Тема: Общее понятие о приставке и суффиксе.
Цель: знакомство с понятием приставки и суффикса и их словообразовательной ролью в русском языке.
Задачи:
- развивать внимание и умение делать выводы.
- воспитывать уважение к окружающим (умение слушать и слышать друг друга)
Оборудование: учебник, тетради, карточки, магнитная доска, «листья».
ХОД УРОКА
1. Организация уч-ся на работу
– Доброе утро. Садитесь, начинаем урок русского языка.
2. Минутка чистописания
– Запишите число, классная работа.
– Пропишите букву Ф и ф
Игра «Собери слово»
– Составьте из слогов слова и запишите их в тетрадь :фа, то, фи, фо, соль, кус.
3. Словарный диктант
Малина, крестьяне, автобус, весело, ягода, урожай, коллектив, горох, аптека, Москва, погода, мороз.
Взаимопроверка.
– Образуйте устно от данных слов однокоренные слова.
4. Новый материал
– Какое сейчас время года?
– Какая осень?
– Назовите 3 признаки поздней осени.
– Кто знает, что такое заморозки?
– В словаре С.И. Ожегова есть объяснение этому
явлению.
Заморозки – это лёгкие утренние морозы
весной или осенью.
– Спишите это предложение и выпишите из него
однокоренные слова с большой буквы через
запятую. Выделите корень и окончание.
– Проверяем (у доски – ученик пишет
однокоренные слова, выделяя корень и окончание)
Морозы, заморозки.
– Назовите, из каких частей состоит слово морозы.
А вот в слове заморозки обозначены не все части
слова. Вот о них и пойдет сегодня речь на
уроке: тема нашего урока приставки и суффиксы.
Учитель на доске записывает тему урока – приставки и суффиксы.
5. Гимнастика для глаз (проводит ученик)
Мы глазами поколдуем. Все зажмурились: раз, два!
Круг огромный нарисуем! Закружилась голова
Нарисуем мы окно Мы глазами поморгали
И больщущее бревно Вмиг гирлянды засверкали
Нарисуем лифта бег: Смотрим прямо и вперед
Глазки вниз, глазки вверх! Это мчится самолет…
– Раз моргнули, два моргнули. Наши глазки отдохнули!
6. Наблюдения и формулировка вывода о приставке
– Попробуйте образовать новые слова,
приставив части вы, пере, от к
слову садить.
– Назовите, какие слова у вас
получились. Запишите их. Скажите, мы образовали
новые слова или форму слова?
Высадить, пересадить, отсадить.
– Выделите корень. А та часть, которую мы с вами
приставили к слову, называется – приставка и
обозначается она следующим образом. Учитель
показывает обозначение приставки
– Выделите ее в словах. Где она стоит по
отношению к корню?
– Давайте попробуем сами сделать вывод.
Что же называется приставкой?
7. Работа в парах
Возьмите в руки карточки и карандаш. Посовещайтесь друг с другом и подчеркните в карточке №1 нужные слова или словосочетания в скобках, чтобы получилось правило.
Карточка 1
Приставка – это (слово, предложение, часть слова), которая стоит (за корнем, перед корнем, после корня) и служит для (образования новых слов, для образования предложения).
Дети зачитывают свой вариант правила.
8. Работа с учебником
– Откройте учебник на с.66 и прочитайте правило. Совпадает ли оно с тем правилом которое мы с вами вывели самостоятельно?
9. Самостоятельная работа по вариантам
– Прочитайте задание с. 67 упр. 146. Вопросы есть?
– 1 вариант работает со словом ходить; 2 вариант – со словом летать.
– Закройте учебники.
10. Наблюдения и формулировка вывода о суффиксе
Оформление: на доске нарисовано дерево с прикрепленными листьями, на которых написаны следующие слова: дом, домик, домишко, домище, изба, белочка, белый.
– Найдите на дереве лишние слова и поясните
свой ответ. Запишите однокоренные слова в
тетрадь (дом, домик, домишко, домище).
– Скажите, в какой физминутке есть все слова,
которые мы нашли? (Домик)
– Давайте ее проведем.
11. Физкультминутка (проводит ученик)
Ходит cуффикс по дорожке
И играет на гармошке
Вот домишко. Это домик.
Это дом. Живет здесь гномик.
Вот домище Великана
Великана-Истукана
Побежали от него
Чтоб не тронул никого!!!
(Автор физминутки – Распопова О.)
– Обозначим в словах, которые мы записали
корень и окончание.
– Часть, которая не обозначена называется
суффиксом и выделяется она следующим образом.
11. Работа в парах
– Возьмите в руки карточки и карандаш. Посовещайтесь друг с другом и подчеркните в карточке №2 нужные слова или словосочетания в скобках, чтобы получилось правило.
Карточка 2
Суффикс – это (корень, часть слова,
текст), которая стоит (после корня, перед корнем) и
служит для (образования новых слов, для связи
слов в предложении).
– Откройте учебник на с.67 и прочитайте правило.
Совпадает ли оно с нашим правилом?
13. Самостоятельная работа
С. 67 упр. 147.
13. Итог
– Назовите тему урока.
– Кто запомнил, что такое приставка?
– Что такое суффикс?
14. Домашнее задание: с.68, упр.148.