Урок "Решение задач на закон преломления света" (11-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 11


Цели изучения темы: Закрепление знаний о законах отражения и преломления света, понимания явления полного внутреннего отражения, отработка умений решать стандартные физические задачи по данной теме.

Задачи урока:

Образовательные:

1) Развитие умений решать задачи на законы преломления и отражения света.

2) Отработка элементов математики в физике применение вычислительных навыков при записи чисел в стандартном виде и действий с ними, использование знаний соотношений в прямоугольном треугольнике, повторение тригонометрических функций).

3) Развитие общешкольных умений: развитие устной монологической и диалогической научной речи.

Развивающие:

  1. Развитие коммуникативных умений.
  2. Дальнейшее развитие навыков самоконтроля и самооценки своего труда.
  3. Развитие умений работать мобильно в команде.

Воспитательные:

  1. Воспитание ответственности за результат своего труда.
  2. Дальнейшее развитие навыков работы в команде на основе сотрудничества.
  3. Воспитание чувства взаимопомощи.

План урока:

Этапы урока Время, мин Приемы и методы
1) Организационный момент, постановка задач урока

1 мин.

Слово учителя
2) Самопроверка по теме

5 мин.

Выполнение тестовых заданий при помощи ММП
3) Работа в группах, выбор задач

3 мин.

Знакомство с условиями задач, выбор “своей” задачи
4) Работа в группах –решение задач

7 мин.

Работая в группах ребята решают различные задачи одной ситуации; при решении выдаются подсказки, за минуту до окончания даются решения задач (для сверки своего решения и правильного)
5) Работа в группах по взаимообучению

10 мин.

Каждый объясняет решение своей задачи, остальные разбираются в решении, задают вопросы, записывают его в тетрадь
6) Решение задач у доски

15 мин.

У доски от каждой группы разбирается одна задача
7) Рефлексия, подведение итогов, домашнее задание

4 мин.

Проводится небольшой письменный опрос о проведенной работе, заключительное слово учителя

Ход урока

Самопроверка
Деятельность учителя Деятельность учеников
Через ММП предлагается ответить на вопросы теста, учитель зачитывает вопросы

Приложение 1

В тетради отмечают верные ответы, тут же делают проверку правильности своего ответа, при необходимости задают вопрос учителю или товарищу. Выставляют себе в тетради самооценку
Работа в группах, выбор задач
Деятельность учителя Деятельность учеников
Объяснение хода дальнейшей работы, выдача заданий Объединившись в группу по желанию, ученики прочитывают все предложенные задачи и распределяют между собой кто какую задачу будет решать
Работа в группах. Решение “ своей” задачи
Деятельность учителя Деятельность учеников
Контроль за временем, через 1-1,5 минуты по необходимости выдаются подсказки к задачам (заранее заготовлены к каждой задаче), а в конце для сверки выдаются правильные решения. Приложение 1 и 2, 3 Ребята объединяются в другие группы по номеру задачи, так как задачи однотипные решают коллективно, но каждый свою задачу, при необходимости используют учительскую подсказку. Сверяют свое решение с ответом и правильным решением, которое им выдается.
Работа в группах, решение задач группы
Деятельность учителя Деятельность учеников
Контроль за временем и дисциплиной в классе, ответы на возникающие вопросы Объединившись в первоначальные группы, каждый сначала объясняет свою задачу, остальная группа слушает и записывает решение, задают вопросы по решению.
Решение задач у доски
Деятельность учителя Деятельность учеников
Учитель вызывает по одному человеку из каждой группы к доске для записи решения задачи, которую ему объяснили; пока идет запись задач на доске проводится физкультминутка По одному из группы записывают свои решения на доске, объясняют ход решения, отвечают на вопросы из класса. Остальные слушают решения, записывают их в свои тетради.
Подведение итогов, рефлексия
Деятельность учителя Деятельность учеников
Заключительное слово, выставление оценок и отметок, сообщение домашнего задания Отвечают кратко на вопросы небольшой анкеты, записывают домашнее задание. № 1090,1096,1106 (Р)

Задачи первой группы

1. Луч света, падающий нормально на поверхность воды, достигает дна за 2*10-7 с. Показатель преломления воды 1,5. Определить глубину водоема. (0 м)

2. Угол падения луча света на границу раздела воздух-стекло равен 600. При этом угол между отраженным и преломленным лучами равен 900. Определить показатель преломления стекла. (1,73)

3. Определите толщину плоскопараллельной пластины с показателем преломления 1,6, если луч света, пройдя эту пластину, смещается на 1,4 см. Угол падения луча на пластину равен 300. (6,5 см)

4. Монета лежит в воде на глубине 2 м. На какой глубине мы увидим монету, если будем смотреть на нее сверху по вертикали? Показатель преломления воды равен 4/3. Для малых углов значения тангесов и синусов считать равными. (1,5 м)

Задачи второй группы

1. Скорость распространения света в некоторой жидкости 2,4*105 км/с. На поверхности этой жидкости из воздуха падает световой луч под углом 300. Определите угол преломления луча. Считать показатель преломления воздуха равным единице. (24 градуса)

2. Луч света направлен из воды в воздух под углом 600 . Определить угол преломления луча, если показатель преломления воды равен 1,33. (Угол отражения 60 градусов; на явления полного внутреннего отражения)

3. Луч света падает на стеклянную пластину с показателем преломления 1,73 под углом 600 . Вышедший из пластины луч оказывается смещенным относительно падающего луча на 2 см. Какова в сантиметрах толщина пластины? (3,46 см)

4. В дно водоема глубиной 2 м вбита свая, на 1м выступающая из воды. Найти длину тени от сваи на поверхности воды и на дне водоема при угле падения лучей 600 . Показатели преломления воды и воздуха соответственно 4/3 и 1. (1,72 ; 3,44 м)

Задачи третьей группы

1. Какой путь проходит световой луч в воде с показателем 4/3 за 0,1 мкс? (22,5 м)

2. Луч падает на прямую треугольную призму АВС, изготовленную из алмаза, перпендикулярно грани АВ. Произойдет ли преломление луча на грани АС или он испытает полное внутреннее отражение, если угол ВАС = 250, а показатель преломления алмаза 2,4? (Преломление луча не произойдет, он отразится)

3. Угол падения луча света из воздуха на плоскопараллельную пластинку с показателем преломления 1,73 и толщиной 9 мм равен 600 . Найти в наносекундах время прохождения светом пластинки. (0,06 нс)

4. На дне ручья лежит камень. Человек хочет толкнуть его палкой. Прицелясь , человек держит палку под углом 450 к поверхности воды. На каком расстоянии от камня воткнется палка в дно ручья, если глубина ручья 40 см. Показатели воды и воздуха соответственно 4/3 и 1. (15,2 см)

Задачи четвертой группы

1. Углы отражения и преломления света, падающего из воздуха на стеклянную пластинку, равны 60 и 300 соответственно. Определить скорость в пластинке в километрах за секунду. (173000 км/с)

2. Найдите предельный угол падения луча на границе раздела стекла и воды. Начертите ход лучей. Показатели преломления стекла и воды соответственно равны 1,5 и 1,33. (62 градуса)

3. Луч света падает на плоскопараллельную стеклянную пластину под углом а, синус которого равен 0,8. Вышедший из пластинки луч оказался смещенным относительно продолжения падающего пучка на расстояние 2 см. Какова толщина пластинки, если показатель преломления стекла 1,7? (4 см)

4. На дне бассейна глубиной 1,8 м находится точечный источник света. На поверхности воды плавает круглый непрозрачный диск так, что его центр расположен над источником. При каком минимальном радиусе диска лучи от источника не будут выходить из воды? Квадрат показателя преломления воды считать 1,81. (2 м)