Разработка урока "Феодальная раздробленность на Руси". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Феодальная раздробленность на Руси” в результате которого учащиеся должны сделать вывод о “+” и “–” влиянии монголо-татарского нашествия на Русь.

Задачи урока:

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, добывать новые знания из различных источников, умение делать выводы;

- формирование умения работать в группах;

- развитие чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Форма урока: традиционный, с элементами ролевой игры.

Место урока в системе школьных уроков: Программа стандартная, учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История России Ч.I. С древнейших времён до конца XVI века”. Москва, “Центр гуманитарного образования”, 2001 г.

Данный урок является завершающим в теме “Феодальная раздробленность на Руси”, на изучение которой отводится по программе 7 учебных часов. Урок тесно связан с предыдущими, так как работа строится на основе знаний учащихся, полученных прежде. Не менее прослеживается связь данного урока с последующими уроками, так как монголо-татарское иго на Руси еще сохранялось, и об этих событиях речь пойдет на следующих уроках.

Конечный или планируемый результат:

Результатом данного урока является повторение, обобщение, более глубокое усвоение данной темы учащимися, а также вывод, необходимый для изучения следующей темы. Учащиеся должны прийти к выводу о дальнейшем развитии государства, конкретных целях дальнейшей политики и, возможно, предопределить события, о которых речь пойдет позже.

Оборудование.

  • Мультимедиапроектор.
  • Карточки с заданиями.
  • Презентация по теме “Феодальная раздробленность на Руси”.
  • Символическая одежда русского и монгольского воина, нарисованная на ватмане.

Содержание урока.

  1. Оргмомент.
  2. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.

1яХод урока

1. Оргмомент.

2. Мотивация. Сообщение темы и целей урок.

Мы с вами закончили изучать период феодальной раздробленности на Руси. Этот период охватывает не одно столетие, он продолжался длительное время - с конца XI века и до XIV века.

Именно на это время выпали серьезные испытания русскому народу. От действий и решений многих людей зависело будущее нашей страны.

Давайте перенесёмся с вами в XIII-XIV век и представим, что каждый из вас является главой какого-нибудь княжества. Ваша задача – продумать дальнейшую политику вашего княжества. А для того, чтобы вы себя уверенно чувствовали в этой роли, нам необходимо вспомнить ту историческую эпоху, конкретные события того времени, людей – исторических личностей, принимавших ответственные решения.

3. Основная часть.

Начнём с того, что повторим, что такое раздробленность и каковы причины её появления на Руси?

  • Что такое “феодальная раздробленность”?
  • Сколько княжеств появилось в этот период на Руси?

Слайд 1 “Феодальная раздробленность на Руси”. Презентация

Выполнение следующего задания поможет вам установить причины появления феодальной раздробленности. Для этого надо сформировать пары “причина-следствие”:

а) отсутствие твёрдого порядка престолонаследия;

б) наличие веча, выборной администрации, народного ополчения;

в) административная самостоятельность;

г) экономическая самостоятельность;

д) борьба за власть;

е) натуральное хозяйство.

Слайд 2, содержащий правильные ответы: а - д, б - в, е - г.

Итак, мы повторили причины раздробленности, а теперь давайте вспомним конкретные события того времени.

Вам необходимо ответить на каждое утверждение “Да” или “Нет”.

Учащиеся I варианта дают ответы на задания чётных номеров, а учащиеся II варианта на задания нечётных. Четверо учащихся в парах по этой же карточке определяют события, относящиеся к монголо-татарскому нашествию и к нашествию крестоносцев. Первоначально учащиеся работают самостоятельно, а затем во время озвучивания ответов учителем проводят взаимопроверку.

Слайд 3, содержащий зрительный ряд о событиях того времени.

  1. В декабре 1237 г. монголы вступили в пределы Рязанского княжества. (Да)
  2.  Получив известие о вторжении шведов, Александр проявил себя решительным и смелым военачальником: с одной дружиной и немногочисленными ратниками-новгородцами неожиданно напал на шведский лагерь. (Да)
  3.  Великий князь владимирский Юрий Всеволодович помог Рязани отразить удар монголов. (Нет)
  4. Невская битва закончилась вничью, стороны заключили перемирие. (Нет)
  5. После шестидневной осады и жестокого штурма Рязань пала. (Да)
  6. Монголы подошли к Владимиру 3 февраля 1239 г. (Нет)
  7. В 1240 г. в устье Невы высадился шведский отряд. (Да)
  8. В 1243 г. 5 апреля состоялось знаменитое Ледовое побоище. (Нет)
  9. Вслед за взятием Владимира Батый уходит с северо-востока. (Нет)
  10. Победа Александра предотвратила попытки шведов закрепиться на берегах Невы и Ладожского озера. (Да)
  11. В битве у Сити русские были разбиты, великий князь погиб. (Да) 
  12. У города Сити 4 марта 1238 г. произошла “сеча зла”. (Нет)

“ДА” - 1, 2, 5, 7, 10, 11.

“Нет” - 3, 4, 6, 8, 9, 12.

(Взаимопроверка)

Критерии оценивания:

Правильно 6 – “отлично”.

Правильно 4 – 5 – “хорошо”.

Правильно 3 – “удовлетворительно”.

Мы вспомнили причины раздробленности, события, которые происходили во время раздробленности, а кто же вершил эти события? Перечислите наиболее известные вам личности этого периода. (Учащиеся называют известных русских князей и ханов).

Отделите имя предводителя Золотой Орды и вы узнаете его настоящее имя:

ЧТИЕНМГУИЧСИХНАН

Не каждый знает, что Чингисхан – это не настоящее имя, оно означает великий хан. Его настоящее имя Темучин.

А на Руси в этот период тоже были самоотверженные люди. Их деятельность высоко оценивали не только друзья, но и враги.

В группах по 4 человека вам необходимо расшифровать шифрогаммы: высказывание Батыя и определить, о каком князе он так отзывался и высказывание Александра Невского и определить по какому поводу он сказал эти слова?

(Во время работы групп, 2 учащихся получают задание: одеть монгольского и русского воина)

Разгадав криптограмму, вы узнаете слова, сказанные Батыем о русском князе. Определите имя этого князя.

Ответы: 1. Численники. 2. Выход. 3. Ярлык. 4. Суздаль. 5. Тумен.

Учащиеся называют высказывание: “Всё, что мне ни говорили о нём, всё правда, нет подобного этому князю”.

О ком так мог отзываться Батый? (Правильный ответ – Александр Невский)

Слайд 4, 5, содержащий расшифровку криптограммы.

Разгадайте шифрограмму, и вы прочтёте знаменитые слова Александра Невского.

Определите, когда он мог произнести их.

1. Глава рыцарского ордена. 2. Участники крестовых походов. 3. Перепись ордынцами населения подвластных земель. 4. Город, захваченный крестоносцами на Руси. 5. Налоги с русских земель. 6. Представители ханов на Руси.

Ответы: 1. Магистр. 2. Крестоносцы. 3. Число. 4. Псков. 5. Дань.

Учащиеся называют высказывание: Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Слайд 6, содержащий расшифровку щифроограммы.

Какой вывод можно сделать о качествах Александра Невского по этим высказываниям.

(Талантливый полководец; любящий свою Родину, готовый защищать её; вызывающий уважение и т.д.)

Учитель выслушивает ответы детей, затем (при наличии времени) предлагает учащимся посмотреть отрывок из фильма “Александр Невский” в котором речь идёт о том, как бояре прибыли в Переяславль просить Александра Невского возглавить войско новгородское для борьбы с немецкими рыцарями.

Предварительно перед учащимися ставится задача:

  • Определить, когда происходит это событие?
  • Почему так случилось, что они (бояре) были вынуждены его позвать?

Физминутка: Так как мы с вами сегодня много времени уделяем работе с экраном, необходимо провести гимнастику для глаз. (Влево, вправо, вверх, вниз, зажмурили-открыли)

Ответы учащихся после просмотра отрывка. Событие происходит в то время, когда немецкие рыцари уже захватили Псков. Звать А.Невского были вынуждены бояре, так ранее они с ним поссорились и он уехал в Переяславль.

Трудное время переживал русский народ, но, несмотря на тяжесть своего положения, люди слагали песни, в которых отражали не только радости, но и горести.

Я зачитаю отрывок из народной песни о Щелкане, а вы должны определить его должность. Если у вас будут затруднения, то на экране вы увидите подсказки.

Слайд 7, содержащий подсказки.

“Брал он млад Щелкан
Дани-выходы, царские невыплаты.
С князей по сто рублей,
С бояр по пятидесяти.
У которого денег нет,
У того дитя возьмёт;
У кого дитяти нет,
У того жену возьмёт;
У кого жены нет,
Того самого головой возьмёт”. (Баскак)

Вы увидели из подсказок и из песни – чем же брали дань монголо-татары? (Деньги, люди)

Сегодня известен такой факт, что в этом трудном положении римский папа Иннокентий VI в середине XIII века предлагал русским князьям помощь в борьбе с монголо-татарами.

Слайд 8.

  • Как, по-вашему, поступили русские князья? (Отказались)
  • А почему они не согласились на помощь папы римского? (В обмен на помощь Русь была бы обращена в католичество)

Монголо-татарское нашествие историки оценивают по-разному. Одни считают, что принесённые монголо-татарами бедствия велики, другие считают, что никакого ига на Руси не было.

  • А вы как считаете, какое влияние оказали монголо-татары на нашу страну?

Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает выполнить следующее задание

Разделите влияние монголо-татарского нашествия на “+” и “-”.

  1. Разрушено 49 городов.
  2. Управление осталось в руках русских князей.
  3. Русский народ выплачивал дань.
  4. Русь сохранила православие.
  5. Окрепли связи Руси с Востоком.
  6. Огромные потери населения, часть угнаны в Орду.
  7. Нанесён большой ущерб ремеслу и торговле.
  8. Часть “выхода” оставалась в руках русских князей.
  9. Культура Руси пришла в упадок.
  10. Русь была изолирована от Запада.

“+” - 2, 4, 5, 8.

“-” - 1, 3, 6, 7, 9, 10.

Домашнее задание: Дома вы самостоятельно выпишите в тетрадь положительное и отрицательное влияние монголо-татарского нашествия на развитие Руси, а также можете составить на выбор кроссворды, тесты или шифрограммы по главе II.

Заключение.

Сегодня на уроке вашей задачей было определить дальнейшую политику своего княжества.

Определились ли вы с дальнейшими действиями? Какой должна быть в это трудное время политика русских князей? Какую вы, как русский князь, будете вести политику?

Если учащиеся без затруднений делают вывод о том, что русские должны были понимать, что необходимо объединиться для дальнейшей борьбы с монголо-татарами, то учитель, подтверждающий правильность их ответа. Если же учащиеся затрудняются, то учитель предлагает прослушать притчу-подсказку. Слайд 9.

Причта:

Перед смертью Чингисхан собрал своих сыновей, раздал всем по стреле и велел их переломить. Легко хрустнули тонкие древки в сильных руках. Тогда предложил хан сломать пучок из нескольких стрел. На это не хватило сил никому.

  • Какой вывод следует из этой притчи?

- Видите, - сказал мудрый полководец, - если вы всегда будете действовать сообща, никто вас не сломит. Если же разъединитесь, то как и стрелу эту, каждого из вас легко уничтожат поодиночке ваши враги.

Итак, светлейшие князья, совместными усилиями мы наметили дальнейшую политику русских князей, а как это происходило, нам предстоит узнать на следующих уроках.