Итоговое занятие по познавательной деятельности детей в старшей группе д/с по «Истории вещей»

Разделы: Работа с дошкольниками


“Если личность воспитателя, благодаря подражательности и
внушаемости ребёнка, следует признать одним из могущественных
факторов воспитания, то одним из надёжнейших орудий в его
руках является интерес”.
Е.А. Аркин

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребёнка нет никаких интересов, значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребёнка на те предметы и явления окружающего, которые захватили бы его ум и воображение. Воспитатель формирует и направляет детские интересы, расширяет и углубляет их, старается придать им устойчивость, действенность, нравственную направленность. Здоровый, нормальный ребёнок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Однажды мне в руки попались картинки старинных вещей, прообразов современных вещей, я показала их детям и они заинтересовались тем, как эти вещи выглядят сейчас. Я решила помочь детям узнать историю возникновения различных вещей.

Начиная работу по ознакомлению детей с историей развития предметов быта, я преследовала цель раскрытия перед детьми дошкольного возраста удивительного рукотворного мира, мира творческой деятельности человека. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их удобными в использовании, мы как бы отправлялись в прошлое и мысленно переносились в быт и жизнь людей прошлых веков. Выбор тем для путешествий в прошлое предметов, конечно же, зависел от возраста и возможности показать те или иные предметы. В этой работе мне помогали родители, бабушки и дедушки воспитанников. Они приносили некоторые сохранившиеся от старых времён вещи и предметы, помогали в оформлении уголков старины в группе. В результате проведения цикла игр – путешествий дети проявили желание участвовать в драматизации тех сценок из прошлой жизни, о которых я рассказываю в конспекте итогового занятия по теме “ История вещей”.

Конспект итогового занятия по развитию познавательной деятельности детей в старшей группе детского сада по теме “ История вещей ”

Цели занятия: закрепить понятие о том, что человек на протяжении веков создавал себе предметы для жизни; как изменялись эти предметы от века к веку, как вещи, которые нас окружают, помогают человеку выжить; развивать ретроспективный взгляд на предметы человеческого быта, научить детей понимать назначение и функции многих предметов одежды, обуви, мебели, столовых и бытовых приборов; воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.

Материалы: оборудование и предметы для сценок, начиная с древних веков по наши дни, картинки с изображением истории развития предметов, схема-описание предметов, некоторый механизм изображающий “машину времени”.

Ход занятия: (в ходе занятия все роли исполняются детьми).

Воспитатель: Ребята, вы знаете, у меня есть интересный механизм, который называется “машина времени”, с помощью него я хочу пригласить вас в нашу историю. А вы знаете, что это такое история? (ответы детей)

Я сейчас поверну ручку нашей “машины времени”, и мы все окажемся в самом начале нашей истории – в древнем мире.

Ребёнок читает стихотворение:

Раз первобытные люди
Пошли в первобытный лес.
И первобытное солнце
Глядело на них с небес.
Решили тогда эти люди
В глухой пещере пожить
Огонь они раздобыли,
На нём стали пищу варить.
А ели они руками
И воду пили с ручья,
Одеты не так, как мы с вами,
Шкурой прикрыты слегка.

В. – Отправляемся в гости (крутим “машину времени”).

Сценка 1.

Пещера. У входа – “костёр”. На земле шкура. Мужчина, одетый в шкуру, приходит с охоты, приносит добычу, отдыхает на шкуре. Женщина берёт мясо, надевает на вертел, крутит его над костром. Она сидит на бревне, одета в шкуру тоже. Они почти не разговаривают, иногда общаются жестами: “Я пришел, Ута!”, “Ложись”, “ Иди есть” - едят пищу руками, откусывая от целого куска.

Обсуждение сценки:

- Была ли мебель у первобытных людей, если была, то какая?

- Как они одевались и обувались?

- Использовали ли первобытные люди посуду и столовые приборы?

- Что они ели?

- Какие они имели орудия труда?

- Для чего им нужен был огонь и какое значение имел он в их жизни?

(дети отвечают на вопросы)

Физкультминутка - танец “Первобытные люди у костра” - танцуют все дети.

Ребёнок читает:

Проходил так целый век.
Поумнел наш человек
Жить с семьей он стал в избе,
Ложкой кушать кашу.
Мебель сделал он себе,
Печь сложил, как нашу.

Воспитатель:- крутит “машину времени” и дети попадают в новый век.

Сценка 2.

Деревенская изба: в ней печка, вёдра, коромысло, горшки, ухват, веник, стол, лавки. На столе - самовар, деревянные ложки, чугунок, лучина, прялка.

Хозяйка: (обращается к своему мужу и сыну) “Иван Демьянович и ты Фролушка, идите щи отведайте”. Отец с сыном подходят к столу, садятся, крестятся, берут ложки и едят из общего чугуна.

Хозяин: “Ай, хороши нынче щи у тебя, Настасья Тимофеевна, получились”.

Хозяйка: “Да. Удались, крапивушка больно хороша попалась. Ты мне печку-то посмотри, дымит что-то, да и прялка сломалась. Наладить бы. Скоро пахать пора - соха-то в сарае. Поглядел бы”.

Хозяин: Соху поглядел, наладил. Печь вечером погляжу, а уж прялку – завтра. (бьёт сына ложкой по лбу) Не балуй за столом, ешь!” Мать утешает ребёнка, даёт свистульку, гладит по голове говорит: “ Тятьку слушать надо, не шалить за столом”.

Беседа по сценке:

- Изменилась ли одежда людей за прошедшее время?

- Что стало у людей в избе?

- Появилась ли посуда? Какая она?

- Как люди стали обогреваться и готовить еду?

- Чем освещали свою избу?

- Какие орудия труда у них появились?

- Чем они обрабатывали землю?

- Какие игрушки были у детей в то время?

На чём люди ездили, часто ли это делали?

(дети отвечают на вопросы)

Вместо физкультминутки игра “ Что за чем” - принимают участие все дети.

У детей карточки с изображениями предметов в разные эпохи. Дети, в командах, должны выложить их от самых древних времён до наших дней – показать эволюцию предметов, как они изменялись во времени.

Сценка № 3.

Комната в барском доме, мягкая мебель, стол со скатертью, на столе чайный сервиз, рядом канделябр со свечами. Барыня, в красивом платье, сидит в кресле и пьёт чай – входит служанка.

Служанка: Барыня, Анна Львовна, к вам граф Вяземский с визитом!

Барыня: Проси.

(Входит князь.)

Князь: Ах, любезная, Анна Львовна, как ваше здоровье?

Барыня: Благодарю сударь, уже хорошо. Проходите, садитесь. Хотите чаю?

Князь: Извольте сударыня, не откажусь.

Барыня: Скажите князь, что нового в свете?

Князь: Вчера был на балу у губернатора, в его новом доме. Какой был стол! Какие блюда! Какая посуда! Сервиз на 100 персон! Полковой оркестр играл всю ночь. Мы много танцевали. Барышни были в роскошных нарядах!

Барыня: Жаль, что у меня вчера разыгралась мигрень, а то я бы тоже была на балу. Я так люблю танцевать!

Беседа по сценке:

- Как жили богатые люди в то время? Какие были у них дома, мебель, посуда?

- Отличалась ли одежда богатых людей от одежды крестьян? Чем?

- Под какую музыку они танцевали?

- Чем освещали свои дома?

- На чем ездили люди в то время?

(дети отвечают на вопросы. )

Воспитатель: Отправляемся в следующую эпоху, Крутим машину времени,

Сценка № 4:

Наше время. Современная комната. Девочка сидит за столом в наушниках и слушает музыку. Входит мама.

Мама: Катя, я тебя зову, зову, а ты не слышишь. Иди обедать, всё стынет.

Катя: Не хочу.

Мама: Конечно. Целый день магнитофон, телефон да компьютер! Лучше бы комнату пропылесосила, да пошла б, свежим воздухом подышала. Вот аппетит и появится.

Катя: Да-а-а. А ролики вы мне купили! А без них во дворе нечего делать. Все ребята на роликах гоняют, а я что? Смотреть на них буду?

Беседа по сценке:

- Отличатся ли наша жизнь от жизни людей в старину?

- Какие бытовые приборы придумали люди для облегчения своей жизни?

- Какая теперь у нас мебель?

- Какое освещение в домах?

- На каком транспорте передвигаются люди в наше время?

Дети читают стихотворение:

Компьютер – друг детей и взрослых
Он сделан был давно,
Пришел из Франции далёкой
Огромный и простой.
Но шли года, века, эпохи –
Компьютер стал другим.
Он вычисляет, прибавляет,
Рисует с нами, говорит.
Отсюда следует друзья,
Компьютер нужен для труда,
Обогащения ума,
С ним просто весело всегда.

Воспитатель: Наше путешествие в прошлое вещей подошло к концу. Мы вернулись в своё время. Пройдут годы, вы вырастете и создадите ещё более совершенные приборы и механизмы, которые будут помогать людям в повседневной жизни. А сейчас давайте проверим ваше мышление и поиграем в игру “ Угадай по описанию”.

(одни дети загадывают предмет с помощью схемы, а другие отгадывают, что это.)

Например: В древние века это была половина ореха, потом котелок. Сейчас этот предмет бывает разного цвета, небольшой, легкий. У него есть донышко, стенки, носик, крышка. Сделан он из глины или металла. Используют этот предмет во время еды, сейчас он часто бывает электрический. Что это? (чайник). Так дети загадывают 3-4 предмета.

В заключение дети танцуют любимый танец” Ты мне больше не звони”.