Праздник знаний "Математическая регата"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • фронтальное повторение учебного материала по математики;
  • развитие познавательного интереса;
  • развивать сообразительность, интуицию, любознательность;
  • развитие логики мышления;
  • воспитывать познавательные интересы;
  • укреплять память учащихся;
  • азвивать стремление к преодолению трудностей;
  • развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос.

Оформление зала: математические газеты; плакаты с высказываниями: «Книга книгой, а мозгами двигай» (В.Маяковский), «Математика – царица наук» (К. Гаусс), «Математика сделает твой ум острее и способнее, даже к медицине» (Гиппократ).

Предварительная подготовка: создание жюри (учащиеся 11 класса) и обеспечение его необходимыми материалами; помощь учащимся (6-7 классов) в организации команд и выборе капитанов, наглядном оформлении и подготовке домашнего задания; подбор материала для конкурсов. Начинать подготовку к такому вечеру за один месяц до даты проведения. Активу каждого класса дается задание: создать команду из нескольких человек и выбрать капитана. Когда команды созданы, начинается самая трудная работа. Каждая команда должна:

  • сочинить приветствие, название своей команде, сделать эмблему и костюмы;
  • подготовить домашнее задание.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Разминка для команды

А. За 1 минуту ответить на большее количество вопросов:

  1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50 пальцев)
  2. Что идет, не двигаясь с места? (Время)
  3. Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком)
  4. Сколько десятков получится, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков)
  5. В семье у каждого из шести братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье? (7)
  6. Масса кирпича 1кг. и еще полкирпича. Найдите массу кирпича. (2 кг.)
  7. Число разрядов в классе? (3)
  8. Формула площади прямоугольника со сторонами а и b. (S = a * b)
  9. Единица измерения скорости на море? (Узел)
  10. Можно ли при умножении получить ноль? (Да)
  11. Объем 1кг. воды? (1 л.)
  12. Чему равно произведение 13*25*0*0,1? (0)
  13. Что легче: 1кг. ваты или 1кг. железа? (Одинаково)
  14. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5км. Сколько км. Проехал ямщик? (5 км.)
  15. К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз)
  16. Площадь прямоугольника равна 367 см.2   Чему равна сторона квадрата с такой же площадью? (6 см)

В:

  1. Как назвать одним словом сумму длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
  2. Наименьшее натуральное число.(1)
  3. Чему равен объем куба с ребром а? (V=a3)
  4. Назовите старинную русскую меру массы. (Гривна, золотник, фунт, пуд)
  5. Как найти неизвестный делитель? (Делимое разделить на частное)
  6. Может ли при делении получиться ноль? (Да)
  7. Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень)
  8. Чему равна часть часа? (15 минут)
  9. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. (R)
  10. Шла старуха в Москву. навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1)
  11. К натуральному числу справа приписали три нуля. Во сколько раз увеличилось число? (В 1000 раз)
  12. Площадь квадрата равна 100 см.2.Чему равен его периметр? (40 см.)
  13. Имеются два сосуда. Объем первого – 1л, второго 10 дм3. Вместимость какого сосуда меньше? (Первого)
  14. Что больше 18*51 или 51*17? (18*51)
  15. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. Что это? (Яма)
  16. Арбуз стоит 20 рублей и еще пол арбуза. Сколько стоит арбуз? (40 рублей)

Конкурс «Кто самый внимательный»

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз,
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали,
И не одну, а целых…две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: раз, два…марш!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше…пять!
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять?

II. Логогрифы

1. Я – цифра, меньше 10.
Меня тебе легко найти, Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я все: отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь, семья)

2. Я – пространственное тело,
И не сложен я с натуры.
Если ж вставить «л» умело,
Стану домом я культуры. (Куб, клуб)

3. Арифметический я знак,
В задачнике найдешь меня
Во многих строчках.
Лишь «о» ты вставишь
Зная как, и я – географическая точка. (Плюс, полюс)

III. Составь слово

А) Для команд:

ЧНЫУГАСОВРКТ (Высота, круг, точка)

В) Для зрителей

КЛЕСПИЧОВ               а) – песок
                                       б) – число

IV.   Конкурс капитанов

А) Сочините стихотворение из слов: скакалка, Галка, школьник, треугольник.
Б) На глаз отмерьте один метр ленты.

V.  Конкурс

Команды показывают домашнее задание.

  1. Обыграть математические анекдоты, шутки, забавные истории.
  2. «Робинзон Крузо»

Командам предлагается учить Пятницу геометрии, учитывая, что ему знакомы лишь несколько слов: «у», «на», «и», «под», «над». Все остальное нужно показывать с помощью жестов.

(А тем временем капитаны готовят свои задания)

VI. Знаете ли вы ученых-математиков

А)  Соотнесите фамилии ученых и портреты.
Б)  Угадай:

  • Французский математик, который ввел координатную плоскость. (Декарт)
  • Кому из великих математиков принадлежат слова «Математика – царица наук, а арифметика – царица  математики»? (Гаусс)
  • Кому принадлежат слова «Математику  уже за тем учить надо, что она ум в порядок приводит»? (Ломоносов)
  • Ученый, который известен как  создатель школы математиков. Открыл замечательное свойство прямоугольных треугольников. (Пифагор)
  • Этот математик нашел отношение длины окружности к диаметру.  (Архимед)

VII. Угадай мелодию

  • Песня про страшное скопление водяных шаров в атмосфере.  («Тучи»)
  • Песня  про  отсутствие  движения наземного и воздушного транспорта в город русской глубинки. («Мальчик хочет в Тамбов»)
  • Песня  про  подарок  в форме незатейливой геометрической фигуры, ограниченной двумя концентрическими окружностями. («Колечко»)
  • Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке «МЕГА». («Миллион алых роз»)
  • Песня о вращении геометрического тела правильной формы, падение которого привело бы к краху.  («Крутится вертится шар голубой»)
  • Песня о двух агрегатных состояниях воды, одно из которых  привело к гибели «Титаника».  («Айсберг»)

VIII.  Найдите число

Выходят по одному игроку из команды. Каждый к своей карте. Выигрывает тот, кто первый найдет все числа.

IX.  Конкурс художников

Необходимо нарисовать, не отрывая карандаша следующие фигуры: 

X. Соберите формулы

Команды получают пакеты, в которых находятся различные формулы, в разрезанном состоянии. Их необходимо собрать правильно и на время. Пока команды трудятся в зале звучит спокойная музыка.

XI. Карточки с цифрами

Команды получают цифры от 0 до 9,каждый игрок команды получает цифру . Ведущий произносит пример, учащиеся в уме его решают  и перед  жюри выстраиваются с правильным ответом.

2,47 : 0,01 = 247      выбегает игрок с цифрой 2,4,7.
225 : 15 = 15            выбегает игрок с цифрой 1, 5.
320 + 543 = 863      выбегает игрок с цифрой 8,6,3.
1/3 от 90 = 30          выбегает игрок с цифрой 3,0.

Литература:

  1. Дышинский Е.А.Игротека математического кружка. М., Просвещение, 1972.
  2. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. М., Просвещение, 1980.
  3. Журнал «Математика в школе», №45/2003.
  4. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. М., Наука, 1988.
  5. Глейзер Г.И. История математики в школе.
  6. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М., 1963.
  7. Перельман Я.И. Занимательная геометрия. Домодедово, 1994.

Подведение итогов. Награждение победителей.