Развитие технических процессов детей старшего дошкольного возраста через игру

Разделы: Работа с дошкольниками


Старший дошкольный возраст играет особую роль в психологическом развитии ребенка. В этот период жизни начинают формироваться новые психические механизмы деятельности и поведения. Идет активное развитие всех психических процессов, а особенно:  восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств.

Внимание – это психическое состояние личности, выражаемое в сосредоточенности на чем- либо. Внимание выражает отношение человека к определенному объекту.

Память – отражение человеком ранее воспринятого путем его сохранения и последующего воспроизведения. Иначе говоря, благодаря памяти человек отражает прежде воспринятые явления, которые в данный момент не воздействуют на него.

Воображение – отражение человеком действительности путем комбинирования образов ранее воспринятых предметов.

Мышление – это психологический процесс в котором происходит отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. 

Речь – это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.

Для развития всех психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, в своей практике мы используем разного рода игры. Ведь игра в дошкольном возрасте является  основным видом деятельности. Игра доставляет ребенку радость и сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется, познает.

Игра – путь детей к познанию окружающего мира.

Для ребенка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ребенку выйти за пределы ограниченного мира и построить свой собственный. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игры, необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Игра служит поводом для сообщения детям новых знаний, для расширения их кругозора. Играя, дети, учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети общаются со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игра способствует формированию добрых чувств, стремлений, навыков.
Используемые нами на практике игры могут быть, как индивидуальными, так и групповыми. Они могут использоваться на занятиях и в свободное время, а так же во время прогулок.

Игры на развитие психических процессов для детей старшего и подготовительного возрастов

Сказка с продолжением

В этой игре мы давали начала различных историй, а дети придумывали продолжение, затем эти истории воплощались в рисунках. Вот образец начал для сказки про осень:

  • Сегодня у осени в лесу бал. Она с утра выбирает себе подходящее платье. Может быть красное, цвета осиновых листьев? Или желтое? А быть может….
  • Осень плавала в ручье. Сегодня она была рыбкой. Желтый листок заменял ей тело, а …..
  • Грустно стало осени. Она плакала уже вторую неделю. Слезы мелким дождем сыпались на землю. А началось все…..

Эти начала предлагаются детям по очереди. Сначала первое, пробуют составить сказку несколько человек, затем второе и т.д.  Игра хорошо развивает мышление, воображение, связную речь, а в процессе рисования еще и мелкая моторика рук.

Что изменилось

В этой игре мы брали ряд игрушек (от 5 до 10 в зависимости от возраста детей) дети закрывают глаза, а педагог меняет местами две игрушки (можно поменять 4, можно 1 или 2 убрать совсем, можно одну добавить и т.д.), задача детей объяснить словами что изменилось. При этом они называют порядковые числительные. Игра хорошо развивает память, мышление, речь, улучшает умение детей объяснить, доказать свою точку зрения, выслушать друг друга.

Рисовалочка

Мы изготовили несколько шаблонов для рисования необычного характера. Эти шаблоны не отражают никакой конкретной фигуры или же есть несколько сложных фигур (чашка с ложкой, рыбка с длинным хвостом, птичка и т.д.) про которые дети не знают точно что это такое. Мы обводим один  из шаблонов для каждого ребенка на отдельный лист, затем предлагаем несколько вариантов как можно дорисовать  (например шаблон чашки с ложкой легко дорисовать до сказочного домика, вазы с цветами, шляпки, сказочного силача и т.д.), потом дети сами дорисовывают, при этом уточняется что это может быть и что-то совершенно другое и что лист можно переворачивать как угодно. Эта игра хорошо развивает мышление, воображение.

Найди товарища

Мы берем 20-25 не связанных между собой игрушек, затем одному из детей предлагается разбить их на группы при этом не уточняется по какому признаку это нужно сделать, потом ребенок объясняет, почему он разделил именно таким образом. Следующий ребенок делит эти же игрушки, но уже по-другому и так пока не закончатся варианты. При этом можно предложить детям некоторые варианты деления, с условием, чтобы они объяснили по какому признаку игрушки объединили в группы.  Эта игра хорошо развивает мышление, речь, совершенствует умение детей доказывать свою точку зрения, а также выслушивать друг друга.

Прятки

Это игра со словами. Детям предлагаются несколько не связанных между собой слов с пропущенной буквой. Их задача догадаться какая буква «спряталась». Как вариант можно взять ряд слов, объединенных одним обобщающим словом, тогда буквы могут «спрятаться» разные. Игра хорошо развивает мышление, память, речь, совершенствует знания детей в области звукового анализа и синтеза, учит применять теоретические знания на практике.

Найди словечко

Эту игру мы используем во многих вариантах, но в каждом случае словечко должны «найти» все дети, иногда мы делаем два круга или играем пока не кончатся варианты слов.

  • Вариант первый: детям предлагается «найти» словечко на заданный звук (как усложнение задания можно уточнить в какой позиции должен этот звук находиться, например, нужно «найти» словечко чтобы в середине был звук [с]).
  • Вариант второй: детям предлагается «найти» словечко, подходящее к звуковой схеме.
  • Вариант третий: нужно «найти» словечко, соответствующее условию (чтобы оно начиналось и заканчивалось на один и тот же звук, чтобы в нем было два слога и т.д.)

Разумеется вариантов может быть еще много. Игра хорошо развивает мышление, совершенствует знания детей в области звукового анализа и синтеза, учит применять теоретические знания на практике.

Список используемой литературы:

  • А.А. Люблинская «Детская психология» М. 1971 г.
  • Р.С. Немов «Психология» М. 1998 г.