типично средневековых религиозных ересей. В литературе ярко отразилась борьба прогрессивных и реакционных группировок внутри господствующего класса, каждая из которых искала опоры в народе.

И поскольку прогрессивные силы феодального общества отражали интересы общегосударственные, а эти интересы совпадали с интересами народа, мы можем говорить о народности древнерусской литературы.

Но все же  тема Родины и тема нравственного совершенствования человека — важнейшие темы древнерусской литературы.

Жанры древнерусской литературы.

Книги создавались очень долго, читались медленно, читателей у этих книг было очень мало – в основном это были князья и монахи. Лишь в нескольких монастырях были школы. Оригинальные, не переводные русские книги появились на Руси только в 11 веке.

Часто в одной книге были собраны произведения разных жанров: летописи, послания, хождения, жития, поучения, похвала.

ЖИТИЕ повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым.
ЛЕТОПИСЬ погодная запись исторических событий древнего времени (возникла и велась первоначально в монастырях)
ПОСЛАНИЕ литературное произведение в форме авторского обращения философско-теоретического, дидактическо-публицистического или дружеского характера.
ПОУЧЕНИЕ жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя.
ПОХВАЛА лестный отзыв, одобрение.

4-7 уроки.

Древнерусская литература 11-первой трети 12 веков.

Русские летописи. Первые русские летописцы. Нестор. Древнейшая летопись “Повести временных лет”. “Поучение” Владимира Мономаха.

 Источником познания нашей истории является – летопись. Она появилась на Руси вскоре после введения христианства. Летопись – погодное описание событий происходивших на Руси в течение нескольких веков.

Первая летопись была составлена в X веке. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления династии Рюриковичей и до правления Владимира. Учёные считают что, до появления летописи существовали отдельные записи: устные рассказы и церковные. Это истории о Кие, о походах русских войск против Византии, о путешествиях Ольги в Константинополь, об убийствах Бориса и Глеба, былины, проповеди, песни, жития святых. К первой летописи можно отнести “Поучение детям” Владимира Мономаха. Вторая летопись была создана Ярославом Мудрым. Появление собственных литературных произведений на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого. В это время на Руси складываются даже новые виды литературных произведений, которых не знали ни Болгария, ни Византия. Следующий свод был написан Иларионом, который писал его под именем Никона.

Древнейшая из дошедших до нас летописей – “Повести временных лет”. Она была составлена на основе предшествующих ей летописей, в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Неправильно представлять себе русского летописца стариком – отшельником, как пушкинский Пимен, записывающим из года в год только те события, современником которых он был. В “Повести временных лет” рассказывалось о происхождении и расселении славян, о древнейшей истории восточнославянских племён. О первых киевских князьях, об истории Древнерусского государства до начала XII века.

Читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам. и всё важное, что случилось за год, вносилось в летопись. Произведения прошлого разрушают преграды времени, и мы силой воображения можем представить себя участниками тех далёких событий, что и как  происходило, ощутить аромат времени. В этом нам и помогают наши заботливые предки – летописцы, их огромный труд, тянущий нить истории из глубины веков в будущее.

Летописцы не только стояли в центре политической борьбы своего времени, но и были учёными –историками. Летописи написаны сжато, выразительно. Оживают под пером летописца события и люди далёких лет.

Поучения” Владимира Мономаха.

Владимир Мономах был выдающейся фигурой Древней Руси, виднейшим государственным деятелем, человеком “большого ума и литературного таланта. Он снискал преданную любовь к себе и большое уважение у своих современников и в потомстве”.

В Ипатьевской летописи читаем: “Преставися благоверный князь, христолюбивый и великый князь всея Руси, Володимеръ Мономах…”

“Поучение” Владимира Мономаха обращено к его детям. Автор “выступает как умудренный большим жизненным опытом, благородный, гуманно настроенный человек, всегда помышляющий о благе своего государства, призывающий к защите слабых от сильных и власть имущих. В то же время - это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных трудах и в опасных воинских походах”.

“XI век. Половцы продолжают наступать на Русь. Русские князья ссорятся, превращая ссоры в разорительные войны… Умирает последний из сыновей Ярослава Мудрого — князь Всеволод. На престол вступает его сын Владимир Мономах. Он снискал преданную любовь к себе, уважение современников и потомков, им написано “Поучение” сыновьям. Из него мы узнаем, что князь Владимир совершил много походов.

По свидетельству, дошедшему до нас, Владимир Мономах в детстве был послушным сыном, в молодости — смелым среди князей на поле битвы, приветливым дома, почтительным к родителям. В знак особой любви назвали его Мономахом (т. е. достойнейшим из внуков).

В зрелых летах он был добрым государем в наследном владении своем, умным советником князя, сострадательным благодетелем бедных, знаменитым победителем врагов отечества. В годы его жизни наконец была достигнута победа над половцами, заключен с ними самый выгодный мир (этим Русь обязана Мономаху). Когда князь Святополк умер, жители Киева захотели видеть государем своим только Владимира Мономаха. Впоследствии он еще раз усмирил половцев, которые поселились на берегах Днепра и получили название каракалпаков, старался улучшать законы, окружил каменными стенами древние города, закладывал новые (г. Владимир), но, чтобы понять особенности характера и нравственные устои Мономаха, нужно прочитать его духовное завещание, наставление сыновьям…”

“Владимир Мономах учит защищать обездоленных, старых, немощных и даже к преступникам иметь снисхождение. В то же время он призывает детей к жизни деятельной, к постоянному труду и убеждает их не пребывать в лености” - вот итог разговора о “Поучении Владимира Мономаха”, виднейшего государственного деятеля, по преданиям, человека глубокого ума, оставившего важные гуманные советы молодому поколению.

8-11 уроки.

Древнерусская литература второй трети 12-первой трети 13 века.

“Житие Александра Невского”. Бранные подвиги А.Н. и его духовный подвиг самопожертвования.

“Слово о полку Игореве…” - величайший памятник древнерусской литературы. Связь с “Задонщиной”.

Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено житие. Произведение это было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь. Его роль в истории Руси заключается в том, что он возглавил борьбу с немецко-шведскими захватчиками.

В 1240 году шведские рыцари вторглись в пределы северо-западных земель Руси. Они вошли на кораблях в реку Неву и остановились в устье ее притока Ижоры. С небольшой дружиной князь Александр Ярославич 15 июня 1240 года напал на неприятеля и одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра — Невский.

В 1241–1242 годах он возглавил борьбу с войсками литовских рыцарей, захватившими псковские и новгородские земли. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло решительное сражение, окончившееся разгромом врагов и вошедшее в историю под названием “Ледовое побоище”.

Александр Невский был выдающимся дипломатом. Понимая бесплодность в обстоятельствах того времени военных действий против Золотой Орды, он поддерживал мирные отношения с ханом, проводил политику объединения северо-восточной и северо-западной Руси и укрепления великокняжеской власти. Князь несколько раз ездил в Золотую Орду, сумел даже добиться освобождения русских от обязанности поставлять войска татарам.

Житийный рассказ об Александре Невском должен был показать, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо-татарам, на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам. Даже Батый признавал величие Александра.

Автор жития знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов. Ученые полагают, что житие написано митрополитом Кириллом. Чувство живой симпатии рассказчика к Александру, преклонение перед его ратной и государственной деятельностью обусловили особую искренность и лиричность повествования.

Характеристика князя в житии очень разнопланова. С одной стороны, он исполнен церковных добродетелей – тих, кроток, смиренен, с другой, — мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца.

Так, в сражении на Неве “он крепко верил в помощь святых и мучеников Бориса и Глеба”, лики которых представились в видении посланному в дозор старейшине земли Ижорской Пелгую. В судне, плывущем по морю, Пелгуй увидел Бориса и Глеба “в одеждах червленых, держащих руки на плече друг друга, а гребцы сидели, словно мглою одеты. И сказал Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему, князю Александру””1. Воодушевясь этим видением, князь решил с малочисленным войском напасть на врага. “И была крепкая сеча с римлянами (шведскими рыцарями); побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьем”.

В эпизоде, посвященном битве на Неве, рассказывается об отличившихся в сражении шести героях, которые “бились, не имея страха в душе своей”. “Здесь же в полку Александровом явились шесть мужей храбрых и сильных, которые бились вместе с ним крепко. Один — Гаврило, по прозвищу Алексич; увидев короля, которого тащили под руки, напал он на судно, въехал по доске до самого корабля, и побежали все от него, затем оборотились и с доски, по которой всходили на корабль, сбросили его с конем в море; он же с помощью божьей выбрался из моря невредимым и снова напал на них и бился крепко с самим воеводою среди полков их. Другой же — новгородец, по имени Збыслав Якунович; этот не раз нападал на врагов, не имея страха в сердце своем и сражаясь одним топориком, и многие пали от его топорка; дивился князь Александр Ярославич силе его и храбрости. Третий — Яков, родом полочанин, был он ловчим у князя; этот напал на полк вражеский с мечом и мужественно бился, и похвалил его за это князь. Четвертый же — новгородец, по имени Миша; был он пеш и с дружиною своею потопил три корабля римлян. Пятый — из младшей дружины князя, именем Савва; этот наехал на большой шатер королевский златоверхий и подрубил столп шатерный; полки же Александровы очень радовались, когда увидели, как развалился этот шатер. Шестой же из слуг князя — по имени Ратмир; пешего окружили его враги, и от многих ран пал он и скончался”.

В житии изображена и битва с немецкими рыцарями на Чудском озере, которые хотели “посрамить народ славянский”. “Собрались немцы и, похвалясь, сказали: “Пойдем, победим князя Александра, поймаем его руками”... князь Александр собрал войско и пошел навстречу врагам. И встретились они на Чудском озере — многое множество... Когда взошло солнце, полки сошлись. И затрещали копья, и звон мечей раздался, и была сеча столь злая, что лед на озере задвигался: льда не было видать, весь покрылся он кровью”.

Автор обращается к свидетельству очевидца: “видели мы на небе полк божий, пришедший на помощь князю Александру”, и продолжает рассказ: “...и победил Александр врагов с помощью божьей и обратились они в бегство. Так гнали и рубили врагов полки Александровы, словно неслись они по воздуху: и некуда было тем бежать”.

Эта победа принесла Александру Невскому великую славу. Автор восхищается князем, приписывает ему лучшие человеческие качества: он красив, силен, премудр, храбр.

Часто автор жития обращается к библейским мотивам: в изображении битв и побед Александра он видит божественное предначертание, в портрете князя подчеркиваются черты сходства с персонажами священного писания. Красота лица его подобна красоте Иосифа, сила — силе Самсона, премудрость — Соломона, храбрость — римского императора Веспасиана.

Особой торжественностью и лиричностью пронизана заключительная часть жития — рассказ о смерти князя. На обратном пути из Орды Александр Невский заболел и вскоре умер. Завершается повесть рассказом о “дивном” и “достойном памяти” чуде, совершившемся во время погребения князя. Когда мертвому Александру хотели вложить в руку “прощальную грамоту”, то он сам, словно живой, протянул руку и взял грамоту у митрополита. Автор предается скорби и печали по

поводу смерти князя: “О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать ты кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не разорвется сердце от горькой печали”.

Вплоть до XVI века “Житие Александра Невского” являлось своего рода образцом для изображения русских князей.

“Слово о полку Игореве…”

Той же теме – обличению княжеского несогласия посвящено и “Слова о полку Игореве”, написанное в 1185 году в Киеве. Суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольского полчица. Именно разобщённость русских князей сыграла роковую роль в годы нашествия монголо-татар. [8. 324].

“Слово”– это памятник литературы. Поэма не только взволнованный призыв к единению Русской земли, не только рассказ о мужестве русского народа , не только плачь о погибших, это ещё размышления о месте Руси в мировой истории, и связи Руси с другими народами.

“Слово” написано в связи с разгромом войск северского князя Игоря половецким ханом Кончаком в 1185 году.

Игорь, Всеволод, Святослав – все они доблестные воины, но личная смелость в бою не показатель патриотизма. Своим необдуманным походом Игорь нанёс большой вред своему делу и соседним княжествам. Автор “Слова” любуется и осуждает своего героя, он мирится с раздробленностью Руси, так как время для создания централизованного государства ещё не наступило. [10.12] Автор “Слова” мечтает о том времени, когда за землю Русскую совместно выступят все русские князья, и защитят землю Русскую, он смело требует от князей согласованных действий против врагов Руси. Автор говорит как равный со всеми, требует, а не молит. Надо было быть очень смелым человеком, чтобы выступать так. В требовательном обращении автора к русским князьям есть что-то предвещающее властное обращения к царям Пушкина, Радищева, Лермонтова, Рылеева и других русских писателей нового времени. Русские писатели осознавали себя независимыми, ответственными только перед народом.

Главным героем произведения является Русская земля, автор поднимает её до необычайного мастерства. Образ родины создан с чувством страстной любви к ней.

Но как бы ни заслуживал осуждения поход Игоря, сам герой остаётся воплощением княжеских доблестей. Игорь мужествен, но он пренебрегает предзнаменованием - затмением солнца. Действие “Слова” разворачивается от Новгорода Великого до Карпат. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем жизненнее становится ее образ, где оживают реки, наделяются разумом птицы и звери. Ощущение пространства и простора, постоянно присутствует. Автор “Слова” находился под сильным влиянием устной поэтической культуры и народного языческого миросозерцания. Фольклорные элементы слиты с литературными. Это особенно чётко видно в “словах” и “плачах” (плач Ярославны, плач матери Ростислава, плач русских жён).

Созданное произведение “не затерялось, - по выражению Орлова, - на границе дикого поля”. Во все эпохи “Слово” было живым явлением русской литературы.

Мы не знаем, кто написал “Слова” но безымянный автор был человеком с широким историческим кругозором, хорошо разбирался в сложных ситуациях своего времени, патриот, знаток древнерусской книжности, талантливый писатель, хорошо знающий устное народное творчество. Это произведение составляет славу литературы.

Сила любви к родине, к Русской земле, покоряет нас читателей “Слова”. Наполняет горем наше сердце при описании поражения русского войска и гордостью за свою родину при описании силы и смелости воинов. Вот почему значение “Слова” так возросло в наше время, вот почему оно находит отклик в сердцах всех людей.

12-13 уроки.

Древнерусская литература 14-16 веков.

“Повесть о Петре и Февронье Муромских”. Внимание к личности, гимн любви и верности.

“Домострой”.

“Повесть о Петре и Февронии Муромских” — одно из самых поэтических произведений древнерусской литературы о любви, преданности и самоотверженности.

“Повесть о Петре и Февронии изобилует фольклорными мотивами: змей-оборотень, вступающий в связь с замужней женщиной, которая выпытывает у него, от чего ему может приключиться смерть, чудесный меч-кладенец, от которого змей погибает, мудрая дева, говорящая загадками и отводящая неисполнимые требования такими же неисполнимыми требованиями, предъявляемыми с ее стороны, чудесные превращения, вроде превращения в нашей повести хлебных крошек в ладан, при изгнании получение мужа как самого дорогого подарка. Сюжет повести в значительной степени использован в известной опере Римского-Корсакова “Сказание о граде Китеже”, — пишет Н. К. Гудзий.

Известно, что “Повесть о Петре и Февронии Муромских” сохранилась во множестве списков, это напомнит множество вариантов народных сказок и наведет на мысль о близости повести к фольклорным произведениям.

Домострой – анонимный памятник русской светской литературы позднего средневековья и раннего Нового времени, отразивший представление об идеальном хозяйстве, семейной жизни и этических нормах московского общества 15–16 вв., свод правил поведения зажиточного горожанина, которыми он должен был руководствоваться в повседневной жизни.

По мнению одних исследователей (С.М.Соловьев, И.С.Некрасов, А.С.Орлов, в настоящее время Д.В.Колесов) текст Домостроя – результат длительного коллективного творчества, начатого еще в 15 в. в Новгородчине, самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. По мнению других (Д.П.Голохвастов, А.В.Михайлов, А.И.Соболевский) авторство и составительская работа принадлежат протопопу Благовещенского монастыря в Москве, сподвижнику Ивана Грозного Сильвестру.

Домострой – памятник нравоучительной литературы, повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения.

64 главы свода житейских правил, объединенных в единую книгу Домострой, поделены на 3 части: О строении духовном (Как веровати), О строении мирском (Как царя чтити) и О строении домовном (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами). В последней части немало “картинок с натуры” – городских рассказов простонародного типа, характерных для демократической среды больших городов, коим была в 16 в. Москва. Иерархия в отношениях между людьми, точное соблюдение определенных циклов в организации жизненных процессов, в частности, регламентация личных отношений человека с близкими ему людьми – все это легко выявляется при чтении Домостроя. Самые известные и часто цитируемые рекомендации Домостроя (“быти грозою для жены”, строго наказывать детей и жену за провинности, вплоть до “сокрушения ребер”, “плетью стегать по вине смотря”) вынесены из поучений, переведенных на славянский язык задолго до создания этого литературного памятника и сохранялись в составе учительных церковных сборников.

Отсюда – архаическая форма выражения поучений и их нравственные мотивы, неприемлемые и осуждаемые сегодня (унижения женщины, суровой аскезы, жестоких форм воспитания детей). Видимо, женщины-московитки были настоящими домодержицами, руководившими заготовкой продуктов, приготовлением пищи, организовывавшими работу всех членов семьи и слуг (уборка, обеспечение водой и дровами, прядение, ткачество, пошив одежды и т.д.). Все члены домохозяйства, кроме хозяина, должны были помогать “государыне Дома”, целиком подчиняясь ей.

Жестокость отношений с женой и детьми, предписываемая Домострою, не выходила за рамки морали позднего средневековья и мало отличалась от аналогичных назиданий западноевропейских памятников этого типа. Однако в историю русской общественной мысли Домострой попал именно благодаря одиозным описаниям наказаний жены, поскольку неоднократно цитировался именно в этой части русскими разночинцами-публицистами 1860-х, а затем В.И.Лениным. Этим объясняется

несправедливое забвение этого ценнейшего памятника вплоть до последней четверти 20 в. В настоящее время выражение “домостроевские нравы” сохранило четко выраженную отрицательную коннотацию.

14-15 уроки.

Литература 17 века. Смутное время.

Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.

“Повесть о Шемякином суде”.

 ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ — произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках.

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Мотив обмана камнем на суде, используемый русским автором для создания сатирического произведения на основе сказочного сюжета, бытует в мировом фольклоре, органично включаясь в сказки, различные по сюжету. В XVI в. польским писателем Николаем Реем из Нагловиц была сделана литературная обработка мотива.

П. встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом. Начиная с 1-й пол. XVIII в. появляются лубочные издания (Ровинский Д. Русские народные картинки.— СПб., 1881.— Кн. 1.— С. 189—192), воспроизводящие в сокращенном виде сюжет произведения (переиздавались 5 раз, вплоть до издания с цензурной пометой 1838 г.). На протяжении XVIII—XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П.; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык. Название повести — “Шемякин суд” — стало народной поговоркой.

“Житие протопопа Аввакума”. Автобиографический жанр.

Тема “Житие протопопа Аввакума им самим написанное” продолжает раздел курса “Древнерусская литература”, посвященный духовной литературе и жанру жития; в то же время эта тема раскрывает истоки отечественной прозы и подготавливает к восприятию всей последующей литературы в историко-литературном контексте. “Житие…”, созданное мятежным протопопом в земляной тюрьме на основе своей собственной многострадальной жизни, дает нам возможность воссоздать картину происходящего более чем три с половиной века назад.

Жанровая природа автобиографического Жития протопопа Аввакума, в сущности, не определена, а взгляд на Житие как на автобиографию вообще приводил на практике к отсутствию анализа Жития как художественного произведения с особой, присущей ему жанровой природой. До сих пор Житие в основном интересовало исследователей как историко-биографический документ, как источник   характеристики деятельности и мировоззрения Аввакума, как материал для характеристики раскола в русской церкви.

“Житие Аввакума, им самим написанное” — произведение, нарушающее каноны жанра, оно написано самим героем повествования. Прежде чем начать изучение произведения, необходимо разобраться в той исторической ситуации, которая возникла в середине ХVII века - раскол в Русской Православной Церкви - и породила существующее до сих пор старообрядчество.

Постепенная утрата Церковью былого могущества и авторитета в общественной и личной жизни, падение нравственности среди служителей культа к середине ХVII века вызывали тревогу правящих кругов, вследствие чего встал вопрос о проведении церковной реформы.

После смерти патриарха Иосифа в 1652 году на патриарший престол был избран деятельный и властолюбивый митрополит новгородский Никон. Став патриархом, он провёл церковную реформу, разослав по церквам 14 марта 1653 года свою “память”, где предписывалось в соответствии с обрядами греческой церкви заменить земные поклоны поясными, двоеперстное крестное знамение троеперстным. Таким образом, реформа была сведена к внешней обрядовой стороне. Царь Алексей Михайлович поддерживал реформу, дававшую ему власть над Церковью. Всё это вызвало в стране появление мощного движения, получившего название раскола или старообрядчества (старые обряды), в котором принял участие не только простой народ, но и часть родовитого дворянства и сельское духовенство, объединив представителей различных классов, разных социальных групп. В рядах раскольников и оказался протопоп Аввакум, ставший идеологом старообрядцев. Фанатичной сторонницей старообрядчества была боярыня Морозова, изображённая В.И. Суриковым на картине. Эта женщина была одной из знатных боярынь своего времени, во имя веры готовая поступиться маленьким сыном. Во имя веры она претерпела пытки, изгнание, лишение всех прав и дни свои закончила в земляной тюрьме под Москвой. Протопоп Аввакум был её другом и наставником, человеком,пострадавшим за свои убеждения и не изменившем их, несмотря ни на пытки, ни на истязания, ни на ссылку и гонения, ни на уговоры и посулы царя и бояр, обещавших земные блага.

Перу протопопа принадлежит около восьмидесяти сочинений, 64 из которых он написал в период пятнадцатилетнего заточения в земляном срубе на берегу Ледовитого океана. Из этой земляной тюрьмы Аввакум руководит борьбой единомышленников, рассылая свои “беседы”, “послания” по всем городам Руси, учит, “ободряет детей духовных”, обличает врагов, призывает стойко бороться за “древлее благочестие”.

Аввакум определяет рамки своего повествования: “...Предлагаю житие своё от юности до лет пятьдесят пяти годов”. Написано житие было в 1672–1673 годах.

Особое значение на уроках по изучению “Жития Аввакума...” имеет чтение отрывков произведения, помещённых в учебнике без перевода.

“Житие” протопопа Аввакума — шедевр древнерусской литературы, явление исключительное даже на фоне разнообразной и богатой художественными открытиями литературы XVII в.”

17-18 уроки.

Заключительные уроки.

Конференция, конкурс презентаций, сочинение в одном из жанров древнерусской литературы.

Приложения.

Презентации “Древнерусская литература”, выполненные учителем и учениками.

Древнерусская литература 11-17 в.в. – 1

Древнерусская литература 11-17 в.в. – 2

Лик святого житийной литературы. “Житие Александра Невского”

Повесть временных лет и “Слово о полку Игореве…”

“Слово о полку Игореве…”

Презентация к СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Литература для учителя.

  1. Древнерусская литература: Книга для чтения. 5 – 9 кл. / Сост.: Е. Рогачевская. – М.: Школа – Пресс, 1993. – 320 с.(Круг чтения: Школьная программа) .
  2. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времён до XVII века / Сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994. – 352с.
  3. Злато слово. Век XII / Сост., предисл. и вступ. ст. Н. С. Борисова. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 461 с.
  4. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература учебное пособие для учащихся среднего возраста. Серия: Древнерусская литература в школе – М., МИРОС , 1992, 256 с.: ил.
  5. История русской литературы 11 – 17 веков. / Под ред. Д.С. Лихачёва. 2-е изд. – М., 1985
  6. Литература древней Руси: Биобиблиографический словарь/Сост. Л.В. Соколова; Под ред. О.В. Творогова. –М.,Просвещение,1996,240 с.: ил.
  7. Лихачёв Д.С. Великое наследие классических произведений литературы древней Руси. – М., 1975
  8. Ромодановская Е.К. Русская литература на пороге нового времени. – ВО “Наука”, Новосибирск, 1994

Литература для ученика.

  1. Древнерусская литература: Книга для чтения. 5 – 9 кл. / Сост.: Е. Рогачевская. – М.: Школа – Пресс, 1993. – 320 с.(Круг чтения: Школьная программа) .
  2. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература учебное пособие для учащихся среднего возраста. Серия: Древнерусская литература в школе – М., МИРОС , 1992, 256 с.: ил.
  3. Злато слово. Век XII / Сост., предисл. и вступ. ст. Н. С. Борисова. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 461 с.

4. Вопросы и задания для учащихся

Повесть временных лет

  1. Сравните описание исторических событий в летописи и то, как они трактуются в современной исторической науке.
  2. Выделите в тексте чисто легендарные сюжеты.
  3. Выявите отношение автора летописи к тем или иным историческим лицам.
  4. Подберите материалы о том или ином персонаже (по выбору учителя или учащегося) по всей летописи для выделения реального и идеального в его описании.
  5. В чем мы можем отдать должное древним временам? Что доброго было там? Что бы Вы хотели сохранить из прошлого?
  6. Легко ли Вам было читать “Повесть временных лет”? Какие рассказы было трудно понять? В чем их своеобразие?

Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных Вами тем:

- Образ летописца “Повести временных лет”.

- Как построена “Повесть временных лет”?

- Какой рассказ мне больше всего понравился и почему?

- В чем видит автор “Повести временных лет” назначение человека?

Представьте, что Вы летописец, и напишите рассказ о каком-нибудь событии, которое произошло недавно или происходит сейчас в нашей стране.

Начните писать историю вашей родословной (откуда произошли и чем занимались ваши предки, во время каких исторических событий жили они и пр.)

“Поучении” Владимира Мономаха

  1. Что Вы можете сказать об авторе данного произведения?
  2. Выделите основные наставления Владимира, выявите, какие примеры он приводит из своей жизни.
  3. Найдите отрывки в тексте, характеризующие князя Владимира как человека.
  4. Как Вы уже поняли, “Поучение” - жанр наставления отца к сыну. Какие идеи “Поучения” актуальны сегодня? Почему? Подумайте, какое наставление дали бы Вам родители?
  5. Напишите своё “Поучение”, адресованное младшим школьникам, вашим одноклассникам или младшим братьям, сёстрам.

Житие Александра Невского

  1. Образ Александра Невского - это образ идеального князя и воина, наделённого всеми необходимыми положительными чертами, как духовными, так и физическими. Какими художественными средствами достигается такая картина?
  2. Почему автор “осмелился описать житие святого князя Александра сына Ярославова, внука Всеволодова”? Расскажите, что побудило автора “поведать о святой, и честной, и славной жизни его”?
  3. Какие слова в тексте наиболее точно отражают рождение князя и его деяния в будущем? Как это сопоставляется с библейской историей? Какими эпитетами наделяется князь Александр?
  4. Какие сопоставления и “уподобленя” возвышают князя Александра до библейского героя?
  5. Какие указания на помощь свыше убеждают в особом покровительстве Александру божественных сил? Приведите примеры из текста о явлении Бориса и Глеба, об избиении шведов ангелами за рекой Ижорой, о помощи Божьей в сражении на Чудском Озере.
  6. Особое место в произведении занимают образы простых людей. Как их изображает автор?

Слово о полку Игореве

  1. Подумайте, в чём смысл произведения. Как проявляется идея автора в тексте “золотого слова” Святослава и почему оно получило такое название?
  2. Какие приёмы помогают автору “Слова…” создать характеры героев, выразить мысль о единении сил перед лицом внешней опасности?
  3. Подготовьте похвальное слово Ярославне в духе поэтики “Слова…”.

Задонщина

  1. Прочитайте повесть “Задонщина” и соотнесите ее со “Словом о полку Игореве”.
  2. Какие исторические события стали поводом для написания этих произведений? Найдите похожие фрагменты, дайте им названия и запишите их.
  3. По каким признакам можно определить, что в “Задонщине” утверждается достоинство человека?
  4. Сравните финалы обоих произведений, объясните различие.
  5. В чём проявляется самостоятельность этого произведения? Почему в “Задонщине” не упоминаются языческие божества? Чем отличается понятие “Русская земля” в обоих памятниках?

Повесть о Петре и Февронии Муромских

  1. Что такое повесть как жанр литературы?
  2. Что такое древнерусская повесть?
  3. Какие особенности повести вы можете отметить по данным определениям? Какие специфические особенности древнерусской повести можно выделить?
  4. Как понималась любовь к человеку и к Богу в средневековье, как изображали её древнерусские писатели?
  5. Какие фольклорные мотивы и образы используются в произведении?
  6. Почему это произведение нельзя назвать “житием” в средневековом смысле этого слова?
  7. Чем отличается образ мудрой женщины княгини Ольги (“Повесть временных лет”) и княгини Февронии?
  8. С какого момента начинается описание жизни князя Петра? А Февронии? Какой житийный элемент отсутствует в их жизнеописании? Почему, как вы думаете, нет рассказа о детстве героев?
  9. Присутствует ли в произведении описание чудес, совершенных Петром, кроме победы над змеем?
  10. В чем проявляется мудрость Февронии? О чем говорит тот эпизод, когда крошки хлеба превращаются в ладан и смирну?
  11. Как называет автор героев “Повести о Петре и Февронии Муромских”, при помощи каких эпитетов их характеризует? Выпишите эти эпитеты. Соответствует ли такой способ характеристики героев житийным канонам?
  12. Найдите в тексте произведения повествование о змее и о том, как Петр победил его при помощи Агрикова меча. Что дало возможность Петру победить змея? Кем был юноша, явившийся ему в церкви? Насколько это характерно для жанра жития?
  13. Найдите описание чудес, совершенных Февронией. О чем это говорит?
  14. Каковы особенности композиции “Повести о Петре и Февронии Муромских”? Соответствует ли она канонической композиции жития?

Домострой

  1. Систематизируйте наставления, дайте им свою характеристику.
  2. Что устарело, а что – нет из рекомендаций Сильвестра?
  3. По каким отрывкам мы можем сказать, что речь идёт о русском обществе XVI века?
  4. Поразмышляйте над словом “домострой”. Как вы понимаете его смысл? С чем ассоциируется это понятие?
  5. Прочитайте объяснение этого понятия в разных словарях.
  6. Какие известные вам христианские заповеди нашли отражение в “Домострое” (по содержанию глав)?
  7. Первая глава называется “Поучение отца сыну”? Из 62 глав большая часть начинается со слов “как”. Как вы думаете почему? Какую эмоциональную нагрузку несет слово “как” в контексте?
  8. Какова нравственная направленность памятника? (Творить добро или зло; любить ближнего или ненавидеть; быть трудолюбивым или ленивым; быть гордым или прощать, уступать людям и т.д.) Выпишите соответствующую лексику из “Содержания ...”
  9. Какие поступки находят осуждение в памятнике? Приведите примеры.
  10. Прочитайте “Поучение отца сыну”. Какие наставления дает отец сыну?
  11. Отметьте характерные особенности жанра поучения. (Вспомните “Поучения Владимира Мономаха”).
  12. Прочитайте главу “Как воспитывать своих детей в поучениях разных и в страхе божьем”. Какие наставления о воспитании детей даются в этой главе? Чему учить? Как учить?
  13. Как вы объясните смысл фразы: “Наказывай детей в юности - успокоят тебя в старости твоей”?
  14. Прочитайте главу “Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всем”. На какие части можно разделить эту главу? Озаглавьте каждую.
  15. Какие наставления детям даются по отношению к родителям? Соотносятся ли они с наставлениями гл. 19 (“как воспитывать своих детей в поучениях родных и в страхе божьем”)?
  16. Какие положительные качества отмечаются в 19 и 22 главах?
  17. Прочитайте главу “Как рукодельничать всякому человеку и любое дело делать, благословясь”.
  18. О каких добродетелях и грехах говорится в этой главе? С чем вы не согласны? Поразмышляйте и аргументируйте свои суждения.
  19. Прочитайте главу “Наказ мужу и жене, и детям и слугам о том, как следует им жить”. Из каких частей состоит “Наказ…”? Что вам показалось интересным? Что вы из этого не принимаете?
  20. Прочитайте главу “О неправедной жизни”. Перечислите неправедные поступки. С чем вы не согласны? Почему? Что вас удивило? Что Вам хочется исправить в своем характере?

Повесть о Шемякином суде

  1. Какие нравственные вопросы ставит и как решает автор повести “Суд Шемякин”?
  2. Что общего в художественном строе повести “Суд Шемякин” вы отмечаете:
  3. с русской сатирической народной сказкой о неправедном судье;
  4. волшебной сказкой “о мудрых отгадчиках”.
  5. Как композиция повести способствует раскрытию ее идейного содержания?
  6. Почему повесть “Суд Шемякин” относится к сатирическому жанру?
  7. Читая и размышляя над повестью “Суд Шемякин”, вы говорили о комическом, вспоминали пародию, сатиру. Как вы считаете, какое начало является более важным в повести: комически - обличительное или веселое настроение, с каким рассказана эта история.
  8. Перечислите всех героев повести. Какие эпитеты, метафоры, сравнения помогают лучше понять каждого из них? Запишите их в тетрадь.
  9. Разделите повесть на части, озаглавьте их.
  10. В тексте повести нет точных географических названий (“В некоих местах…”, город, “некоего села ...”). Почему?

Житие протопопа Аввакума

  1. Как описывает автор события своей жизни?
  2. Каково его отношение к друзьям и противникам, семье, простому народу?
  3. Насколько образ Аввакума из “Жития” соответствует тому образу этого человека, который сложился у вас на основе исторических сведений?
  4. В каком стиле написано произведение?
  5. Сопоставьте произведение с агиографическими сочинениями, изученными раньше, с “Поучением” Владимира Мономаха, в котором тоже присутствует рассказ о собственной жизни.
  6. В чём выразилось новаторство и традиционность в сочинении протопопа Аввакума? Какие черты именно XVII века оно несёт?

Список литературы

Вопросы для учащихся