"Спасибо камню"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Познакомить детей со свойствами золота, рассказать о том, где оно используется. Обогащать словарь (золото, драгоценный металл, сусальное золото, ювелир). Показать какую роль в жизни человека играют камни с давних времен. Закрепить знания о истории добычи золота о Алдане. Формировать эстетическое восприятие окружающего, воспитывать любознательность.

Предварительная работа: чтение сказок Бажова “Серебряное копытце”, “Хозяйка медной горы”, рассказа А.Кленова “За многое должен человек сказать “спасибо” камню…, “Малышам о минералах”.

Беседа “Зачем живым существам нужны камни”

Знакомство с некоторыми видами камней (экскурсия в музей детского сада, занятия).

Рассматривание книг, иллюстраций о истории золотого Алдана, проведение занятий.

Экспериментирование.

Материал: создание мини-музея в группе “Красота из недр”.

Шкатулка с изделиями из золота (ювелирные украшения, открытки, золотая нить, монеты, посуда, церковная утварь и т.д.)

Мнемотаблица “История золотого Алдана”. Конверт с письмом от гномов.

Ход урока

Загадывание загадки.

В. В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужным лежит, меняет он форму, меняет он цвет. А в стройке годиться на тысячу лет. Он может быть мелким, в ладошке лежать, тяжелый, большой, одному не поднять. Кто дети загадку мою отгадает? Кто этот предмет по приметам узнает?

Д. Это камень. Это разные камни.

В. (Звучит музыка) предлагает сесть на ковер и закрыть глаза.

Представьте себе, что машина времени перенесла нас в каменный век. Это очень далекое время, мы с вами древние люди. Захотелось нам костер разжечь. Какой мы камень возьмем?

Д. Кремень (объясняют почему).

В. Высеченная этим камнем искра похожа на сухой мох. Вот и загорелся наш костер. Спасибо камню?

Д. Да.

В. Древним людям нужно спрятаться от зверей, дождя, грозы. Какое удобное жилище мы найдем себе?

Д. Пещеру (рассуждения детей).

В. Правильно, каменная пещера стала первым жилищем человека. У древних людей теперь есть дом – пещера, но нужна еще и пища, поэтому мы с вами отправляемся в лес. Но просто руками зверя не возьмешь. И первобытный человек как вы думаете, что взял в руки?

Д. Камни (рассуждения).

В. Конечно камень. Брошенный сильной и ловкой рукой он может сразить зверя наповал. Так камень стал продолжением руки человека.

Пока мужчины были на охоте, женщины племени собирали семена растений. Им нужно было сделать муку, чтобы испечь хлеб. И опять на помощь пришел камень. (Растирали зернышки между двумя камнями). Позднее мужчины сделали каменные жернова. Спасибо камню?

Д. Да.

В. Для еды нужна посуда. Как вы думаете из чего сделали первую посуду?

Д. Из обожженной глины.

В. Каменная значит.

Вот мы с вами побывали в каменном веке. А сейчас давайте встанем, тесно прижавшись друг к другу и представим себе, что мы гора.

Игра “Гора и камешки”. Звучит музыка.

В. Жила-была большая большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка имитирующая ветер). Вот покатился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных), потом другой, третий (еще часть детей отходят по очереди от центра). Гора становилась все меньше и меньше. И в конце концов стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода трудились день за днем и победили большую гору.

В. Сегодня мне передали письмо. Как проверить действительно ли оно предназначено нам?

Ответы детей.

В. Кто знает адрес нашего детского сада?

Ответы детей.

В. Значит письмо предназначено нам.

Дети вскрывают конверт, достают письмо и читают его.

“Здравствуйте, дорогие дети! Пишут вам братья гномы – хранители подземных сокровищ. Мы вам отправляем чудесный ларец, надеемся, что посылка уже в группе. Но открыть ларец, вы сможете только тогда, когда расскажите историю “желтого камня”.Желаем вам удачи. С уважением гномы – хранители камней”.

Воспитатель с детьми подходит к экспозиции мини-музея, расположенного в группе.

В. Похожи ли эти камешки на те, которые мы находим на улице? Могут ли они быть родственниками. Какие из этих камней вы знаете? (Рассказы детей о камнях).

Хромдиопсид – новый ювелирный и поделочный камень. В народе его называют “Якутский изумруд”. Очень эффектно выглядит в качестве вставок в украшения.

Чарот – уникальный камень, аналогов в мире нет. Изготавливают вазочки, чаши, браслеты, кольца, перстни, кулоны, вставки в серьги и т.д. Назван по реке Чаре, на которой найден. Из него вытачивался приз IX Московского кинофестиваля в виде земного шара.

Горный хрусталь – по старинным поверьям он избавляет от страшных снов, в перстне предохраняет от опасности замерзнуть. В оружейной палате Московского Кремля находится различные сосуды из горного хрусталя: самовар Петра 1, бочонок, перечница, кружка, рукомойник и т.д.

Апатит – “камень плодородия”. 70% фосфорных удобрений вырабатывается из апатитного концентрата. Также служит материалом для огранки ювелирных украшений.

Пирит – минерал, “спутник золота”.

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть этот камень, придумать историю его жизни, как он попал в наш детский сад, что с ним может случиться в будущем. (рассказы детей по мнемотаблице).

Давным-давно это было, на месте города Алдана стояла глухая тайга. Но пришли геологи-золотоискатели В.П. Бертин и Тарабукин и нашли в наших краях много много золота. Сначала золото добывали в ручную киркой и лопатой, мыли на реке с помощью лотка.

Время шло, появилась первая драга. Весть о алданском золоте быстро разнеслась по всей стране. Стали сюда съезжаться люди разных национальностей: русские, якуты, корейцы и т.д. Они проложили дороги, построили новые дома. Появилась новая техника, открылась золотоизвлекательная фабрика, где золото стали сливать в слитки.

В. Золото очень красивый металл, который всегда ценится людьми, оно никогда не теряет своей красоты. На него не действуют ни сырость, ни воздух, за это качество его назвали драгоценным металлом. Где же используется золото?

Ответы детей.

В. Вот и подошло время открыть волшебный ларец. Дети рассматривают изделия из золота. Как вы думаете как называются эти изделия?

Д. Ювелирные.

В. А мастер который их изготовил?

Д. Ювелир.

Воспитатель показывает фрагмент золотой вышивки. Что это? Как вы думаете какое отношение имеет золото к этому вышитому узору?

Д. Он сделан золотой нитью.

В. Оказывается золото такой мягкий металл, что из него можно получить тончайшую нить для вышивания. (Показ нити). Людей, вышивающих золотом, называют золотошвеями. А еще из золота делают золотые монеты (показ). А вот церковную утварь (кресты, обрамления икон, купола церквей) покрывают сусальным золотом (тонкие золоченные пластины), (показ). Из золота делают много разных предметов, даже высшая награда нашей родины “Герой России” тоже сделана из золота. (Показ иллюстраций). Чем больше золота, тем богаче наша страна.

Итог.

В. Так можем мы сказать спасибо желтому камню? И за что?

Ответы детей.

Игра “Если бы я был…” (Строителем, ювелиром, кузнецом, самолетостроителем) Дети выбирают камень.