Программа информатизации МОУ "Гимназия" г. Ефремова Тульской области на 2009–2012 годы

Разделы: Администрирование школы


За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Реализация Концепции модернизации образования до 2010 года предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет - ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры учителя как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства гимназии. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
-использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
-использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
-рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
-использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
-использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
-организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
-использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
По-настоящему использовать ИКТ можно только в том случае, когда учащиеся активно применяют их как непосредственно в образовательном процессе, так и при подготовке учебных заданий. За последние годы возросли возможности образовательных учреждений в информатизации школьной среды. Однако информационную среду гимназии характеризуют  не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько эффективное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе. С целью оптимизации информационно-технических ресурсов образовательного учреждения, создания условий для развития ИКТ - компетентности всех участников педагогического процесса, организации информационно насыщенной среды и разработана Программа информатизации МОУ «Гимназия». Программа информатизации гимназии как документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, позволит обеспечить  новое  качественное состояние образовательной системы ОУ.

Паспорт программы

Наименование программы Программа информатизации МОУ «Гимназия» г.Ефремова Тульской области на 2009 – 2012 годы
Нормативно–правовая база программы
  • Устав гимназии
  • Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»
  • Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы
  • Программа информатизации муниципальной образовательной сети Ефремовского района на 2008-2011 гг
Заказчик программы Администрация МОУ «Гимназия» г.Ефремова Тульской области
Разработчики программы Печникова И.А. – зам.директора по УВР.
Сроки реализации программы 2009 г. – 2012 г.
Контроль за исполнением программы Зубков В.В. – директор МОУ «Гимназия» г.Ефремова Тульской области
Цели программы Формирование единой информационной среды МОУ «Гимназия» г.Ефремова Тульской области, обеспечивающей:

  • повышение эффективности, доступности и качества образования на основе использования информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе;
  • повышение оперативности и качества управления гимназии на основе информационно- коммуникационных технологий;
  • сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала гимназии;
  • создание условий для поэтапного перехода к качественно новому уровню образования  на основе информационных технологий.
Задачи программы Управленческие:

  • внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность для создания единого информационного пространства гимназии;
  • автоматизация учета кадров и документации гимназии для оперативного ведения и архивного хранения информации;
  • автоматизация статистических данных гимназии для оптимизации процесса обучения и контроля качества образования;

Методические:

  • обучение педагогических и руководящих кадров информационным технологиям;
  • повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  • создание в электронном виде материалов методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний и методические пособия, и другие виды учебной информации.

Организационные:

  •  обеспечение условий для формирования информационной культуры участников образовательного процесса, адекватной современному уровню развития информационных технологий;
Сроки и этапы реализации Первый этап -  2009 – 2010 годы.
Компьютерная грамотность, оснащение гимназии средствами ИКТ,  установка и отладка работы локальной сети, создание регламентов работы сети, разработка структуры школьного образовательного электронного ресурса, накапливаемого в сети.
 Второй этап – 2010 – 2011 годы.
Применение ИКТ при изучении различных дисциплин, интеграция ИКТ в учебный процесс, широкая межпредметная интеграция, создание  электронных методических материалов переход от единичных электронных методических материалов к созданию электронных журналов, учебников, библиотек по всем образовательным областям.
Третий  этап – 2011 - 2012 годы.
Создание единой информационной сети гимназии, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен, а также требует нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.
Источники финансирования Федеральный бюджет, областной и районный бюджеты, внебюджетные и иные средства
Ожидаемые конечные результаты реализации программы 1. Создание единой образовательной информационной среды гимназии, обеспечивающей доступ участников образовательного процесса к локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, а так же к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам гимназии;
2. Повышение эффективности образовательного процесса;
3. Автоматизация организационно-распорядительной деятельности гимназии;
4. Повышение уровня информационной культуры участников образовательного процесса, адекватной современному уровню развития информационно-коммуникационных технологий.

Общие положения

Основная цель программы:
 Создание условий для применения современных компьютерных технологий в образовательном процессе и управлении гимназией, повышение информационной культуры участников образовательного процесса, формирование в гимназии единого информационного образовательного пространства.
Задачи: 

  1. обеспечение развития сложившейся методологии образования гимназии за счет использования преимуществ компьютерных технологий;
  2. внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность;  
  3. создание  механизма управления  процессом информатизации гимназии;
  4. обучение педагогических и руководящих кадров информационным  технологиям;
  5. повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся;
  6. формирование  у  участников  образовательного процесса  навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения творческих образовательных программ;
  7. создание банка программно-педагогических средств, для использования компьютерной техники в учебном процессе;
  8. создание условий для персонального доступа к компьютеру обучающимся и сотрудникам школы.

В настоящее время МОУ «Гимназия» г. Ефремова Тульской области  имеет следующее техническое оснащение:

  • Количество оборудованных кабинетов – 1, в нем рабочих мест – 12,  подключен к сети Интернет, оплачиваемой за счёт средств спонсоров, действует локальная сеть.
  • комьютеров(всего)- 37
  • ноутбуков - 2
  • мультимедийных проекторов – 5.
  • принтеров – 7.
  • МФУ-2
  • копировальный аппарат -2
  • сканеров – 4.
  • документ –камера – 1
  • интерактивная доска( укомплектованная проектором) – 2
  • флеш-память -4

Осуществлена поставка в гимназию лицензионных прикладных программных средств, необходимых для рационального и эффективного управления школой «1С: Хронограф. Школа.2.5», «1С: Хронограф. Мастер 3.0. Расписание», пакета программ «Помощь1» и «Помощь2», обучающих программных средств.
В  гимназии  систематически проводятся уроки с использованием ИКТ по всем предметным областям, наблюдается стремление к внедрению компьютерных технологий в учебную и воспитательную работу через введение интегрированных курсов, психологический мониторинг, новые методы обучения и интеллектуального развития, формы продуктивной деятельности. Растёт число учителей-предметников, обладающих знаниями в этой области, в рамках проекта ИСО прошли компьютерную подготовку 14 учителей – предметников и учителей начальной гимназии.
В нашей школе информатика изучается со 2-го класса по программам для общеобразовательных учреждений. Можно утверждать, что в настоящее время большинство выпускников гимназии обладают хорошей компетентностью  в области информатики, что подтверждают результаты поступления наших выпускников в вузы и техникумы. 
Компьютерное оборудование гимназии позволяет использовать современные технологии, накоплен определённый опыт обучения этим технологиям, применения их в преподавании различных предметов, школьном делопроизводстве. Гимназия имеет  2 доступа в сеть Интернет, одним из них  оборудована  учительская корпуса №1 -высокоскоростной широкополосный доступ в Интернет по технологии ADCL по ПНП «Образование», это даёт возможность использовать телекоммуникации в учебном процессе. В  школе формируется определённый круг учителей, являющихся носителями компьютерных образовательных технологий, они готовы участвовать в телекоммуникационных проектах, олимпиадах. Свободный доступ учителей и учащихся в Интернет даёт возможность нашей  гимназии  организовать разнообразную учебную и творческую деятельность, использовать международные информационные ресурсы.

План действий по реализации программы информатизации МОУ «Гимназия» г. Ефремова Тульской области

Конкретные действия по решению задач Сроки Ответственные Мониторинг
Разработка квалиметрического  инструментария.(Введение электронного документооборота) 2008-2011 Зам. директора по УВР Отчеты классных руководителей и учителей-предметников
Обновление и расширение материально-технической базы гимназии.
Создание мобильных рабочих мест учителя предметника (ноутбук, проектор) в предметных кабинетах  гимназии 2009-2012 Администрация, зам. директора по УВР Наличие и функционирование
Создание единой локальной сети гимназии 2009-2012 Администрация города Наличие и функционирование
Подключение к информационной сети предметных кабинетов гимназии 2009-2012 Зам. директора по УВР Наличие и функционирование
Создание  мультимедийного центра (каб.21) 2009-2011 Администрация Наличие и функционирование
Приобретение компьютеров и проекторов для организации рабочего места учителя-предметника и учителя начальных классов 2009-2012 Администрация,зам. директора по УВР Наличие и функционирование
Создание и обновление библиотеки программного обеспечения 2009-2012 Зам. директора по НМР Наличие и функционирование
Приобретение и обновление антивирусных программных средств для надежного функционирования информационной сети гимназии. 2009-2012 Зам. директора по УВР Наличие и функционирование
Модернизация компьютеров 2009-2012 Директор Наличие и функционирование
Создание условий для систематического использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе
Повышение ИКТ-компетентности педагогов гимназии через курсы в рамках проекта «ИСО» и работу мобильного сервисного компьютерного Центра при ИМЦ КО 2009-2011 Зам. директора по УВР, педагоги-предметники Разработка и проведение открытых уроков и мероприятий с использованием ИКТ
Апробация цифровых образовательных ресурсов в рамках проекта «ИСО» 2009-2011 Педагоги Документация в виде календарно-тематического планирования, протоколов предметных методических объединений
Использование цифровых  образовательных ресурсов на уроках 2009-2012 Педагоги Разработка и проведение открытых уроков и мероприятий с использованием ИКТ, опрос учащихся, систематическое отслеживание результатов и повышение эффективности образовательного процесса через использование квалиметрического инструментария
Создание банка цифровых образовательных ресурсов по каждому предмету 2009-2012 Педагоги Документация в виде перечня ЦОРов по всем предметным областям, формирование медиатеки
Наполнение банка данных гимназии методическими материалами педагогов 2009-2012 Зам. директора по УВР, педагоги Создание банка методических разработок и рекомендаций по использованию ИКТ на уроках
Участие педагогов и учащихся гимназии в сетевых и дистанционных проектах образования 2009-2012 Зам. директора по УВР, педагоги Тестирование
Участие педагогов гимназии в конкурсах педагогических инициатив в рамках проекта ИСО 2009-2012 Зам. директора по УВР, педагоги Наличие поощрительных и подтверждающих участие документов
Сбор информации о различных пакетах программ автоматизации управленческой  деятельности и внедрение их в школе 2009-2012 ММЦ, РМЦ  
Апробация и внедрение информационной системы автоматизации гимназии «1С: Хронограф. Школа» 2009-2011 Администрация, педагоги Систематическое использование информационной системы автоматизации гимназии «1С: Хронограф. Школа»
Обучение классных руководителей работе с информационной системой
автоматизации гимназии «1 С: Хронограф. Школа»
2010-2012 Классные руководители Систематическое использование информационной системы автоматизации гимназии «1С: Хронограф. Школа»
Обучение учителей-предметников работе с информационной системой автоматизации гимназии «1С: Хронограф. Школа» 2010-2012 Классные руководители Систематическое использование информационной системы автоматизации гимназии «1С: Хронограф. Школа»
Апробация программы автоматического составления расписания занятий 2007 Зам. директора по НМР Наличие и функционирование
Разработка и совершенствование внутри школьной базы данных «Учащиеся гимназии» 2008-2010 Зам. директора по УВР Наличие и функционирование
Внедрение в единое информационное пространство
Создание единой информационной базы гимназии 2009-2012 Зам. директора по УВР Наличие и функционирование
Организация деятельности педагогов и учащихся по использованию информационных ресурсов сети Интернет для реализации образовательных и воспитательных целей 2008-2012 Зам. директора по УВР Анализ результатов работы педагогов и учащихся на заседаниях предметных методических объединений и кафедр
Обеспечение доступа к информационным ресурсам локальной и глобальной информационных сетей в гимназии 2008-2012 Зам. директора по УВР Наличие и функционирование
Создание и обновление сайта гимназии 2009-2011 Зам. директора по УВР Наличие и функционирование

После реализации данной программы мы  ожидаем получить следующие результаты:
1. Повышения ИКТ-компетентности и информационной культуры всех участников образовательного процесса.
2. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и работы управляющей системы гимназии за счет внедрения ИКТ.
3. Создание цифровых образовательных ресурсов (в том числе и по реализации регионального компонента), активное взаимодействие с другими участниками образовательного и воспитательного процесса в едином информационном пространстве.