Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи

Разделы: Логопедия


Коррекционно-образовательные задачи:

  • Активизировать, закрепить лексический материал по теме "Одежда".
  • Упражнять в узнавание предмета по его описанию, с опорой на картинку. - Развивать навык звукового анализа слов.
  • Совершенствовать грамматический стой речи (склонение существительных по падежам). - Упражнять в подборе прилагательных (качественных).

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие правильной диалогической речи и вербальной памяти.

Средства: беседа, чтение и разбор содержания рассказа. Оборудование: предметные картинки ( шкаф, пальто, шапка, свитер, варежки, шарф, валенки, брюки, колготки, майка, трусы и т. д.).

Ход занятия

1. Организационная часть. Сообщение темы занятия. Вопросы-задания: назовите место в квартире, в детском саду, где хранится одежда, скажите, где она размещается (шкаф,

шкафчики и др.). Назовите, какая на вас одежда, как одним словом можно назвать колготы, майку, трусы (пальто, куртку, шубу)?

2. Упражнение на узнавание предмета по его описанию. Отгадывание загадок о предметах одежды, с опорой на картинку. Предлагаемые загадки:

Широка да тонка,
Надувает бока,
Весь день на мне ездит,
Не слезая сидит,
А ночь придет-
Свернется и спит. (Рубашка)

Две сестрички,
Две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - их надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф) и др.

3. Чтение и разбор рассказа по теме "Одежда": "Как Маша одна дома осталась".

Логопед: Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа о том, как Маша осталась одна дома.

Было это в субботу, случилось так, что папа и мама у Маши в этот день работали. Мама у Маши - врач, и у нее в этот день было дежурство в больнице. А папа - строитель. И он в этот день тоже работал: строители новый дом строить заканчивали. И Маша осталась одна дома. Она уже не совсем маленькая - скоро в школу идти, в первый класс. Пора и к самостоятельности приучаться.

Встала Маша утром. Как полагается, зарядку сделала, умылась, поела. А потом захо-телось ей погулять и покататься на санках. Тут и случилась с ней неприятная история.

На столе лежала мамина записка, где она подробно описала, какие вещи надо одевать на улицу и где они лежат. Но Маша не обратила на нее внимания. Маша надела колготки, свитер, пальто, шапку, валенки. Она долго искала варежки и шарф, но не могла их найти. Ей очень хотелось кататься с горки, поэтому она решила не искать пропажу и отправи-лась на прогулку.

Маша вышла на улицу и поняла, что ей будет очень холодно, ее руки замерзли сразу, но она решила прокатиться с горки. После Маша решила вернуться домой, одеться теплее и поискать варежки.

Когда Маша вернулась домой, она обратила внимание на лежащую на столе бумагу. "Да ведь это, наверное, мамина записка, - догадалась Маша. - А я ее чаем залила, когда завтракала. Ну, ничего, как-нибудь разберусь". Буквы на бумаге расплылись, и некоторые слова нельзя было разобрать.

"Маша, ты сегодня дома одна, стала читать девочка мамино письмо. - Я положила твои ве:, которые ты должна одеть на прогулку , в шка:".

"Я знаю, что осталась одна. Только что обозначает это ве: и что это за шка: Чепуха какая-то: А гулять хочется".

Логопед: Прервем на минутку наш рассказ. А как выдумаете, ребята, что это были за слова ? Что положила мама? Она положила ве... (вещи). Они лежали в шка..(шкафу). Все верно. Да и Маша вспомнила эти слова и нашла все быстро.

Читает Маша дальше, а самые важные слова в письме и расплылись как раз.

"Возьми варе: и шар.. на верхней пол: в шка: , оденься и иди гулять".

"Иди гулять, - повторила вслух Маша. - А что это за слова такие? Одни загадки какие-то: Что же я наделала!".

Прочитала Маша еще раз внимательно письмо и все поняла.

Логопед: А вы, ребята, догадались, что это за слова? Повторяю, как было в письме. Возьми варе: и шар: на верхней пол:(Что обозначает варе:и шар...) Верно варежки и шарф. (Где они лежат ).

На верхней пол: в шка:

- Верно.

Динамическая пауза (игра с мячом)

Педагог называет предмет одежды, задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос, называя слова-признаки данного предмета одежды.

Пальто (какое?) теплое, удобное, красивое, красное и т. д.

- Маша взяла на верхней полке в шкафу, варежки и шарф. Завязала шарф поверх пальто, надела варежки и довольная пошла гулять.

- Разобралась Маша, конечно. А вы, ребята, разобрались? Тогда скажите мне:

- Назовите место в квартире, где хранится одежда?

- Где она размещается?

- Какую одежду Маша надевала на улицу?

- Вот какая история приключилась с Машей. А все потому, что она поторопилась. Ну, теперь она не будет так делать. Надеюсь и вы тоже.

4. Упражнение на дополнение предложений нужным по смыслу словом.

Пальто весит в:. В шкафу.

Пальто достают из шкафа.

Варежки и шарф лежат на полке.

Шапку надевают на голову.

Маша завязала шарф поверх пальто.

Свитер лежит в шкафу, свитер кладут в шкаф.

5. Итог занятия (оценка работы детей, повторение обобщающего слова "одежда", слов-названий предметов одежды и др.).