Интегрированный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства Х.-К. Андерсен "Русалочка". Подводный мир

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели:

  • учить выделять главную мысль произведения; обобщить знания о сказке “Русалочка”,
  • раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром;
  • закрепить у учащихся знание последовательности работы над тематическим рисунком, вспомнить основные понятия, необходимые при работе над тематическим рисунком, познакомить с техникой работы восковыми мелками и акварелью;
  • развивать умение выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка;
  • развивать наблюдательность, творческое воображение;
  • воспитывать нравственные черты характера, эстетический вкус, интерес к изобразительному искусству, литературному чтению.

Оборудование: портрет писателя Г. Х. Андерсена, тексты сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка», текст стихотворения Г. Поженяна, таблица «Введение в цветоведение», художественные образы рыб, открытки с изображением детских работ XXI Международного творческого конкурса детей и молодежи регионов Балтики «Мы от моря», схемы основных понятий, альбом, восковые мелки, акварель.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало урока

(Звучит аудиозапись шума моря)

Учитель начальных классов:
– Прислушайтесь к этим звукам.
– Как приятно ласкают наш слух тихие звуки спокойного моря: плавно перекатывающиеся волны, неспешно набегающие на мокрый песок и где-то вдалеке раздающиеся крики беспокойных чаек. Закрыв глаза приятно помечтать о том, как, наверное, интересно живут обитатели дна морского. И нам сегодня представится такая возможность – приоткрыть эту тайну.

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель изо:
– Сегодня мы с вами завершим рисунок по теме «Подводный мир», выполним его в цвете. А поможет нам в этом произведение Г. Х. Андерсена «Русалочка».
Цель урока – выполнить работу в цвете, сочетая техники рисования акварелью и восковыми мелками и познакомиться с описанием морского дна в сказке «Русалочка».
– Желаем вам творчества, вдохновения, внимательности и доброты.

III. Повторение

Учитель начальных классов:
– Где происходят события, описанные в сказке?
– Кто главный герой сказки?
– Почему сказка названа именно именем главного действующего лица?
– Была ли похожа Русалочка на своих сестер? Почему?
– О чем мечтала Русалочка?
– Что помогло Русалочке превратиться в человека?
– Почему Русалочке хотелось попасть в мир людей?
Почему это произведение относится к сказкам?
– Что в сказке вымышленное, а что реально существует?
– Какое значение имеет описание моря и подводного мира в сказке?

Учитель изо:
– Перед тем, как приступить к завершающему этапу, мы должны вспомнить последовательность работы над тематическим рисунком. В этом нам поможет схема.

Тема ––> сюжет ––> набросок ––> эскиз ––> работа в цвете

– Что значит тематический рисунок? (Тематический рисунок – это рисунок на заданную тему.)
(На доске карточка «ТЕМА»)
– Какой следующий этап, после того как вы определились с выбором темы? (Выбор сюжета)
(На доске карточка «СЮЖЕТ»)
– Что означает слово «сюжет»? (Сюжет – совокупность элементов рисунка, с помощью которых раскрывается основное содержание темы.)
– Прежде, чем начать рисовать художник выбирает наиболее подходящий сюжет для темы.
– Каким может быть сюжет? (Реалистическим и фантастическим)
– Какие проблемы решает обдумывание сюжета?

1. Кто будет главным героем, и какими средствами это показать.
2. Как расположить персонажей, чтобы правильно передать между ними связь.
3. На каком фоне будет происходить действие.
4. Какие художественные материалы использовать для работы для придания большей выразительности.

– После того, как вы выбрали, какой сюжет вы хотите изобразить на своем рисунке, что вы стали выполнять?
(На доске карточка «НАБРОСКИ»)
– Что такое набросок? (Набросок – это предварительно нарисованные элементы будущей композиции).
– Научившись рисовать отдельные элементы рисунка, что вы составляете?
(На доске карточка «ЭСКИЗ»)
– Что такое эскиз? (Эскиз – рисунок, выполненный в карандаше)
– Сегодня у нас с вами завершающий этап – «РАБОТА В ЦВЕТЕ».

IV. Работа над новым материалом

а) Вступительная беседа.

Учитель начальных классов:
– Найдите в тексте и прочитайте отрывки, в которых Андерсен описывает море и морское дно. Как оно меняется в зависимости от настроения Русалочки и событий, с ней происходящими?

  • «В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло, – но зато и глубоко там! Не подумайте, что там, на дне, один голый белый песок; нет, там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, как живые, при малейшем движении воды. Между ветвями шныряют рыбы большие и маленькие – точь-в-точь как у нас птицы»

  • Зимой предпоследняя сестра «увидела то, чего не видели другие: море было зеленоватого цвета, повсюду плавали большие ледяные горы – ни дать ни взять жемчужины…. Некоторые из них были причудливой формы и блестели как алмазы»

  • «…вдоль стен рядами лежали сотни огромных пурпурных и травянисто-зеленых раковин с голубыми огоньками в середине…»

  • «…тут не росли ни цветы, ни даже трава – кругом был только голый серый песок; вода в водоворотах бурлила и шумела, как под мельничным колесом, и увлекала за собой в глубину все, что только встречала на пути. А там уже рукой было подать до ее жилья, окруженного диковинным лесом; только вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные-полурастения, похожие на стоголовых змей, выползавших прямо из песка…»

Рассматривание открыток с изображением детских работ XXI Международного творческого конкурса детей и молодежи регионов Балтики «Мы от моря».

Учитель изо:
– Рассмотрите открытки, на которых изображены работы детей, участвовавших в XXI Международном конкурсе «Мы от моря». В этом конкурсе принимали участие и ребята из Калининградской области и в частности из нашего города Балтийска.
– Какие краски использовали ребята, рисуя море и подводный мир?
– Какова техника исполнения? (Живопись, графика)
– Какими материалами они работали? (Акварельные краски, гуашь, восковые мелки)
(Дети делятся своими впечатлениями).

Учитель начальных классов:
– А вот как описал море Григорий Поженян в стихотворении «Два главных цвета».

Есть у моря свои законы,
есть у моря свои повадки.
Море может быть то зелёным
с белым гребнем на резкой складке,
то без гребня – свинцово-сизым,
с мелкой рябью волны гусиной,
то задумчивым, светло-синим,
просто светлым и просто синим,
чуть колышимым лёгким бризом.
Море может быть в час заката
то лиловым, то красноватым,
то молчащим, то говорливым,
с гордой гривой в часы прилива.

Учитель изо:
– Какие цвета можно использовать в своих работах для придания наибольшей выразительности подводного мира? Что наиболее важно выразить цветом?

б) Работа с восковыми мелками

– Морская растительность и животный мир моря поражают своей необыкновенной формой и изумительно разнообразной и богатой окраской, тонким и гармоничным цветосочетанием. (Показ иллюстраций на доске)
– Художники-живописцы работают не только акварелью и гуашью, но и другими материалами, например, восковыми мелками и пастелью – это сухие материалы. Они ничем не разбавляются, но, не смотря на это, с их помощью можно сделать также живописную работу. Работая мелками, мы постараемся добиться наибольшей выразительности в нашем рисунке.

в) Работа с акварелью

– Мы восковые мелки будем сочетать с акварельными красками. Добиться более реального отображения воды и морского дна, необходимо с помощью цвета, постепенно растягивая тон.
– Для этого на палитре разводится краска одного цвета или составляется нужный оттенок. Затем слева направо закрашиваем лист бумаги. Движение кисти все время слева направо. Каждый последующий мазок чуть-чуть накладывается на предыдущий, чтобы между ними не оставались просветы незакрашенной бумаги.

– Повторим последовательность выполнения работы:

  1. Обвести контуры рыб и водорослей восковыми мелками, используя разные сочетания цветов.
  2. Легкими линиями закрасить внутри рыб и водорослей.
  3. Сделать фон рисунка, используя растягивание тона.

V. Самостоятельная работа:

Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь. Учащиеся рисуют под сопровождение музыки.

VI. Итог

Выставка работ. Рефлексия.

Учитель начальных классов:
Красивую сказку написал Г. Х. Андерсен, и мы с вами не смогли остаться равнодушными к ней. А погрузившись в сказку, попытались изобразить подводный мир на своих рисунках.
– Сбылась ли мечта Русалочки?
– Почему же она погибает и уходит «с другими детьми воздуха к розовым облакам»?
– В чем же заключается главная мысль сказки?
Учитель изо:
– Какие сюжеты, сказочные или реалистичные, представлены в ваших работах?
– На каком рисунке наиболее удачно составлена композиция?
– Какой рисунок самый выразительный? Почему?
– Спасибо за работу, урок окончен. Желаем вам добра.