Открытый урок "Их имена живут в нашем городе". 9-й класс ГОУ ЯКШИ города Якутска по предмету история

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели:

  • проверить знания по материала по теме: Революционная ситуация в 1905 году и изменение в политической системе Российской империи;
  • закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки»;
  • узнать какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии.
  • Воспитательные цели: развить чувство патриотизма и уважение к нашей республике, воспитать гуманные качества у учащихся.
  • Развивающие цели: уметь излагать свои мысли в устной форме. Выражать свое мнение, доказывать и делать самостоятельные выводы.

Задачи: повторение и обобщение пройденного материала в форме посещения музея; подведение итогов изученной темы; контроль за качеством знания учащихся.

Оборудование: экспонаты музея политссыльных Романовка.

Луга, долины и озера
Равнина вся, что видишь ты,
То все во власти живодера,
И в кабале все якуты.

М. Александров.

ХОД УРОКА

Учитель истории: тема нашего урока: Их имена живут в нашем городе. Сегодня вы узнаете о тех людей, которые много сделали для освобождения и развития Якутии. Вы должны будете вспомнить революционное развитие России 1905 года и февральскую революцию 1918 года и должны будете сравнить, как прошли данные события в Якутске, а также вы узнаете о неизвестных героях Якутии.
Наш урок сегодня проходит в музее политссыльных. Этот дом знаменит тем, что здесь произошел протест политических социал-демократов под руководством большевиков. Но перед тем как перейти к новой теме, давайте вспомним историю политической ссылки. Кто они были, первые сибирские ссыльные.

Ученик: первые ссыльные были еще при Иване Грозном, который в 1691 году издал указ о замене смертной казни за воровство ссылкой в Сибирь. Позже стали отправлять и участников крестьянских волнений и восстаний. Но это были в основном представители уголовного мира.

Учители истории: А кто был первым политическим ссыльным?

Ученик: Графиня Бестужева, она содержалась в Спасском монастыре (музей им.Ярославского). Ее обвинили в заговоре против императрицы Елизаветы Петровны по делу «Лопухиной». Она умерла в 1751 году в Богородицкой церкви, сейчас вокруг расположен жилой квартал.

Ученик: Потом были декабристы 1825 года, это Бестужев-Марлинский, Муравьев-Апостол. Они изучали историческое прошлое Якутии. Так, например, Бестужев-Марлинский написал сказку «Саатырь», о девушке, которая полюбила князя Бойдукан. Но для Якутска Бестужев-Марлинский был государственный преступник. Бестужев-Марлинский говорил: что якуты гостеприимны, сноровисты, в рукоделии честны, сообразительны. А местное население сравнивало его как с модной картинкой: сажает цветы, рыхлит грядки, что было ново для местных жителей.

Учители истории: Да, вы знаете, что в его честь названа улица Бестужева-Марлинского. А что вы мне можете сказать, об улице Чернышевского и чем знаменит этот человек?

Ученик: Чернышевский почти 20 лет прожил узником царизма. Тягостная для него была Вилюйская ссылка 1827-1883 гг. Он был сыном саратовского священника. Окончил Петербургский университет и работал учителем. В 50-х гг. он ввел борьбу с самодержавием и крепостничеством за социальное переустройство России, был вождем революционно-демократического движения – выступал за народную революцию. С 1861 года он сотрудник «Современника» и в июле 1862 года Чернышевский был арестован, его приговорили к 7 года каторги и 19 мая 1864 года на Мытнинской площади в Петербурге был совершен обряд гражданской казни, на него повесили доску с надписью «Государственный преступник» и сломали над головой шпагу. В Вилюйске его заключили в тюрьму, где он жил в камере 7 м в длину и 6 м в ширину, там было постоянно сыро и холодно.

Учитель истории: Да, но Николая Григорьевича Чернышевского это не оставило. Он занимался вопросами науки и литературы. Он проявлял симпатии к простому народу и относился к ним сочувствием, стал защитником и другом обездоленного якутского народа. Также Чернышевский занимался историей, где он доказал что история якутов развивалась по тем же законам, что и история англичан и народов всего мира. Тем самым отверг теорию деления народов на избранных – высших и низших. В Вилюйске был открыт музей им. Чернышевского.

Но самым сильным тогда выступлением этого периода была монастыревка 1889 года, названа по названию владельца дома Монастырева, где собрались протестующие ссыльные, которые выступили с вооруженным протестом против распоряжения вице-губернатора Осташкина об отправке ссыльных в Верхоянский и Колымский районы, были убиты 6 ссыльных, имелись и раненные.

Ученик: Одним из представителей Вилюйской ссылки был Бабушкин. Он был рабочим, профессиональным революционером. Начал революционную деятельность в 1893 году под руководством Ленина. Возглавил «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Был корреспондентом газеты «Искра». Участник революции 1905-1907 гг. В Вилюйске Бабушкин продолжал ввести революционную деятельность в борьбе с самодержавием и освобождением якутского народа.

Учители истории: Раз мы вспомнили о Бабушкине, тогда скажите, чем знаменит в Якутии Костюшко-Валюжанич и Курнатовский?

Ученик: Курнатовский был участником и инициатором протеста с 18.02-7.03. 1904 года вместе с Никифоровым и Бабушкиным – всего их было 57 человек, которые выступили против ужесточения режима политссылки в Якутии. Курнатовский и Бабушкин были тесно взаимосвязаны с газетой «Искрой». Курнатовского в 1903 году за ведение революционной деятельности и распространения марксизма был сослан в Якутию. В Якутске он был приговорен к пожизненному заключению, но ему удалось бежать за границу в Париж.

Учители истории: Мы с вами совсем недавно прошли всероссийскую политическую стачку в России 1905 года. Укажите, что послужило причиной революционного движения?

Ученик: Революция 1905 года в Якутске совпало с крестьянским движением. Также выступления совпали с низким уровнем развития производительных сил, господстве патриархально-феодальных отношений с колониальной политикой царизма.

Ученик: В итоге решением всех этих задач возлагались на ссыльных, несмотря на отсутствие промышленного пролетариата, забитость крестьянства, постоянный политический надзор, незнание ссыльными якутского языка, что и привело к трудности введения пропаганды. Тогда эсеры и меньшевики отказались от пропаганды, а большевики наоборот боролись, привлекая местное население. 18январ социал-демократы распространили прокламацию «Январские дни в Петербурге». В апреле 1905 года был организован марксистский кружок «Маяк» среди учащихся средних и старших классов реального училища и женской гимназии.

Учители истории: Да, тогда данный кружок сыграл значительную роль в подготовке местных социал-демократов. Осенью разразилась Всероссийская политическая стачка, центром стал Якутск. 21 октября 1905 года в Якутске получили Манифест от 17 октября 1905 года. О чем гласил данный Манифест?

Ученик: Созыв Государственной Думы и предоставление демократических свобод.

Учитель истории: Какую цель преследовал император Николай II в данном Манифесте?

Ученик: Манифест был лишь обман народных масс, царь хотел получить передышку для того, чтобы собраться с силами и задушить революцию. Потому что царизм пошел на это не добровольно, а под давлением развернувшейся революционной борьбы в стране.

Учители истории: 30 октября 1905 года в Якутске состоялась демонстрация под лозунгами «Долой самодержавие». Отсюда началась полоса митингов и демонстраций. Организаторами в основном были политссыльные. К концу ноября митинги проходили по всему якутскому округу, и в 1913 году на поселение прибывает в Якутск из Верхоянска Ярославский.

Ученик: Ярославский член социал-демократической партии. Являлся организатором и руководителем большевистской группы «Правда» и группы «Луч» в борьбе против меньшевиков. Его вклад – это обучение грамоте местного населения. Он вплотную занимался изучением местного края, в его честь был назван в городе Якутке краеведческий музей им.Ярославского.

Учители истории: Летом 1916 года в Якутск были сосланы деятели революционного движения России: Орджоникидзе и Петровский. Благодаря им социал-демократическая партия усилилась. Кто он, Григорий Константинович Орджоникидзе?
Орджоникидзе родился в 1886 году. В 1901 году окончил фельдшерскую школу. В 1903 году вступил в ряды РСДРП. После 7 арестов в 1915 году его отправили в бессрочную ссылку в Якутию и только через 2 года он вернется в Петербург. Он работал в местной больнице в село Покровское, где не было близких ему по духу людей. Орджоникидзе вместе с Петровским и Ярославским выступили руководящей силой революционного движения в период Февральской революции, участвовал в свержении правительства, организовал революционный комитет. Член союза РСДРП Якутии, создал революционную организацию якутских трудящихся «Союз хамначитов», «Союз чернорабочих якутов». Организатором первого в истории Совета рабочих и солдатских депутатов. В городе Покровске есть музей им. Орджоникидзе и памятник (1954 г.).
Рядом с Орджоникидзе работал такой человек как Григорий Иванович Петровский. Давайте вспомним его деятельность.

Ученик: Петровский депутат IV государственной думы от рабочих Екатеринославской губернии. Был соратником Ярославского и Орджоникидзе в якутской ссылке. 4 марта 1917 года избран председателем Якутского комитета общественной безопасности – новый демократический орган управления.

Учители истории: Вы знаете, что представители Якутской большевистской организации, такие как Ярославский, Петровский и Орджоникидзе были учителями и воспитателями плеяды якутских большевиков-ленинцев, как Максим Кирович Аммосов, Платон Алексеевич Ойунский и др. Которые стали организаторами Советской власти и руководители Якутской областной партийной организации. Всем известен Аммосов, в его честь назван Якутский государственный университет.

Ученик: Максим Кирович Аммосов родился в 1897 году в Намском улусе в семье крестьянина. С 1915 года Аммосов входит марксистский кружок «Юный социал-демократ» под руководством Ярославского. Маевки имели важное значение для Аммосова, так он в 1916 году создал вместе с Ярославским нелегальный литературный кружок «Первые шаги», куда входили Атласова, Котенко, Жиркова. Они обсуждали пути русской революции. С конца 1916 года в кружок под руководством Ярославского вошел и Ойунский.
Ученик: Ойунский Платон Алексеевич – у нас в городе есть литературный музеем им. Ойунского. Его настоящая фамилия Слепцов. Он был сподвижником и соратником Аммосова. В годы учебы Ойунский вместе с будущим писателем Неустроевым организовал литературный кружок, где работали над выпуском журнала «Юность», писали об угнетении и порабощении якутских бедняков. Он с оружием в руках защищал завоевания Великого Октября в Якутии, верил в партию Ленина, при этом испытал колчаковскую тюрьму и изгнание, где проявился его поэтический талант. Находившись в ссылке в деревне Казанка, Ойунский напишет стихотворение посвященное Амосову «Не все ль равно». Ойунский был борцом за свободу своего народа, зачинателем якутской советской литературы, драматург, поэт, писатель.

Ученик:

Да, только так, друзья мои!
На путь борьбы мы смело стали,
Чтоб пламя битвы разгорелось
На нашей родной земле,
Чтоб всем якутам-беднякам
Открылись в будущее двери.
Мы ниспровергнем старый строй!
А где бороться нам с врагами
И где прольется наша кровь –
Не все ль равно?!
Земная ширь необрозима.
Работать будем неустанно
И насмерть с белыми сражаться.
А если даже умереть
За революцию в боях
Вдали от родины придется –
Раскаиваться я не стану,
С дороги этой не сверну.
За светлый мир социализма,
За счастье для всего народа
Пойдем в любую даль.
А если закуют нас в цепи
И если суждено погибнуть,
С родной землей навек расстаться –
Я не поверю никогда,
Что гордый дух наш укротится,
Погаснет пламя наших дум.
Да, только так, друзья мои!
Я не могу себе представить,
Что мой собрат, мой современник
Придет в унынье оттого,
Что предстоит ему разлука
С родимым краем навсегда.
Куда судьба ни занесет нас
И где бы ни пришлось работать –
Не все ль равно?!
Земная ширь необозрима.
Мы справедливый меч поднимем,
Чтоб с белыми в боях сразиться.
И огорчаться мы не станем,
Что от родных мы вдалеке.
Угроза смерти запугать не может
Нас, коммунистов, партии великой
Отважных сыновей-орлов.
Мы смело в бой с врагом вступаем,
Чтоб ниспровергнуть темный строй.
Куда судьба нас ни забросит,
Где ни прольется наша кровь –
Не все ль равно?!
Земная ширь необозрима.
Хоть мы с родной землей расстались –
Не укротить наш дух могучий
И наши пламенные мысли
Вовек не погасить!

Учители истории: Это были те люди, которые стояли у истоков Февральской революции в Якутии. Где большевики ликвидировали власть царизма и были избраны областные и окружные комитеты общественной безопасности. И в их рядах такие люди, как Ойунский и Аммосов. Будучи зрелыми революционерами-демократами. Они были лучшими ораторами из якутской молодежи и с первых дней революции определись как большевики – так говорил о них Ярославский. Конечно, можно много говорить о людях, чьи имена живут в нашем городе. Но вспомним таких людей как Строд, Байкалов, что они сделали для Якутии?

Ученик: Байкалов был командующий войсками освобождения Амги 1922 года. Строд командующий войсками освобождения Вилюйска. Краснояров герой Советского Союза, который повторил подвиг Александра Матросова. Федор Попов, который при форсировании Днепра убил 50 солдат и немецких офицеров.

Учитель истории: Но среди них есть те, которые нам до сих пор неизвестны. Например, как Бялый участник Крымской войны, награжден за храбрость золотой шпагой с бриллиантами. Иван Андросов участник 1-й мировой войны кавалер Георгиевских крестов, 1904-1905 гг. русско-японская война крейсер «Рюрик» – священник Оконешников награжден Георгиевским крестом, 1-я мировая война корнет Корабейников награжден всеми Георгиевскими крестами IV степеней.
Это те люди, которые выступали за защиту своего Отечества. Не замечая того, что они совершили подвиг во спасение Родины.

Приложение