Проект интегрированного урока на тему "Прямоугольный параллелепипед и Древний Вавилон" (5-й класс)

Разделы: Математика, История и обществознание

Класс: 5


Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом по математике и обобщение пройденного по истории Древнего Востока с акцентом на историю Древнего Вавилона

Форма урока - Путешествие по станциям

Цели:

  • Систематизировать, обобщить и закрепить знания по истории Древнего Востока, создать условия для формирования у учащихся знаний о прямоугольном параллелепипеде и умение применять его определение и свойства на уровне обязательной подготовки.
  • Совершенствовать навыков работы с историческими документами, исторической картой, лентой времени и дополнительной литературой, развивать навыки работы в коллективе, переносить усвоенное на новый материал.
  • Способствовать развитию у школьников интереса к истории и математике
  • Показать взаимосвязь истории и математики

Оборудование: Маршрутный лист путешественника, карты по древнему Востоку, иллюстрации памятников культуры, вещественные источники древневосточных изобретений, мультимедийная установка, фрагмент фильма по истории Древнего Вавилона, слайды прямоугольный параллелепипед, модели параллелепипедов, ножницы, листы в клетку для изготовления развёрток.

Маршрут путешествия:

Путешествие по станциям:

  • станция - знакомство с правилами путешествия и их применение.
  • станция - знакомство с темой урока, определение цели.
  • станция - страна Картография
  • станция - страна Археология
  • станция - история + математика
  • станция - прямоугольный параллелепипед
  • станция - проверь себя
  • станция - письмо почтальона, восстанови историческую справедливость
  • станция - историческая цепочка
  • станция - ФИНИШ, подведение итогов урока, рефлексия.
№ п\п Этапы урока Деятельность
учителя учащихся
1 Организационный

 

Психологический настрой

проверяют готовность к уроку,

приветствуют класс:

Здравствуйте уважаемые путешественники во времени, на прошлых уроках истории мы с вами завершили путешествие по странам Древнего Востока. Впереди - дорога в Грецию и Рим. Сегодня в игровой форме мы проверим наши знания и таким образом простимся с Древним Востоком

проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу
2 Станция №1- "Правила путешествия" (см. прил. 2) Для того, чтобы не потеряться во время путешествия, успешно выполнить задание на станции №1 учитель математики предлагает повторить правила нахождения площади и периметра прямоугольника и квадрата.(см. прил. 1) работают в парах

(рассказывают друг другу правила)

3 Станция №2- "Целеполагание" Для определения темы урока предлагает выполнить зашифрованное задание по карточкам (Приложение №1).Учитель истории подводит к цели урока. Ребята, а что необычного в нашем сегодняшнем уроке?

- правильно мы сегодня объединили историю и математику,

-для чего, как вы думаете?

- Правильно, чтоб проследить взаимосвязь этих предметов

- итак, какова же цель нашего совместного урока

Выполняют задание по вариантам, определяют тему урока, ставят перед собой цель.

- мы объединили математику и историю

- чтоб узнать, что связывает эти предметы.

- проверить и обобщить знания по истории Древнего Востока и изучить новую тему по математике - Прямоугольный параллелепипед

4 Станция №3 - "Страна Картография" Приветствую Вас на станции Страна картография, для того чтоб продолжить наше путешествие, нам необходимо показать как можно больше стран Древнего Востока? Рассказать об их местоположении, климате, больших реках и главных городах.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, продолжаем наш круиз:

Ребята по желанию выходят к доске и на карте показывают следующие гос-ва: Древний Египет, Месопотамию, Финикию, Древний Китай, Индию, при этом поясняя местоположение древних государств, называя крупные реки и города.
5 Станция №4- "Страна "Археология" Страна Археология показалась на горизонте Причалим?

Ребята, а что за наука археология? Что она изучает?

Представьте себе, что вы археологи. Определите по вещественным источникам, в каких именно странах было сделано изобретение?

- шёлк

-бумага

-чай

-буквы

-стекло

-фарфор

 

- Вещественные исторические источники

 

- Китай

- Китай

- Китай

- Финикия

- Финикия

- Китай

6 Станция №5 - "История + Математика" Ребята, у каждого из вас есть маршрутные дневники путешествия (см. прил. 1), чтобы нам благополучно причалить к этой стране решите пожалуйста исторические задачи Ребята решают задачи в маршрутных листах и ставят себе оценку за выполнение задания
7 Станция №6 - "Прямоугольный параллелепипед"

 

 

 

 

 

Физминутка

Учитель мат- ки показывает 1 слайд "Прямоугольный пар- д" (см. прил. 2) и предлагает ответить на вопрос: "Какие в жизни фигуры дают представление о пар- де?".

Предлагает взять в руки модели и выяснить из чего состоит поверхность.

Показывает 2, 3 слайды "Параллелепипед" и ещё раз повторяет информацию о поверхности.

Вводит понятие - 3 измерения пар- да и предлагает ребятам самостоятельно сформулировать определение куба, рассказать о его поверхности.

Проводит зарядку

По группам

Предлагает решить устно №790 из учебника (отрабатывает навыки нахождения по готовому чертежу вершин, граней, рёбер пар- да)

Предлагает выполнить практическую работу, которая поможет в изготовлении моделей прямоугольного пар- да, используя слайд №4 "Развёртка пар- да".На листах в клетку начертить развёртку пар- да, взяв свои приемлемые размеры, вырезать и согнуть, сравнить свою модель с моделями на столах. Показывает другой вид развёртки( более удобной). (Слайд № 18) Предлагает сделать вывод.

Говорит: "И вот пришла теперь пора - проверить каждому себя" и предлагает выполнить задания (слайды №5, 6.7 - "Проверь себя").

Предлагает оценить каждому себя (слайд №8).

Отвечают на вопрос учителя

 

Рассматривают модели и выясняют из чего состоит поверхность

Закрепляют знания по чертежу о расположении вершин, рёбер, граней и их количестве.

 

Формулируют определение куба, рассказывают о его поверхности.

 

Делают зарядку

Работают в группах по 4 человека, готовя устно ответы на вопросы задачи №790.

 

Выполняют практическую работу, сравнивают, делают вывод

каждый индивидуально выполняет задание

Оценивают себя, задают вопросы при затруднении в выполнении задания.

8 Станция №7- "Письмо почтальона" Ребята, к нам пришло письмо, но почтальон тоже побывал в разных странах, очень устал и запутался, в письме есть ошибки, давайте восстановим справедливость. Работа в маршрутных листах. Выполняют задание в маршрутных листах (см. прил.2) . Сами себя оценивают
9 Станция №8- "Древний Вавилон" Просмотр фрагмента фильма о Древнем Вавилоне

Показ слайдов №9, 10, 11, выясняет связь между прямоугольным пар-дом и древним Вавилоном.

Просматривают фрагмент учебного фильма

Выясняют связь - в архитектурных строительствах.

10 Станция №9-"Историческая цепочка" Ребята, мы с вами благополучно добрались до станции "Историческая цепочка", чтоб продолжить успешно путешествие, вам необходимо выполнить задание в маршрутных листах Выполняют задание в маршрутных листа, ставят себе оценку за выполнение задания
11

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Станция №10 "Финиш" (подведение итогов урока)

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Подошло к концу наше путешествие

Что нового вы узнали?

 

 

 

 

 

Ребята, вы все сегодня хорошо поработали большое вам спасибо, а теперь сами поставьте себе оценки.

Ребята, я прошу вас отметить на доске понравился ли вам сегодняшний урок

- Что такое куб и параллелепипед

- научились изготавливать развёртку пар- д

- Выясняли связь истории и математики, и проследили её в архитектурных строительствах Древнего Вавилона.

Оценивают себя и ставят итоговую оценку за работу на уроке.

На станции "Финиш" ребята прикрепляют красные прямоугольники если урок понравился жёлтые - не всё понравилось,

чёрные - урок не понравился