Создание условий для организации прогулки на участке в зимний период в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. (Н.А.Семашко)

Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.

Здоровьесберегающие режимные моменты занимают особое место в дошкольном образовании. К ним относятся физкультурные занятия, закаливающие процедуры, физ. минутки, различные виды гимнастик, прогулки и др.

Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия: расчистить участок от снега, соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание). Оформление зимних участков - работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому привлечение родительской общественности является обязательным условием.

Ежегодно мы проводим смотр-конкурс зимних участков "Зимняя сказка". Конкурс проходит в несколько этапов: подготовительный, проектировочный, практический, итоговый.

Целью подготовительного этапа является привлечение внимания педагогов, медицинских работников, родительской общественности к проблеме создания условий для физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в зимний период; создание материальной базы, системы координации усилий участников проекта. На данном этапе совместно с членами Творческой группы ДОУ мы разрабатываем (корректируем) Положение о смотре-конкурсе (Приложение 1), рекомендации по оформлению зимних участков (Приложение 2), анализируем материально-техническую базу (наличие необходимого инвентаря и пр.), разрабатываются инструкции для воспитанников по ОБЖ (Приложение 3), консультационный материал.

Проектировочный этап (цель: совместная разработка воспитателями, родителями и воспитанниками детского сада проектов плана зимних построек на участке ДОУ) необходим для определения педагогами единой темы оформления участков ("Космическое путешествие", "Приключение Незнайки", "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина" и др.), разработки схем снежных построек, оформление веранд. Схемы согласуются с заместителем директора по УВР, инженером по охране труда, директором. На этом же этапе разрабатывается план реализации проекта, определяются формы и методы вовлечения родителей в совместную деятельность по данному направлению. В период проектировочного этапа проводятся консультации ("Советы по украшению снежных фигур", "Рецепт "снежного теста"", "Снежный городок" и др.) и мастер-классы по изготовлению украшений и выносного оборудования из бросового материала для педагогов и родителей. Воспитанники рисуют работы для тематической выставки рисунков, готовят пригласительные билеты на субботник для родителей.

Практический этап (цель: совместное оформление воспитателями, родителями и детьми участков детского сада в соответствии с представленными проектами планов) самый сложный. Мы организуем субботники, на которых сотрудники детского сада, дети, родители работают совместно. У каждого свои обязанности: кто-то строит горку, кто-то малые формы, кто-то воду носит: Повара пекут пироги, кто-то присматривают за детьми.: В общем, работа есть для каждого!!! После субботника педагоги оформляют фотогазеты, благодарственные плакаты, письма-хваленки и пр.

И, наконец, итоговый этап (цель: определить качество условий, созданных для организации прогулок в зимний период; соблюдение правил ОБЖ на участках) - время подведения итогов. Комиссия, которая выбирается коллективом, оценивает проделанную работу: соответствие всех построек предъявляемым требованиям, эстетический вид, наличие свободного пространства для организации подвижных игр, соблюдение требований охраны безопасной жизнедеятельности воспитанников и прочее (критерии описаны в Положении о смотре-конкурсе) (Приложение 4).

Нами подобран, разработан, систематизирован консультационный материал, методические рекомендации. Большое значение придаем охране жизни и здоровья воспитанников: разработаны инструкции по ОБЖ воспитанников во время прогулки в зимний период, беседы с детьми на тему: "Осторожно! Железные предметы!", "Внимание! Горка!", "Осторожно! Гололед!", "Скольжение по ледяной дорожке" и др., разработаны рекомендации по оформлению прогулочного и спортивного участков.

Оформление зимних прогулочных участков трудное, но в тоже время благодарное занятие: "Жизнерадостность - это не только признак здоровья, но и еще самое действенное средство, избавляющее от болезней" - писал С.Смайлс. С какой гордостью дети совместно с родителями строят горку, малые игровые формы!!! С каким удовольствием проводят прогулку воспитатели и играют воспитанники на оформленных участках!!!

Список литературы.

  1. Хухлаева Д.В., Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях, М. "Просвещение",1984г.- 207с. (115-119)
  2. Синкевич Е.А., Большаева Т.В. Физическая культура для малышей, СПб, 2001-98с.
  3. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет, М. "ТЦ Сфера", 2009 -128с.
  4. Синягтна Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей, М. "Владос", 2004-150с.
  5. Орл В.И., Агаджанова С.Н., Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие, СПб "Детство-Пресс", 2006-176с.