Урок музыки в 5-м классе. Расширенное изучение темы о творчестве Э.Грига и Г.Х. Андерсена

Разделы: Музыка


Тема урока: синтез искусств.

Цель: взаимодействие видов искусств - музыки, литературы, живописи.

Задачи урока:

  • обучающая – показать взаимодействие видов искусств: литературы, музыки, живописи.
  • развивающая – развитие диапазона, активизировать самостоятельную творческую деятельность учащихся в инсценировании песни, создании синквейнов и рисунков на заданную тему.
  • воспитательная – воспитание восприимчивости, отзывчивости. воображения, образно-ассоциативного мышления.

Тип урока: углубление и расширение темы II четверти на примере творчества Э. Грига и Г.Х.Андерсена.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстрационный,
  • частично-поисковый.

Музыкальный материал:

  • «Утро» Э.Григ.
  • «Песенка о троллях» музыка Г.Гладкова, слова из норвежской народной поэзии,
  • «Сердце поэта» муз.Э.Грига, слова Г.Х.Андерсена,
  • «Поэтические картины» Э.Григ,
  • «Живут волшебники на свете» муз Б.Савельева, слова М. Пляцковского.

Литературный материал: стихи «Мелодии сердца» Г.Х.Андерсен.

Техническое оборудование: пианино, компьютер, мультимедиа проектор, магнитофон, диски в формате СД, МР3, грамзаписи.

Дополнительный материал: альбомы для рисования, карандаши, фломастеры, ручки, тетради.

План урока

Этапы урока в соответствии с идеей художественно-педагогической драматургии

Содержание этапов урока

Деятельность учащихся

Вступление.

Постановка проблемы урока

Распевка «Утро» Э.Грига

Поэтичность музыки Э.Грига и музыкальность поэзии Г.Х.Андерсена

Вокально-хоровая работа учащихся по распеванию

Завязка.

Первая тема.

Слушание романса «Сердце поэта» муз. Э Грига, стихи Г.Х. Андерсена.

Прослушивание и ответы на вопросы.

Вторая тема.

Поэтическое творчество Г.Х.Андерсена «Мелодии сердца»

Чтение стихов учениками (3-4 человека)

Разработка.

Углубление проблемной ситуации (сказка в музыке)

Сказочность творчества Э. Грига. Исполнение «Песенки о троллях» муз. Гр. Гладкова, сл. из норвежской народной поэзии.

Разгадывание кроссворда. Слушание рассказа о детстве Э.Грига. Инсценирование песни «Песенка о троллях»

Реприза.

Возвращение к поставленной в начале урока проблеме.

«Поэтические картины» Э.Грига

Слушание фортепианных миниатюр, составление синквейнов, рисование сюжетов из сказок.

Кульминация.

Подведение к главному выводу.

Исполнение песни «Живут волшебники на свете» муз. Б.Савельего сл. М.Пляцковского.

Исполнение песни хором. Ответы на вопросы

Финал

Решение проблемы

Волшебная сила Искусства!

Домашнее задание

Ход урока

Оргмомент. Дети входят в кабинет музыки под музыку Э.Грига «Утро».

Учитель. Рада видеть вас в нашем музыкальном зале. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «Кого мы можем назвать настоящими волшебниками?»

(Cлайд №1, приложение)

Ребята, вы, наверняка, узнали прозвучавшую сейчас мелодию?

(«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига.)

Давайте начнем наш урок, как всегда с распевания.

Распевание на мелодию «Утро» со словами (3-4 тональности)

(Слайд №2, приложение)

Сегодня музыка норвежского композитора Э.Григ пройдет красной нитью нашего урока. Мы познакомимся с новыми вокальным и фортепианным произведениями этого композитора.

А поможет нам в этом дружба Э.Грига с датским писателем Г. Х. Андерсеном.

(Слайды №№ 3,4, приложение)

Фрагмент слайда №3, приложение.

Звучит романс «Сердце поэта» муз. Э.Грига на слова Г.Х.Андерсена.

(Слайд №5, приложение)

Учитель. В каком вокальном жанре написано это произведение? (Жанр романса).

Что общего между романсом и песней, и чем они отличаются?

(Оба являются жанрами вокальной миниатюры, романс – это сольное произведение с инструментальным сопровождением, а песню может исполняться хором и без аккомпанемента.)

Обратите внимание, кто является автором слов романса «Сердце поэта»? (Г.Х.Андерсен).

Да, действительно, Г.Х.Андерсен, не только великий сказочник! Его перу принадлежат и множество стихов, и сегодня мы послушаем цикл «Мелодии сердца».

(Слайд № 6, приложение)

Чтец I.

Тёмно-карих очей взгляд мне в душу запал,
Он умом и спокойствием детским сиял;
В нём зажглась для меня новой жизни звезда.
Не забыть мне её никогда, никогда!

Чтец II.

Тебе непонятны ни волн рокотанье,
Ни звучных аккордов, ни песен рыданье,
Ни запах душистых весенних цветов,
Ни пламя сверкающих в небе миров,
Ни пение пташек, встречающих лето,
Так, где же понять тебе душу поэта?

Чтец III.

Увял букет, тобой мне данный,
Но верю, вновь – благоуханный (фрагмент слайда №4, приложение)
Воскреснет в песнях он моих.
Узнай и встреть приветом их!

Учитель. Как вы думаете? Почему Г.Х.Андерсен дан такое название своему циклу стихов? (Часто встречаются слова связанные с музыкой, песней, очень мелодичные стихи, хочется превратить их в песни, наверное, у него душа пела, когда он писал стихи).

Учитель. Поэзия и сказки гармонично сочетались в творчестве этого великого писателя. Сегодня картинная галерея, где представлены живописные произведения знакомых вам сказок Г.Х.Андерсена, поможет нам угадать героев норвежских сказок (предыдущее домашнее задание: вспомнить сказки Г.Х.Андерсена).

Разгадывание кроссворда по картинкам из сказок Г.Х.Андерсена:

  • гадкий утенок,
  • снежная королева,
  • свинопас,
  • русалочка,
  • соловей,
  • огниво.

(Слайд № 7, приложение)

Учитель. Назовите сказки, в которых музыка играла роль.

(«Свинопас», «Соловей»)

Посмотрите, какие памятники ставят норвежцы своим сказочным героям. (Слайд №8, приложение)

А сейчас я предлагаю вам надеть эти костюмы, которые помогут вам на время превратиться вот в таких смешных трёх троллей и исполнить песенку по ролям, а хор будет исполнять роль автора.

(Работа над выразительностью исполнения песни.)

(Слайд №9, приложение)

Исполняется «Песенка про троллей» муз. Гр. Гладкова.

Жили – были трое троллей
На вершинах дальних гор.
Жили тролли, не скучали,
Хоть молчали с давних пор.

Как-то раз – никто не знает,
От каких таких причин,-
В той стране раздался грохот.
- Что за шум? – спросил один.

Но затих ужасный грохот,
И опять настал покой.
Двести лет прошло в молчанье…
- Это мышь! – сказал другой.

Слайд №9, приложение

А когда ещё столетье
Протекло над краем снов,
Третий тролль сказал:
- Прощайте, ненавижу болтунов!

Учитель. Ребята, каков характер у этой песни? (Шуточный, иронический.)

Удалось нашим «троллям» соответствовать песенным образам? (Ответ учеников).

Можно ли назвать эту песню музыкальной сказкой?

(Да, потому что в этой норвежской песне есть сюжет, три героя с разными характерами).

Учитель.Дорога шла вдоль ущелья. Эдвард остановился около сосны, выглядывающей из глубины ущелья. Мальчик долго смотрел на сосну. Потом, повернувшись к отцу, спросил:

- А где же тролли? Где они могут прятаться?

- Ты спрашиваешь, где живут тролли? В сказках, мой милый. В старых норвежских сказках!

Эдвард не поверил отцу. Тролли живут среди скал, в лесах, в корнях старых сосен. И великаны тоже есть на самом деле..А далеко в море раскинулись волшебные острова, но достичь их могут лишь самые отважные и сильные. И вообще, всё, что существует – живое! И умеет говорить. Гора разговаривает с ручьём, ручей с рекою, река с морем, а море с небом.

Для Эдварда, действительно, природа была живой. И сам он жил в мире сказок. Мать Эдварда – фея. Только фея может так играть на рояле! Всё становится необычным, и хочется куда-то лететь…

Учитель. Как вы думаете? О каком композиторе шла речь? (о Э.Григе).

Любовь к поэзии и сказкам, а особенно Г.Х.Андерсена, оказало свое воздействие на творчество Э.Грига. Взаимная симпатия двух художников была основана на глубоком духовном родстве и близости творческих индивидуальностей. Последнее ярко проявилось в «Поэтических картинах» для фортепиано Э.Грига.

«…В каждой из этих маленьких пьес «без названия»,- пишет исследователь творчества композитора О.Левашов,- слушатель легко угадывает то стихотворения, то лирические сказки Андерсена…».

(Слайд №10, приложение)

(Класс делится на две группы-журналисты и художники. Ребятам даётся творческое задание, прослушав произведение «Поэтические картинки», составить синквейн или нарисовать картину. Во время выполнения творческого задания, рекомендуется повторить услышанное ранее произведение)

(Слайд №11, приложение)

Учитель. Давайте почитаем ваши синквейны. (Ученики по желанию читают синквейны)

Как вы думаете, что помогло вам в написании ваших картин? (Сказочность музыки Э.Грига)

Почему Э.Григ назвал свои миниатюры «Поэтические картины»?

(Потому, что слушая их можно писать и лирические стихи и рисовать картины).

Какой силой обладает музыка Э.Грига и поэзия Г.Х.Андерсена? (волшебной)

Почему? (потому что, музыку Э.Грига можно превратить в стихи, а поэзию Г.Х.Андерсена – в музыкальное произведение)

Исполняется песня «Живут волшебники на свете» муз. Б Савельева слова М.Пляцковского.

(Слайд №12, приложение)

Живут волшебники на свете,
Они приносят радость нам.
Их в гости ждут с восторгом дети
И знают всех по именам.

Слайд №12, приложение

Припев:

И где-то рядом сказки бродят,
Когда звучат их голоса.
Волшебники приходят,
Приходят и уходят,
Но остаются чудеса.

Живут волшебники земные,
Тепло своих сердец даря,
У них улыбки озорные,
И люди любят их не зря.

Слайд №13, приложение

Припев.

Живут волшебники – и верят,
Что детство – праздник без конца.
Что правде все открыты двери
И все распахнуты сердца.

Припев.

(Слайд №13, приложение)

Учитель. Кого мы можем назвать земными волшебниками?

Во что они верят? Что, уходя, оставляют они нам в наследство?

(Ответы учеников.)

(Слайд №14, приложение)

Итог урока.

Искусство обладает волшебной силой. Оно вдохновляет человека на хорошие поступки, учит любить и понимать природу, ценить человеческие отношения, бороться со злом, верить в добро и чудеса

Домашнее задание.

Продолжить работу над рисунками и синквейнами.