Групповой урок по теме "Россия на рубеже XIX–XX веков"

Разделы: История и обществознание


Основные цели урока:

Образовательная:

  • сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков;
  • сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в.;
  • продолжить работу над понятиями, формированием умения выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать делать выводы, работать с опорным конспектом, сжатой информацией

Развивающая: способствовать развитию аналитических умений учащихся, навыку работы с текстовой информацией, развивать навыки устной и письменной речи.

Воспитательные: продолжить формирование навыков коллективного труда, чувства патриотизма и гордости за свою страну

Ход урока

Слово учителя: Мы начинаем изучение России в XX веке. Век для России насыщен событиями. Три революции, две войны, масса реформ. Чтобы разобраться в причинах всех событий, нам необходимо оценить положение России в начале XX века. Какие проблемы были в России?

Группа № 1

Задание: Проанализируйте территорию и население Российской империи на рубеже веков и сделайте выводы о геополитическом положении России и возможном влиянии особенностей территории и населения на развитие государства.

Вопросы:

1. Объясните слова и выражения, используя учебник и словари: геополитика, всеобщая перепись населения, плотность населения, конфессиональность, многонациональное государство.

2. Как отличалась территория Российской империи на рубеже веков от современной территории РФ? (используйте карты на форзацах учебника)

3. В чем проявлялась неравномерность развития территорий Российской империи?

4. Охарактеризуйте население Российской империи начала 20 века (численность, национальный и конфессиональный состав, городское и сельское население).

5. Сделайте выводы об особенностях территории и населения Российской империи.

После окончания работы индивидуальной работы

1. Оформите ответы на вопросы в виде схем, таблиц, кратких тезисов, презентаций.

2. Составьте краткий ответ на задание, используя все ответы на вопросы.

3. Перед выступлением обозначьте наиболее значимые вопросы, ответы на которые должны быть записаны у остальных учащихся в тетради.

4. Оцените вклад каждого из учащихся группы в общую работу.

Группа № 2

Задание: Охарактеризуйте особенности экономического развития Российской империи в начале 20 века.

Вопросы:

1. Объясните слова и выражения: модернизация, концентрация промышленности и капитала, монополии и их виды. акционирование промышленных предприятий, финансово-промышленные группы, ВНП, иностранные инвестиции

2. В чем состоят различия между "первичным" и "догоняющим" типами модернизации?

3. Какие изменения происходили в экономическом развитии Российской империи в начале 20 века? Ответьте на вопрос №3 со стр. 21.

4. Какова иностранных инвестиций в экономическом развитии России в начале 20 века?

5. Какие факторы тормозили развитие Российской экономики? Ответьте на вопрос №5 со стр. 21 учебника.

После окончания работы индивидуальной работы

1. Оформите ответы на вопросы в виде схем, таблиц, кратких тезисов, презентаций.

2. Составьте краткий ответ на задание, используя все ответы на вопросы.

3. Перед выступлением обозначьте наиболее значимые вопросы, ответы на которые должны быть записаны у остальных учащихся в тетради.

4. Оцените вклад каждого из учащихся группы в общую работу.

Группа № 3

Задание: Охарактеризуйте экономическую и внутреннюю политику правительства. На что она была направлена?

Вопросы:

1. Объясните слова и выражения, используя учебник и словари: протекционистская политика, рабочий вопрос, экономические и политические стачки, политический (зубатовский) социализм, русификация.

2. Дайте краткую характеристику положения рабочих и буржуазии в начале 20 века ( стр.14-15). Ответьте на вопрос №2 со стр. 39 (по п.1 $ 3-4).

3. Какова роль государства в экономическом развитии страны в начале 20 века.

4. Охарактеризуйте экономическую политику С.Ю.Витте. Каковы ее главные цели и итоги.

5. Ответьте на вопрос №1 со стр.39 (по п.1 $ 3-4).

После окончания работы индивидуальной работы

1. Оформите ответы на вопросы в виде схем, таблиц, кратких тезисов, презентаций.

2. Составьте краткий ответ на задание, используя все ответы на вопросы.

3. Перед выступлением обозначьте наиболее значимые вопросы, ответы на которые должны быть записаны у остальных учащихся в тетради.

4. Оцените вклад каждого из учащихся группы в общую работу.

Группа № 4

Задание: Охарактеризуйте особенности сельского хозяйства Российской империи в начале 20 века. Общие особенности модернизационных процессов в России в начале 20 века.

Вопросы:

1. Объясните слова и выражения, используя учебник и словари: малоземелье, выкупные платежи, отрезки, батраки, середняки, зажиточные крестьяне, кулаки, помещичий тип хозяйства, специализация сельского хозяйства

2. Охарактеризуйте аграрный сектор экономики в начале 20 века.

3. Охарактеризуйте два типа хозяйств в аграрном секторе экономики.

4.Определите проблемы, т.е. факторы, тормозящие развитие сельского хозяйства в Российской империи начала 20 века.

После окончания работы индивидуальной работы

1. Оформите ответы на вопросы в виде схем, таблиц, кратких тезисов, презентаций.

2. Составьте краткий ответ на задание, используя все ответы на вопросы.

3. Перед выступлением обозначьте наиболее значимые вопросы, ответы на которые должны быть записаны у остальных учащихся в тетради.

4. Оцените вклад каждого из учащихся группы в общую работу.

Группа № 5 (аналитическая)

Задание: Охарактеризуйте общие особенности модернизационных процессов в начале 20 века.

Список литературы:

  1. Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А.Петров "История Отечества XX- начало XXI века", Москва, "Русское слово", 2006 год.
  2. А.С .Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева , Т.А.Сивохина "История Росси в схемах", "Проспект", Москва 2009 год".
  3. В.В. Кириллов "История России", учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное , Москва, Юрайт высшее образование, 2010.
  4. Т.В.Коваль "Конспекты уроков для учителя истории. 9 класс. История России. XX век", методическое пособие, Москва, Владос-пресс, 2001 год.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4.