Мониторинг качества образования как средство объективной оценки образовательного процесса в школе

Разделы: Администрирование школы


В практике управления школой важно, чтобы обеспечение руководителей в сфере образования объективной, достоверной, регламентированной по форме и времени информацией было максимально полным. Для этого существует система школьного мониторинга.

Одним из оснований для создания системы мониторинга является контроль за качеством учебно-воспитательного процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися различных групп параллели. Получив такой инструмент, можно своевременно и конкретно вносить необходимые поправки в деятельность как учителей, так и учащихся.

Что же представляет собой педагогический мониторинг в нашей школе? Педагогический мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и медицинского мониторинга с целью получения целостного представления о личности школьника, что крайне необходимо для учебных заведений, работающих в режиме личностно ориентированного образования. Такой комплексный подход к изучению личности школьника, учебной ситуации, сложившихся взглядов педагогического коллектива направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей (степени обученности, обучаемости, познавательных интересов, мотивов учения). А также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности учащихся и учителей образовательным процессом, эмоционального состояния учащихся, характера внутришкольных взаимоотношений, педагогической культуры учителей.

Разработка этапов современного педагогического мониторинга включает конструирование системы контрольных заданий и средств сбора дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведение тестовых срезов, сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку полученных данных, анализ и интерпретацию результатов обработки. Все это требует наличия у педагогического мониторинга определенной динамической направленности, которая выражается в типах обследования или контроля:

– сравнительный характер педагогического мониторинга дает возможность сравнения обученности различных групп и классов;

– пролонгированный характер предусматривает многократный сбор информации в течение достаточно длительного периода с определенным контингентом учащихся;

– констатирующий характер - обследование, направленное главным образом на выявление и описание состояния знаний учащихся;

– диагностический характер - обследование, направленное на установление причин выявленного состояния знаний учащихся;

– прогностирующий характер - обследование, на основании которого можно осуществлять, прогнозирование успешности обучения учащихся в будущем, исходя из возможностей на данный момент.

При мониторинге обученности учащихся необходим, кроме определенной системы контроля, еще и инструмент отслеживания. Наряду с использованием педагогического мониторинга в режимах “учитель – ученик”, “учитель – учитель” важным звеном является работа “заместитель директора – учитель”, построенная на субъект-субъектной основе. Традиционным в школе становится отслеживание состояния успеваемости при помощи гистограмм по трем показателям: выполнение стандарта (процент успеваемости), качество знаний (процент качества знаний) и степень обученности класса (СОК). Все три показателя отражают состояние обученности учащихся по одному предмету у одного учителя по итогам четверти и учебного года.

При этом учителем совместно с администратором отслеживаются закономерности обученности учащихся различных учебных групп: когда и почему наблюдаются “спады” и “взлеты”. Здесь же выясняется и уровень требовательности учителя к знаниям учащихся в начале и в конце учебного года, объективность в выставлении оценок учащимся.

Разумеется, эта работа требует открытости, гласности и определенного мужества учителя. На это следует пойти ради совершенствования учебного процесса, ради реально установленной дифференцированной личностно ориентированной учебно-воспитательной работы в школе. При анализе индивидуальности в деятельности учителя показывается и оценивается не каждый элемент в отдельности, а устанавливается взаимосвязь между ними, доказывается, что именно в совокупности они обеспечивают эффективное решение задач. В итоге появляются выводы общего порядка, что, на наш взгляд, и составляет суть исследования.

По своему внутреннему строению мониторинг объединяет три важных управленческих компонента: контроль, экспертиза различных сторон деятельности школы и система информационного обеспечения управления. Он основывается на этих компонентах, но не заменяет ни один из них, поскольку не может быть ни контролем, ни экспертизой, ни системой информационного обеспечения. Более того, без существования в школе всех этих систем организация мониторинга невозможна. Таким образом, по своему внутреннему строению мониторинг напоминает пирамиду, в основании которой лежат системы контроля, информационного обеспечения управления и экспертизы.

По отношению к информационному обеспечению, контролю и экспертизе мониторинг играет двоякую роль. С одной стороны, все указанные компоненты управления лежат в его основе, а с другой, — он особым образом организует и дисциплинирует эти компоненты. Получается интересная картина: нововведение в управлении в виде мониторинга не ломает традиционную систему, а требует обеспечения ее стабильности, долгосрочности и надежности.

Мониторинг предоставляет руководителю информацию для принятия стратегических и тактических решений. Выработка той или иной стратегии определяется тем, над какой темой работает в данный момент школа. Если объектом пристального внимания является содержание и качество образования, то для выработки стратегии движения вперед руководитель нуждается в информации о его динамике за последние 5–10 лет. Если заботы руководителя сфокусированы на развитии сети образовательных услуг, то для него важной и необходимой будет информация об образовательных потребностях учащихся и родителей за последние годы.

Эти примеры говорят о том, что мониторинг как самоцель имеет мало смысла, он должен отвечать существующим на данный момент информационным запросам и потребностям руководителя и управленческой команды и как инструмент должен применяться в нужном для них направлении. Поэтому главной задачей является определение для мониторинга показателей, индикаторов, источников информации, технологии анализа и представления информации. При создании системы мониторинга надо получить ответ на вопросы:

– что есть объект мониторинга, каковы его структура и взаимосвязи;

– на какие цели и задачи по отношению к данному объекту направлена управленческая деятельность, которую призвана обслуживать система мониторинга;

– каковы по своей сути базисные процессы, происходящие на объекте мониторинга;

– каковы инструментальные требования (по надежности, скорости измерения и обработки, обратной связи и т.п.) к системе измерителей, на основе которых будет построена система мониторинга.

На настоящем этапе эти ответы определяются нами как принципиально необходимые для начала деятельности по созданию системы мониторинга.

Нужные показатели и индикаторы предоставляет существующая система контроля. Источники информации берутся из системы информационного обеспечения. Технологии анализа и представления данных являются инструментарием экспертизы.

Результатом проведенных действий будет компактная и емкая информация (верхушка пирамиды мониторинга), на основании которой руководитель может уверенно принять решение о стратегии дальнейшего развития. Таким образом, модель системы мониторинга представляется нам в виде иерархического представления предмета исследования, позволяющего указать цели и ожидаемые результаты исследования.

В настоящее время реформирование системы контроля качества образования значительно отстает по темпам от реформирования содержания образования. Выход из нарастающей проблемы один – немедленно включить в поиск стабилизации создавшегося положения инновационные методы контроля качества образования.

Очень трудно измерить уровень результативности и продуктивности образования. Единственно значительным индикатором здесь служит удовлетворенность потребителя. “Субъективные измерения” часто важны для достижения успеха при оказании услуг, поскольку для потребителя они являются устойчивыми и объективными индикаторами.

Мы полагаем, что необходимо шире обсуждать проблемы мониторинга качества образования в условиях изменения системы образования и предлагаем модель системы мониторинга.

Модель системы мониторинга в средней общеобразовательной школе

Структурные элементы

 

Проблематизация

Вычленение проблемы, поиск противоречий

Целепологание

Определение цели исследования, вытекающей из противоречий

Объект исследования

Определение области исследования (в чем исследуется предмет)

Предмет исследования

Что исследуется,(изменение данного предмета приведет к изменениям в системе)

Параметры

Характеристики, описывающие (отмеривающие) свойства предмета

Критерии

Средство для суждения (признак по которому производится оценка)

Индикаторы

Элемент. отображающий изменения параметра

Инструментарий

Средства и способы выявления изменений по заранее заданным параметрам

Процедуры

Как осуществляется сбор информации

Обработка информации

Статистические данные их отбор и анализ

Управленческие решения

Коррекция

Хранение информации

Накопление банка данных, статистический материал

Прогноз

Ожидаемый результат исследования