Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование

Разделы: Работа с дошкольниками


Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого.

Практика показала, что дети с удовольствием “превращаются” в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия. Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения. Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?), практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.

Занятие “Домик для лисички”

Цель: Развивать познавательный интерес работы в процессе экспериментирования с жидкостью.

Задачи: Познакомить детей со свойствами воды, что она может замерзать на морозе, может принять форму сосуда, в которую ее наливают (в тепле тает).

- Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, бесцветность, может менять цвет).

- Воспитывать аккуратность при работе с водой.

- Развивать конструктивные способности, стимулировать желание помочь герою.

- Умение переключаться на самостоятельную деятельность.

Материалы: стаканы с водой, формы для заморозки, краски, нитки, салфетки из ткани, фартуки, разнос, контейнера с теплой водой.

Опыт “Замораживание цветной воды”. Вода может переходить из жидкого состояния в твердое. Разливаем подкрашенную воду в приготовленные формы, выносим на мороз, что произойдет, затем помещает лед в теплое помещение, что произойдет?

Вывод: на холоде превращается в лед, а в тепле лед превращается в воду.

Предварительная работа.

На прогулке с детьми рассматривании сосульки познакомить детей со свойствами льда (прозрачный, твердый, хрупкий, холодный и т.д.)

Проводим игры на ледяной дорожке, катание с горки (скользит). Читаем произведения произведение “На льду” (легкий, плавает, опасный, хрупкий).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети находятся в группе, в группу заходит лисичка, лисичка горько плачет

Воспитатель. Почему ты плачешь?

Лисичка. Зайчик построил себе красивую избушку, а я хочу тоже себе построить еще красивей только ледяную, разноцветную, но зайчик говорит, что в тепле она растает. Я не верю ведь лед очень твердый как камень.

Воспитатель. Лисичка лед получается при замерзании воды, а в тепле он тает.

Лисичка. Я не верю.

Воспитатель. Ребята как вы считаете, зайчик прав?

Дети. Да.

Воспитатель. Дети давайте поможем сделать лисички домик из-за льда и докажем, что он непрочный хрупкий и в тепле тает.

Воспитатель. А как нам сделать ледяной домик?

Дети. Версии детей.

Дети одевают фартуки. (Воспитатель читает стихотворение)

Чтоб с водой поиграть,
Нужно фартук подвязать.
Рукава поднять повыше,
Тряпку не забыть нам взять.
И тогда ребята смело
Могут к делу преступать.

Проходят в лабораторию.

Воспитатель. А что бы домик получился красивым, разноцветный, что можно для этого сделать.

Дети. Добавить в воду краску.

Воспитатель. Чтобы получить красную воду, какую краску нужно добавить?

Дети. Красную краску.

Воспитатель. А что бы желтую?

Дети. Желтая.

Воспитатель. Чем больше краски, тем ярче цвет воды.

Воспитатель показывает, как подкрасить воду и как залить форму водой. Вовремя, работы воспитатель учит ребят планировать свою работу, выдвигать предложения, делать выводы.

Воспитатель. Ну, вот видишь лисонька, теперь нам осталось только заморозить воду.

Дети. Предлагают вынести заготовку на мороз.

Воспитатель. Ребята давайте обозначим жидкое состояние воды вот так (стакан с водой).

Воспитатель. (Дает лисички вынести домики на заморозку).

Физминутка:

Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочек,
На носочках скок – поскок.
А затем в присядку,
Чтоб не мерзли лапки.

Воспитатель: Лисонька принеси нам наши домики. Лиса вносит заранее

Замороженную воду в таких же формах.

Воспитатель показывает, как отделить форму, опустить за ниточку в контейнер с теплой водой.

Рассматривают льдинки.

Воспитатель. Какой стала вода? Как ее называют в таком состоянии?

Дети. Свойствах льда твердый, холодный, хрупкий, прозрачный.

Воспитатель. Ребята давайте обозначим воду в твердом состоянии вот так (сосулька).

Из полученных льдинок сложит дом для лисички.

Воспитатель. Ребята, откуда появилась вода.

Дети. Домик начал таить.

Воспитатель. Почему?

Дети. Версии детей.

Итог: Теперь лисонька ты знаешь, что вода при низкой температуре становится твердой, такое состояние воды мы называем льдом, а при высокой температуре лед тает и становится каким?

Дети. Жидким.

Воспитатель. Ребята, а ведь мы можем составить схему нашего опыта.

Составление схемы.

Воспитатель. Лисонька ты не печалься, ребята построят тебе Красивый дом из модулей. (Самостоятельная деятельность детей)