Художественно-эстетическое воспитание в общеобразовательной школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически.
Шиллер

Суть художественно-эстетического образования и воспитания заключается в расширении возможностей для самореализации ученика и учителя в школе, создании условий для разностороннего и свободного развития личности.

1989 год можно считать годом появления первых ростков художественно-эстетического цикла, когда на школьной сцене впервые исполнил свой танец хореографический коллектив “Радость”.

Вскоре педагоги, стали учить детей играть на фортепиано и баяне, петь в хоре и отдельно в хоре мальчиков, изучать специальные музыкальные дисциплины – сольфеджио и музыкальную литературу. А дальше – изостудия, студия художественного труда и сольного пения, театральная студия, одним словом, эстетический цикл находился в постоянном развитии.

Задача художественно-эстетического образования в школе - развивающее обучение. Оно рассматривается не в свете достижения престижных образцов, а сточки зрения творческой самореализации учащихся. Школа рассматривает эстетическое воспитание и образование не как узкопрофессиональное изучение отдельных предметов художественно-эстетического цикла (как это делается в специализированных музыкальных, художественных, спортивных и т.д. учебных учреждениях), а как развитие творческого потенциала каждого ученика, формирование его духовной культуры, овладение компетентностями по одному из видов искусства.

Искусство в школе - это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика. Наша задача - помочь каждому человеку состояться Человеком.

Основная направленность работы преподавателей художественно-эстетического цикла - активная работа учащихся на уроке и во внеклассной работе, выявление с помощью индивидуального подхода к каждому ребёнку его творческого потенциала, предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка - формирование творческой личности, что является конечной целью работы всей школы.

В школе создан профессиональный коллектив преподавателей художественно-эстетического направления. Уровень профессиональной подготовки преподавателей высок, среди них 50% имеют высшую и первую категорию.

Занятия по предметам искусства введены в общее расписание школы (музыка, изо, ритмика): в основном уроки проводятся в I смене, а во II смене занимаются студии, коллективы, объединения ДО.

Таким образом, предметами общеэстетического воспитания охвачено:

  • 1-4 класс – 310 человек
  • 5-9 класс – 319 человек

Обучаются игре на музыкальных инструментах и посещают специальные музыкальные дисциплины – 64 человека.

Изучение предметов художественно-эстетического цикла осуществляется на добровольной основе: выбор углублённого изучения того или иного направления с самого начала предоставляется детям и родителям на договорной основе.

С первого класса, в зависимости от наклонностей и желания, дети обучаются музыке, танцам, рисованию, лепке, театру, игре на музыкальных инструментах. В старших классах предметы искусства изучаются учащимися факультативно (графика и дизайн) или через занятия в объединениях дополнительного образования (хор, театр, сольное пение)

Во внеурочное время учащиеся занимаются в различных коллективах и студиях: (См. Приложение 1)

Учащиеся музыкального направления представляют результаты своей деятельности на академических концертах по инструменту, выступлениях учащихся перед классными аудиториями, родителями; творческих отчетах коллективов, экзаменах, конкурсах, фестивалях, смотрах в школе, городе.

Кроме того, традиционно проходят творческие каникулы (в феврале), неделя искусств (в апреле) - творческий отчёт коллективов, студий, танцевальный марафон, хоровой фестиваль, городской фестиваль “Школьная весна”, который стал настоящим городским праздником. Каждая школа, в том числе и наша, представляет большую концертную программу, где старается показать все направления деятельности эстетического цикла. Жюри осуществляет отбор лучших номеров, которые примут участие в гала-концерте.

Так получается, что наша школа всегда принимает участие во всех направлениях гала-концерта. В одной номинации мы часто представляем несколько творческих номеров.

Учителя кафедры художественно-эстетического образования используют современные технологии и программы, проводят интегрированные уроки с учителями литературы, истории.

Добиться единения мысли и чувства, труда души и эстетических переживаний, эмоционального наслаждения “добывания” знаний, одним словом, развить творческий потенциал, приобщить к нравственным и этическим ценностям – это задача решается в нашей школе посредством создания литературно-музыкальных салонов, которые позволяют наиболее полно использовать все выразительные средства.

Стихи Лермонтова, Пушкина, Блока, повествование о их творчестве – все это нашло музыкальную параллель – романсы Чайковского, Аренского, Балакирева, Варламова, что помогает понять внутреннюю музыку литературных произведений, определяет умение чувствовать, видеть, слышать и понимать красоту звучащего слова, фантазировать.

Овладев компетенциями в различных направлениях, учащиеся свободно применяют их в жизни: играют в школьных командах КВН, исполняют роли второго плана в муниципальном театре, с успехом побеждают в конкурсах “Искусство Отечества”, городских конкурсах рисунков и поделок из различных материалов.

Педагоги кафедры и учащиеся эстетического цикла становятся участниками многих мероприятий в школе и за её пределами.

(См. Приложение 2)

Стало традиционным посещение городского дома престарелых. Одинокие старики с большой радостью и любовью встречают школьную концертную бригаду. Вместе поют песни под аккомпанемент юных баянистов, дружно подпевают солистам и готовы пойти танцевать вместе с хореографическим коллективом. Тепло души, подаренное одиноким людям, надолго сохраняется в сердцах детей.

Итоги работы кафедры художественно-эстетического образования и воспитания подводятся каждый год и их можно считать достаточно высокими:

Выпускники школы продолжают обучение в музыкальном училище, гуманитарном университете в городе СПб и других ВУЗах не только нашей области, но и страны

Педагоги кафедры оказывают активную помощь в подготовке участников к таким конкурсам как: “Ученик года”, “Учитель года”. А главное сами становятся лауреатами и дипломантами таких конкурсов как “Учитель года”, “ Лучший педагог дополнительного образования”, областной конкурс “Золотой микрофон” и др. Кроме того учителя и ученики эстетического цикла – активные помощники в создании и реализации школьных проектов, создаваемых в рамках детско-взрослого проектирования.

Учащиеся школы, уже несколько лет подряд, становятся победителями городской олимпиады по предмету “Музыка”, а работы, выполненные в студии “Журавлик” очень часто получают заслуженные награды на городских конкурсах. Хореографический коллектив “Радость”, которому в этом году исполняется 20 лет, и вокальный ансамбль “Веселый смех”, неизменные участники различных школьных и городских праздников и концертов: проводы зимы, день города, день Победы, фестиваль солдатской и патриотической песни, конкурс “Золотой микрофон”. Очень часто именно в нашей школе проходят открытия и закрытия различных конкурсов, конференций, праздников, что еще раз говорит о высоком уровне профессионализма педагогов и учащихся.

Коллектив педагогов и учащихся активно взаимодействует с различными организациями и учреждениями города. Мы обмениваемся опытом и проводим творческие встречи учащихся, выезжаем с концертами на различные предприятия города.

Социологи, педагоги, деятели искусства занимаются сейчас проблемами всеобщего падения духовного потенциала человечества.

Поэтому в новой концепции образования, принципиально иное место должны занять художественное образование и эстетическое воспитание. Полноценное воспитание личности ребенка в условиях современного учебно-воспитательного учреждения нового типа невозможно без предметов художественно-эстетического цикла.

Список используемой литературы.

1. Алиев Ю.Б. “Настольная книга школьного учителя-музыканта” М.,2000 г.

2. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” М.,1985 г.

3. ЗатяминаТ.А. “Современный урок музыки” М. Глобус, 2007г.

4.Кабалевский Д.Б. “Как рассказывать детям о музыке” М.,1989 г.

5.Методические рекомендации к урокам музыки общеобразовательной школы. М.,1971 г.