Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс)

Разделы: Литература, Музыка

Класс: 9


Цель:  представить древнерусский памятник литературы в другом виде искусства – музыке, вызвать интерес к «Слову…» через межпредметные связи;  способствовать формированию эстетического вкуса, воспитывать патриотическое отношение к родине.

Задачи:  познакомить с оперой А.П.Бородина «Князь Игорь»;  выявить сходство и различие в сюжете «Слова…» и оперы, закрепить знания по содержанию текста, обобщить  сведения, связанные с идеей «Слова…» и его значением в русском искусстве. 

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний (по тексту «Слова…»); урок-интеграция.

Метод: исследовательский (сравнительный анализ сюжета текста и оперы).

Оборудование:  текст «Слова о полку Игореве» (в переводе Н.Заболоцкого), иллюстрации  И. Билибина и И.Глазунова «Князь Игорь», В.М.Васнецова «Богатыри»,  портрет композитора А.П.Бородина, проектор для показа эпизодов оперы,

ХОД УРОКА

1. Слово учителя литературы  о значении «Слова…»  в русском искусстве. «Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник древнерусской литературы. До сих пор  он волнует современных исследователей, писателей, ученых, художников, музыкантов.

В литературе книга переведена  на десятки языков  (в том числе английский, японский) и вошла в золотой фонд мировой литературы. На русском  языке – 25 переводов поэтов  19 и 20 века. Мотивы «Слова…»  отразились в творчестве русских поэтов  –  от Пушкина до современных поэтов.    

В живописи.  Поход  князя Игоря на половцев изображали  великие художники: Виктор Васнецов, Владимир Фаворский, Илья Глазунов, Иван  Билибин. В своих героях художники подчеркивали лучшие нравственные качества. 

В музыке.  Великий русский  композитор 19 века, Александр Порфирьевич Бородин  (1833-1887), написал оперу «Князь Игорь».

2. Озвучивание задач урока

3. Слово учителя музыки о композиторе и его опере. Повторение и запись терминов  «опера», «ария», «либретто».

Опера – музыкально-драматическое  произведение, в котором герои поют в сопровождении оркестра. (Синтез слова, сценического действия и музыки). 
Ария – законченный по построению эпизод в опере, является музыкальной характеристикой героя
Либретто – литературный текст оперы, балета.

Опера  «Князь Игорь» – образец национального героического эпоса в оперном искусстве.

4. Постановка главного вопроса урока:  в чем  сходство и различие в сюжете текста и оперы?

5. Заполнение таблицы (правый столбец) по ходу просмотра фрагментов оперы. Наблюдение над различиями в  сюжете и сравнительный анализ (работа с текстом).

«Слово о полку Игореве» Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» –  различия:
1 часть: сборы в поход. Затмение солнца.  
2 часть: «златое» слово Святослава. Ария Игоря. Он чувствует свою вину в гибели  воинов.
3 часть: плач Ярославны  
  Половецкие пляски
               возвращение Игоря из плена Игорь сначала отказывается от побега.
              прославление Игоря и князей.  

Вывод:  А.П.Бородин творчески обогатил, расширил сюжет «Слова…». Через музыку композитору удалось  более глубоко передать переживания князя Игоря, Ярославны. Игорь в опере осознает свою вину перед князьями и дружиной, он не столь самонадеян, как в «Слове…».

6. Подведение итогов

– В чем заключается главное сходство в финале?  (Прославление Игоря, князей,  несмотря на поражение в битве с половцами). 
– В чем заключается идея «Слова…»? Сохранена ли она в опере?   (В «Слове…» к объединению русских князей призывает Святослав,  а в опере эта мысль прослеживается в арии Игоря и финале).

Обращение к картине В.М.Васнецова «Богатыри»:  Русская земля – основной художественный образ «Слова…» и  картины. Вера в победу и добро,  в силу Русской земли сильна  и в творчестве неизвестного автора «Слова…», и   художника  В.М.Васнецова, и композитора  А.П.Бородина.

К сожалению, предоставить фрагменты из оперы на представляется возможным, т.к. опера записана на диск целиком и возможности вырезать фрагменты нет.  Предоставляем аудиофайлы оперы (Приложение).