Развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа и синтеза

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  1. Закрепить знание детей о гласных и согласных звуках, умения давать качественную характеристику этим звуком (гл. зв; согл. зв: мягкий, твердый, глухой, звонкий) используя акустические и артикуляционные признаки.
  2. Дифференцировать понятия слог, звук, слово, предложение.
  3. Совершенствовать навыки звукослогового анализа и синтеза, используя модели, схемы, цветные фишки, умения определять позицию звука в слове и ударный слог, последовательность звуков и слогов в слове.
  4. Продолжать учить составлять слова из рассыпанных букв, из первых звуков слов. Закреплять навык печатания и чтения слов, разгадывать кроссворды, ребусы, работать над деформированным предложением. Развивать умения детей слышать, различать и повторять слова сходные по звучанию.

Предварительная работа:

– Развитие слухового внимания и речевого слуха на материале неречевых звуков: прослушивание звуков дома, города, природы, пения птиц, рокот машин, завывание ветра, стук капель по стеклу, жужжание жука, кваканье лягушки, плеск воды и т.д.

Оборудование: карта – схема, цветные фишки, буквы, схемы, модели слов, картинки, игрушки.

Ход занятия

Дети заходят в зал, здороваются с гостями. В это время раздаются какие-то странные звуки: шорох бумаги, топот, хлопанье в ладоши, переливание воды, покашливание, чихание.

Логопед: Что за странные звуки слышны?

Дети: Кто – то топает, хлопает, чихает, стучит.

Появляется Буратино и держит в руках конверт. Здоровается с детьми.

Логопед:

– “ Буратино, это ты шумел?”

– “Что ты нам принес?”

– “Ребята, нам Буратино принес послание от лисы Алисы и кота Базилио”.

– В нем сказано, что в нашем детском саду спрятано сокровище. Не хотели бы вы его отыскать? Что там может быть спрятано?

– Золотые монеты, драгоценные камни, разные красивые украшения или еще что-то?

 Буратино принес еще карту – план, где нарисован путь к сокровищу. Давайте познакомимся с картой схемой.

Дети рассматривают.

Логопед: Путь к этому сокровищу очень длинный и трудный. Прежде чем попасть к месту, где находится, сокровище надо преодолеть много испытаний:

– Пройти через темное и сырое подземелье “Злых ошибок”, перебраться через болото, на котором обитает злая болотная Кикимора, дальше путь лежит через владения капризной Бабы-Яги, затем надо пройти через таинственный замок. Ударения, которые охраняет мудрая сова, отгадать какие звуки съел злой Звукоед, помочь доброму и выносливому Словострою, построить слова из звуков и слогов, разгадать кроссворды. Да! Такие испытания могут преодолеть только самые смелые, сообразительные и выносливые дети.

– Вы обладаете такими качествами?

Дети: Да!

Логопед: Ну, тогда в путь!

Итак, первое испытание.

Вы должны ответить стражнику Авдею на несколько вопросов:

  1. Чем отличается звук от буквы?
  2. Какой гласный звук в слове мох?
  3. Какой последний звук в слове кот?
  4. Если сказать вместе звук м и а, что получится?
  5. Какой слог лишний? са – са – ца – са. Сколько звуков в слове му? Какой первый звук, второй?
  6. Сколько звуков – а – в – слова панама?
  7. Есть ли звук – у – в – слова туфли? На каком месте?

Логопед: Ура! Вы ответили на все вопросы и можете продолжать путешествие. Дальше наш путь лежит через “Подземелье злых ошибок”. Для того чтобы его пройти надо преодолеть 3 испытания.

1-е испытание: Исправьте ошибки неправильного произношения слов йяак (рак), иомашка (ромашка), жяска (чашка), гаймоска (гармошка), вука (рука), вуза (лужа), заба (жаба), зук (жук).

Молодцы! Все слова вы сказали правильно!

2-е испытание: Надо определить сколько раз картинка будет названа правильно. Я буду называть картинку то правильно, то неправильно. Если услышите правильное название, хлопните в ладоши.

– улитка, малитка, вулитка, улитка.
– утюг, мутюг, витюг, утюг.
– зайка, дайка, зуйка, зайка.
– груша, гуйфа, груфа, глуса, гуйша, груша, глюса.
– шапка, фапка, хапка, сяпка, сапка, шапка.
–куколка, тутолка, муколка, кутолка.

3-е испытание: Надо сказать предложение правильно. Коза принесла корм девочке. Мяч играет с Сашей. Дорога едет по машине. Мама несет сумку в капусте. Взошло солнце, потому что стал таять снег. День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

Логопед: Ура! Мы выполнили все задания и “Подземелье злых ошибок” осталось позади. Впереди болото, на котором живет злая болотная Кикимора. Мы должны проявить сообразительность и смекалку, чтобы болотная Кикимора стала добрее и помогла перейти через болото.

– Я расскажу вам секрет. Кикимора злится, потому что не может определить, сколько в ее имени слогов и звуков (1,2 или 10?) Помогите, ей и она будет немного добрее.

Дети выполняют задание.

Делят слово “Кикимора” на слоги, звуки определяют их последовательность, дает качественную характеристику звукам и объясняют: выкладывают это слово из фишек и печатают.

Логопед: Ребята, задания вы выполнили правильно и “Кикимора” стала немного добрее.

Логопед: Ребята, недавно “Кикимора” гуляла по болоту и нашла очень много картинок и не знает, что с ними делать: пускать как самолетики или строить домики?

– Давайте покажем, в какую игру можно играть с этими картинками.

Игра: “Цепочка слов”.

– Ребята, “Кикимора” совсем стала добрая. За то, что вы ей помогли определить, сколько слогов и звуков в ее имени, показали как надо играть с картинками она дарит вам своего любимого попугайчика Кешу. который и покажет как можно перейти болото.

– Фу! Наконец– то, мы прошли болото. Дальше по плану владение капризной Бабы Яги. Дорога длинная, чтобы вы не скучали, попугайчик Кеша предлагает поиграть в слова.

– Кому он сядет на плечо, тот и будет повторять слова:

день – пень – лень.
мак – бак – так.
кошка – мошка – ложка.
бочка – точка – кочка.
трава – дрова.
ком – дом – том.

– Вот и владение Бабы Яги. Недавно над ее домом пролетел Змей Горыныч. Он поломал ей забор, от страха она растеряла все свои бусы.

– Сейчас вы должны построить ей забор, да не простой, а волшебный, из длинных и коротких слов.

Логопед: Чем мы обозначаем слова?

Дети: Цветными полосками.

Логопед: Чем отличается длинное слово от короткого?

Дети: В коротком слове мало звуков, а в длинном – много.

1-е задание.

Строят забор из слов: дом, аквариум, мак, строитель, сом, автобус, художник, самовар, сыр.

2-е задание.

Надо собрать бусы. Бусы надо собирать в таком порядке: сначала бусину, название которой начинается на звук -б – (белая), -з – (зеленая), -ж – (желтая), -б – (белая).

3-е задание.

Логопед: сегодня какой день недели?

Дети: среда.

Логопед: с какого звука начинается слово среда?

Дети: со звука – с-.

Логопед: В среду Баба Яга готовит еду из продуктов, в названии которых слышится звук – с -, но она забыла. Помогите ей вспомнить эти продукты.

Дети: мясо, сало, колбаса, сардельки, сок, милиционер, ананас, абрикосы, свекла, капуста, масло, рис.

Логопед: Баба Яга очень рада, что вы помогли построить забор, собрать бусы и вспомнить продукты питания, в названии которых слышится звук – с-.

За это она вам дарит подарки– карточки с картинками, в которых спрятаны волшебные слова. А узнать их можно по первым звукам названий картинок.

Дети выполняют задание с карточками.

Логопед: Дальше наш путь лежит через таинственный замок “Ударения”, который охраняет мудрая сова.

Она предлагает вам выполнить 2– задания.

1-е задание.

– Определить какое слово заблудилось у совы на чердаке: зубы, забор, заяц, жаба, завод, звезда.

Дети: заблудилось слово жаба, потому что все слова начинаются на звук -з-, а жаба на звук -ж-.

– жук, желуди, зонт, шарф, шайба, шакал, шар.

2-е задание.

– Надо выделить ударный слог в слове с помощью палочки и модели слова. Игра: “Куда положить палочку?”

Слова: весы, коса, лиса, лоза, замок, замок.

Логопед: Ребята, вы все задания выполнили правильно и “Замок Ударения” остался позади.

– Давайте посмотрим карту план. Мы не заблудились? Нет.

– Дальше путь наш лежит через владения “Звукоеда”. Давайте по пути повторим чистоговорки:

Та – ра – ра – на прогулку нам пора.
Ва – ва – ва – на суку сидит сова.
Ла – ла – ла – Мила в лодочке плыла.

Логопед: Вот и “Звукоед”. Он сможет показать дальнейший путь к сокровищу, если вы отгадаете какой звук съел Звукоед в словах.

1-е задание:

– удо – ка, ко – ка, лягу – ка, – уп, пау -, – омашка, – уна.

2-е задание:

– Повторить слова: аквариум, милиционер, мотоциклист, велосипедист, светофор, автобусная остановка.

3-е задание:

– Определить место звука в слове с помощью схемы:

рак, барабан, топор.

Скажем ласковые слова “Звукоеду”, чтобы он стал добрее. Дети называют: добрый, умный, вежливый, красивый, веселый, трудолюбивый.

Дальше наш путь лежит через владение, где живет добрый и вежливый “Словострой”:

1-е задание: он покажет вам путь к сокровищу, если вы составите слова из слогов.

– Дети составляют слова из слогов.

2-е задание: составить слова из первых слогов названий картинок: крыша + лошадь = крыло. луна + жаба = лужа.

3-е задание: разгадать кроссворды.

Логопед: Вот и сокровище. Его охраняют 4 животных: слон, белка, волк и лиса.

– Для того чтобы его открыть, надо правильно расселить их по домикам. На домиках нарисованы модели слов.

Дети выполняют задание и открывают шкатулку.

– Что там? Давайте посмотрим! Что это?

Дети: Книга.

Логопед: Ребята, вы отыскали настоящее сокровище.

– Ведь не зря говорят. Книга молчит, но уму разуму учит. Книга– это источник знаний. Кто с книгою дружит, тот сможет преодолеть любые испытания. А еще в шкатулке лежат конфеты. Раздаются детям. Вот и закончилось наше путешествие. Мне было приятно с вами путешествовать и жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться.

– Что вам больше всего понравилось в занятии?

– Какие задания вам показались интересными?

– Какие задания были трудными?

На этом занятие заканчивается. Дети прощаются и уходят.