Общее понятие о приставке и суффиксе в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема:  Общее понятие о приставке и суффиксе.

Цель: знакомство с понятием приставки и суффикса и их словообразовательной ролью в русском языке.

Задачи:

  • развивать внимание и умение делать выводы.
  • воспитывать уважение к окружающим (умение слушать и  слышать друг друга)

Оборудование: учебник, тетради, карточки, магнитная доска, «листья».

ХОД УРОКА

1. Организация уч-ся на работу

– Доброе утро. Садитесь, начинаем урок русского языка.

2. Минутка чистописания

– Запишите число, классная работа.
– Пропишите букву Ф и ф

Игра «Собери слово»

– Составьте из слогов слова  и запишите их в тетрадь :фа, то, фи, фо, соль,  кус.

3. Словарный диктант

Малина,  крестьяне, автобус, весело, ягода, урожай, коллектив, горох, аптека, Москва,  погода, мороз.

Взаимопроверка.

– Образуйте устно от данных слов однокоренные слова.

4. Новый материал

– Какое сейчас время года?
– Какая осень?
– Назовите  3 признаки поздней осени.
– Кто знает, что такое заморозки?
– В словаре С.И. Ожегова есть объяснение этому явлению.
Заморозки – это лёгкие утренние морозы весной или осенью.
– Спишите  это предложение и выпишите из него однокоренные слова с большой буквы через запятую. Выделите корень и окончание. 
– Проверяем  (у доски – ученик пишет  однокоренные слова, выделяя корень и окончание)
Морозы, заморозки.
– Назовите, из каких частей состоит слово морозы. А вот в слове заморозки обозначены не все части слова. Вот о них и пойдет сегодня речь на уроке:  тема нашего урока приставки и суффиксы.

Учитель на доске записывает тему урокаприставки и суффиксы.

5. Гимнастика для глаз  (проводит ученик)

Мы глазами поколдуем.                    Все зажмурились: раз, два!
Круг огромный нарисуем!                 Закружилась голова  
Нарисуем  мы окно                             Мы глазами поморгали
И больщущее бревно                          Вмиг гирлянды засверкали
Нарисуем лифта бег:                           Смотрим прямо и вперед  
Глазки вниз, глазки вверх!                 Это мчится самолет…

– Раз моргнули, два моргнули. Наши глазки отдохнули!

6. Наблюдения и  формулировка вывода о приставке

– Попробуйте образовать новые слова,  приставив  части вы,  пере, от  к слову садить.
– Назовите, какие слова у вас получились. Запишите их. Скажите, мы образовали новые слова или форму слова?
Высадить, пересадить, отсадить.
– Выделите корень. А та часть, которую мы с вами приставили к слову,  называется – приставка и обозначается она следующим образом. Учитель показывает обозначение приставки
– Выделите ее в словах. Где она стоит по отношению к корню?
– Давайте попробуем  сами сделать  вывод. Что же называется приставкой?

7. Работа в парах

Возьмите в руки карточки и карандаш.  Посовещайтесь друг с другом и подчеркните   в карточке №1 нужные  слова  или словосочетания в скобках, чтобы получилось правило.

Карточка 1

Приставка – это (слово, предложение, часть слова), которая стоит (за корнем, перед корнем, после корня) и служит для (образования новых слов, для образования предложения).

Дети зачитывают свой вариант правила.

8. Работа с учебником

– Откройте учебник на с.66 и прочитайте правило. Совпадает  ли оно с тем правилом которое мы с вами вывели самостоятельно?

9. Самостоятельная работа по вариантам

– Прочитайте задание с. 67 упр. 146.  Вопросы есть?

– 1 вариант работает со словом ходить; 2 вариант – со словом летать.

– Закройте учебники.

10. Наблюдения и  формулировка вывода о суффиксе

Оформление: на доске нарисовано дерево с прикрепленными листьями, на которых написаны следующие слова: дом, домик, домишко, домище, изба, белочка, белый.

– Найдите  на дереве лишние слова и поясните свой ответ. Запишите однокоренные слова в тетрадь (дом, домик, домишко, домище).
– Скажите,  в какой физминутке есть все слова, которые мы нашли? (Домик)
– Давайте ее проведем.

11. Физкультминутка (проводит ученик)

Ходит cуффикс  по дорожке
И играет на гармошке
Вот домишко. Это домик.
Это дом. Живет здесь гномик.
Вот домище Великана
Великана-Истукана
Побежали от него
Чтоб не тронул никого!!! 

(Автор физминутки – Распопова О.)

– Обозначим в словах, которые мы записали  корень и окончание.
– Часть, которая не обозначена называется суффиксом и выделяется она следующим образом.

11. Работа в парах

– Возьмите в руки карточки и карандаш.  Посовещайтесь друг с другом и подчеркните   в карточке №2  нужные  слова  или словосочетания в скобках, чтобы получилось правило.

Карточка 2

Суффикс – это (корень, часть слова, текст), которая стоит (после корня, перед корнем) и служит для (образования новых слов, для связи слов в предложении).
– Откройте учебник на с.67 и прочитайте правило. Совпадает ли оно с  нашим правилом?

13. Самостоятельная работа

С. 67  упр. 147.

13. Итог

– Назовите тему урока.
– Кто запомнил, что такое приставка?
– Что такое суффикс?

14. Домашнее задание: с.68, упр.148.