Интегрированный урок изобразительное искусство + литература по теме "Народные обряды" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Класс: 4


Цель урока:

Образовательная.

  • Совершенствование навыков изображения человека в движении. Формирование практических умений изображения на плоскости и в объеме.
  • Дать представление о народных праздниках.

Развивающая.

  • Формирование чувства принадлежности к национальной культуре.
  • Развитие эмоционально-чуственной сферы через:
  • обрядовую поэзию;
  • песенно-музыкальный фольклор.
  • Развитие композиционных навыков.

Воспитательная.

  • Воспитание чувства патриотизма и любви к отечественной культуре.

Оснащение урока.

  • Фотографии и зарисовки русских деревень.
  • Музыкальный ряд – фонограмма:
  • Р.Щедрин Озорные частушки
  • И.Стравинский. Петрушка; плясовые наигрыши.
  • Слайды Приложение 1:

Б.Кустодиев “Деревенская ярмарка”;

Б.Кустодиев “Ярмарка”;

Б.Кустодиев “Рождественская ярмарка”

Холуи. Шкатулка. “Рождественская ярмарка”;

Холуи. Шкатулка. “Ярмарка”;

В.Шернберг “Ярмарка тщеславия”.

  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран, диски с записями музыкальных произведений.
  • Инструкционные карты.

Материалы: гуашь или акварель, пастель, белая бумага.

Литературный ряд: пословицы, поговорки, загадки, стихи.

Тип урока: интегрированный урок (изобразительное искусство, литература) обобщающий и закрепляющий полученные ранее знания.

Форма урока: Выполнение творческого проекта.

Ход урока

I. Организационный момент.

Постановка цели и задач занятия.

Организация рабочего места и проверка готовности детей к уроку. (2 мин.)

II. Этап формирования знаний и умений учащихся.

1. Знакомство с традиционными народными праздниками.

Звучит отрывок из произведения Игоря Стравинского “Петрушка”; плясовые наигрыши. Под музыку демонстрируются слайды по теме урока (Приложение 1).

Послушайте отрывки из музыкальных произведений, прислушайтесь к их ритмам. Обратите внимание на экран.

Прекрасны просторы русской земли белой, снежной зимой, жарким, ярким летом, нарядной и богатой урожаем осенью, весёлой, звонкой весной. Раскинулись по Руси большие реки и маленькие ручейки, горы и степи, моря и леса.

Славится Русь не только нарядной природой, но хлебушком колосистым, яблочками наливными, медком янтарным, пряниками, да крендельками, народными умельцами, песнями, танцами. Богата русская земля народными обычаями, праздниками. Эти праздники связаны с природой, с древними традициями, верованиями людей. Они сопровождаются разными действиями: угощеньями, гаданьями, гуляньями, ярмарками. Гулянья на праздниках яркие, красочные.

Беседа с учащимися:

А какие вы знаете народные праздники?

Рождество – зимний праздник.

Масленица – встреча весны, проводы зимы.

Троица, Иван Купала, Яблочный Спас, Медовый Спас, ярмарки.

2. Игровая часть: “Ярмарка”.

Сегодня мы с вами поговорим о праздниках Яблочный и Медовый Спас. Спас – это праздник урожая. Медовый Спас отмечают 14 августа, Яблочный Спас - 19 августа. Спасы отмечали всем миром. К ним приурочивали ярмарки. Гостей на ярмарке угощали яблоками, мёдом, квасом, медовухой, освященными в церкви.

Ярмарочный день весел и светел. На площади суетится народ.

Звучит отрывок из произведения Родиона Щедрина "Озорные частушки"

Выбегает Петрушка:

Что за праздник, что случилось?
Просто ярмарка открылась!
Шутки, смех со всех сторон,
Музыкальный перезвон,
Разговор разноязыкий,
На товарах солнца блики…
Подходите, подходите,
На товары поглядите!

Привезли товар для вас,
Был вчера Медовый Спас!
Покупайте сладкий мед,
Он на пользу вам пойдет!
Эх, ярмарка, подходи, народ!

Этот праздник вспоминать будешь целый год!
Поздравляем вас,
Пусть вам радость принесет Яблочный наш Спас!
Привезли издалека мы не ситцы,
Не шелка,
И не кольца и не брошки –
Райских яблочек лукошко!

Ярмарка! Ярмарка!
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая!
Глянешь налево – лавки с товаром,
Глянешь направо – веселье даром!
Теперь давайте поиграем.
Знатоков мы приглашаем!

3. Проверка домашнего задания.

Теперь давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Кто больше подготовил поговорок и загадок о яблоках и яблонях, о меде и пчелах, тот получит вкусный приз! Угостим и того, кто отгадает загадку.

- Яблочко от яблоньки недалеко падает.

- На языке медок, а на уме ледок.

- Пчела жалом жалит, а человек словом.

Маленькая собачка
Не лает, не бает,
А больно кусает. (Пчела)

III. Этап закрепления знаний и умений учащихся.

1. Практическая работа. Создание проекта “Русская ярмарка”.

Сегодня мы с вами займемся созданием проекта “Русская ярмарка”. Во время работы учащихся фоном звучит отрывок из произведения Игоря Стравинского “Петрушка”.

Изобразите сценки русской ярмарки. Постройте композицию из нескольких фигур людей; изобразите их в движении; подумайте, в какие костюмы они должны быть одеты. Не забывайте, что ярмарка – это не только торг, но и большой народный праздник. Цвета должны быть яркие, праздничные.

Учащиеся получают индивидуальные инструкционные карты.

2. Применение полученных знаний (элементы народного костюма, традиционная посуда, гармония жилья с природой, образ человека, создание композиции).

а) Индивидуальная работа.

Каждый ученик в своей группе получает индивидуальное задание:

  • учащиеся первой группы создают фоновый рисунок: традиционный русский пейзаж (дети рисуют небо с облаками, землю с травой и цветами, начинающие желтеть деревья, избы);
  • учащиеся второй группы готовят живописные изображения торговых рядов с товаром (дети рисуют фигурки людей в движении, продажу народных игрушек, меда в традиционной посуде, пряников, яблок, баранок);
  • учащиеся третьей группы создают “Петрушкин балаган” (дети рисуют Петрушку, эскизы каруселей).

Педагог координирует работу учащихся.

б) Коллективная работа.

Рассмотрим работы. Составим из них большое панно (ребята на доске, при помощи магнитов, начинают крепить готовые рисунки).

Пояснение учителя: распределите рисунки с изображениями торговых рядов в центре доски, в середине верхнего ряда расположите рисунок с эскизом вывески, а по краям распределите остальные рисунки. Эскизы с мелкими деталями - выше, а с крупными ниже (это называется перспективой). Учитель помогает разместить рисунки (с учетом наблюдательной перспективы).

IV. Подведение итогов урока.

Рефлексия:

  • Удалось ли передать настроение праздника?
  • Как это выражено?
  • Что вам показалось наиболее сложным в создании проекта?

Эстетическая оценка работы.

Мы с вами достигли поставленной цели. Традиции отмечать народные праздники, устраивать гулянья, ярмарки, сохранилась и сейчас. Не растерять эти традиции, продолжить их – значит сохранить русскую культуру.

Выставление комплексных оценок учащимся.